Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Открытые онлайн курсы глазами преподавателей КНИТУ-КАИ

20.12.2017

Пожалуй, ни одна инновация в области образовательных технологий, имевшая место в последние годы, не вызывала столь неоднозначного отношения со стороны академической общественности, как электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Пожалуй, ни одна инновация в области образовательных технологий, имевшая место в последние годы, не вызывала столь неоднозначного отношения со стороны академической общественности, как электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Периодически проводимое Отделом электронных технологий в образовании (ОЭТвО) анкетирование преподавателей КНИТУ-КАИ позволяет определить «вектор» общественного мнения по этим вопросам, а также выявить как «точки роста», так и существующие здесь проблемы.

На вопросы Анкеты «Открытые онлайн курсы: PRO & CONTRA» ответил 51 преподаватель КНИТУ-КАИ. Как показали ответы респондентов, у многих преподавателей всё ещё нет чёткого понимания смысла терминов «онлайн-курс», «электронный курс», «МООК (массовый открытый онлайн курс)», «электронное обучение» и «дистанционное обучение». Поэтому вначале приведём определения этих понятий:

- Онлайн-курс – целенаправленная (обеспечивающая достижение конкретных результатов и направленная на формирование предусмотренных образовательными программами высшего образования компетенций) и определенным образом структурированная совокупность видов, форм и средств учебной деятельности, реализуемая с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий на основе комплекса взаимосвязанных в рамках единого педагогического сценария электронных образовательных ресурсов. («Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием онлайн курсов» Министерства образования и науки РФ от 05.09.2017).

- Электронный курс – электронный образовательный ресурс определённого вида, разработанный в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, размещённый и используемый в системе управления обучением.

- МООК (англ.: MOOC – Massive Open Online Courses) – массовые открытые онлайн курсы – одна из современных форм дистанционного образования.

- Электронное обучение (ЭО) – организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса (ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», п.1 ст.16).

- Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ФЗ № 273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», п.1 ст.16).

- Дистанционное обучение – (англ.: distance – расстояние) – обучение на основе применения дистанционных образовательных технологий.

Определения этих и других терминов по данной тематике, а также разъясняющие материалы и релевантные публикации Вы найдёте в разделе «Терминология e-Learning» Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ.

Первым пунктом анкеты был вопрос:

Ваше отношение к созданию и использованию открытых онлайн курсов.

Ответы распределились следующим образом:

- Это – объективная тенденция развития образования во всём мире (55%)

- Это – веяние времени, своего рода «мода», которая вскоре пройдёт (20%)

- Это – весьма вредное явление, т.к. классическое образование заменяется неким «суррогатом» (25%).

Очевидно, что скепсис преподавателей по отношению к современным образовательным технологиям, доходящий до полного их неприятия, связан, в первую очередь, с их недостаточной осведомлённостью в этой области. Для ОЭТвО КНИТУ-КАИ такая ситуация означает необходимость активизации работы по ознакомлению ППС с возможностями электронного обучения, по распространению передового опыта российских и зарубежных вузов в этом направлении.

Вопрос второй звучал так:

Хотите ли Вы получать больше информации о крупных международных и российских событиях в сфере электронных образовательных технологий?

Этот вопрос также «расколол» преподавателей университета на два «лагеря»:

- Да, это было не только интересно, но и полезно в моей преподавательской работе (68,6%).

- Нет, я считаю, что внедрение электронных образовательных технологий несёт в себе большую угрозу – как для студентов, так и для преподавателей и вузов – и потому не следует их пропагандировать (23,5%).

- Четыре преподавателя (7,8%) ответили кратко: «Меня это не интересует».

Миф о том, что «как только преподаватель разработает собственный электронный курс, его тут же уволят с работы», на удивление, необычайно живуч. Впрочем, если обратиться к истории, общество во все времена с большой опаской относилось к любым инновациям. Один из ярких примеров: вскоре после выхода Macintosh, с лёгкой руки журналиста Криса Гойенса (Chrys Goyens), посыпался град критики на использование графических интерфейсов – использование компьютерной «мыши» для наведения курсора на различные объекты, представленные «иконками» (папки, файлы, ярлыки программ), использование таких инструментов как электронный калькулятор, «палитра» и мусорное ведро было названо «икономанией» и объявлено «сомнительным благом, не дающим никаких улучшений» [1].

Рецидивы сопротивления инновациям существуют и в современном обществе. Синдром «неприятия чужой разработки» (англ.: N.I.H.syndrome – The not invented here syndrome) [2] был описан ещё в 1967 г. американским исследователем Р.Клагеттом. Психологические, социальные и иные барьеры «мнимых» рисков, связанных с внедрением инноваций, и прочие причины ретроградства сегодня довольно широко изучаются специалистами (например, [3]). Преодолеть эти барьеры в КНИТУ-КАИ, очевидно, можно только при условии, что на это будет направлена и политика руководства, закреплённая в локальной нормативной базе, и образовательная и просветительская деятельность ОЭТвО (обучение преподавателей методологии создания и использования электронных курсов, экспертиза курсов, организация конкурсов лучших авторов, популяризация передового опыта электронного обучения и т.д.), и слаженная работа всех подразделений университета (Учебно-методического управления, Департамента информационных технологий), и каждодневная работа преподавателей с применением ЭО, ДОТ.

Широкий спектр ответов показал Вопрос № 3:

Хотели ли бы Вы участвовать в создании открытого онлайн курса и в последующем преподавании (тьюторстве) с его использованием?

- Да, если мне будет гарантирован высокий уровень дохода (47,1%)

- Нет, так как я считаю, что это всё несерьёзно (17,6%)

- Пока не определился(ась), нужно больше информации (11,8%)

- Нет, ни при каких условиях (7,8%)

- В принципе да, но мне не хватает соответствующих знаний (5,9%).

По одному человеку заявило, что «создание онлайн курсов занимает очень много времени, и потому нужны меры дополнительного стимулирования преподавателей» и «на это мне не хватает свободного времени», и двое дали положительный ответ без всяких дополнительных условий.

Последний вопрос анкеты звучал так:

Какие вопросы Вы считаете целесообразным обсудить в рамках рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ?

Среди наиболее актуальных тем респонденты назвали необходимость пересмотра учебной нагрузки преподавателей с учётом затрат времени на разработку и использование электронного курса, а также необходимость оснащения большего количества аудиторий мультимедийным оборудованием. Прозвучало предложение создать электронный курс по физике для абитуриентов, так как «это позволит заинтересованным абитуриентам, в научно популярной форме готовиться к ЕГЭ, а вузу получать хорошо подготовленных первокурсников».

Ссылки

  1. К. Ходаковский. 33 года назад Вышедший 33 года назад Apple Macintosh критиковали за отказ от командной строки  // 3D News. (29.01.2017)
  2. Robert Clagett. Receptivity to Innovation – Overcoming N.I.H., Massachusetts Institute of Technology, USA, http://vikent.ru/enc/5119/
  3. Шмелёв. А.Г. О психологических механизмах сопротивления инновациям // Экспертное сообщество профессиональных психологов. (20.10.2016)

Уважаемые преподаватели КНИТУ-КАИ!

Отдел электронных технологий в образовании благодарит всех преподавателей, ответивших на вопросы нашей Анкеты. Анкетирование является открытым. Мы стараемся учесть мнения преподавателей по содержащимся в Анкете вопросам при разработке проектов локальных нормативных документов и при планировании работы нашего Отдела.

Ждём Ваших ответов.

АНКЕТА «Открытые онлайн курсы – PRO и КОНТРА»

 

Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ», электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru или телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631. Ждём Ваших вопросов и предложений.

Отдел электронных технологий в образовании

 

Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle

16.04.2024

Повышение квалификации «Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle» от Центр профессионального и...

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»