Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Учимся дистанционно

29.01.2018

Итоги обучения очередной группы преподавателей КНИТУ-КАИ по программе повышения квалификации «Методология создания и использования электронных курсов»

Необходимым условием эффективности электронного обучения в вузе является подготовка профессорско-преподавательского состава. Такая подготовка имеет две составляющие: методологическую и технологическую. Обучение преподавателей КНИТУ-КАИ методологии создания и использования электронных курсов составляет одно из основных направлений деятельности Отдела электронных технологий в образовании (ЭТвО). Предлагаем Вам ознакомиться с анализом результатов обучения очередной группы слушателей одноимённой программы повышения квалификации.

Несколько слов о программе повышения квалификации «Методология создания и использования электронных курсов»

Программа «Методология…» является полностью дистанционной. Можно сказать, что она построена по «рекурсивному» принципу – обучение слушателей методам применения дистанционных образовательных технологий ведётся посредством этих самых технологий. Применение дистанционной формы обучения сделало программу доступной для слушателей не только головного университета, но и его филиалов и даже для преподавателей из других вузов.

Напомним, что вопросы повышения квалификации ППС КНИТУ-КАИ посредством реализации программы «Методология…» подробно рассмотрены в заметке, опубликованной Отделом ЭТвО на Портале КНИТУ-КАИ 20.10.2017 в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ.

Каждая группа слушателей имеет свою специфику. В чём специфика последней (на данный момент) группы слушателей?

Эта группа была самой большой за всю историю реализации программы «Методология…» в КНИТУ-КАИ (с ноября 2015 г.) – 42 человека.

Большую часть слушателей составляли неказанцы, а именно: почти весь коллектив Набережночелнинского филиала КНИТУ-КАИ (33 человека, включая директора филиала Л.Р. Ягудину и ответственную за электронное обучение в филиале С.З. Самаренкину) и один слушатель – профессор Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.

Тот факт, что большинство слушателей – сотрудники одного подразделения университета, сыграло положительную роль – преподаватели активно взаимодействовали друг с другом в процессе обучения, более «продвинутые» помогали тем, кто хуже владел компьютерными технологиями. В этой связи хочется посоветовать руководителям учебных подразделений формировать группы из преподавателей вверенных им коллективов для повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий.

Насколько результаты обучения слушателей соответствуют их ожиданиям при записи на программу «Методология…»?

Этот вопрос был одним из главных, который задавался слушателям программы при защите ими выпускных квалификационных работ (ВКР). Напомним: ВКР представляют собой описание структуры и метаданных электронных курсов, разработанных слушателями в процессе (дистанционного) обучения по данной программе. Защита ВКР, как обычно, проводилась в формате вебинара. Видеозаписи вебинаров доступны в электронном курсе, используемом в поддержку обучения по программе «Методология…».

Для того, чтобы оценить степень соответствия достигнутых результатов обучения с предполагаемыми, при обучении каждой группы слушателей проводится два анкетирования: входное (при зачислении на программу) и итоговое (по окончании обучения). Обе анкеты (созданные средствами Google Forms) являются электронными – это не только делает сам процесс анкетирования очень простым и удобным для слушателей, но и позволяет наглядно визуализировать результаты анкетирования за счёт построения диаграмм.

Все слушатели отметили соответствие полученных результатов своим ожиданиям (на полное соответствие указали 73,8% респондентов, на соответствие в основном – 26,2%) – см. Рис.1:

Рис.1. Распределение ответов на вопрос о соответствии результатов обучения ожиданиям

Некоторые преподаватели признались, что вначале испытывали определённый скепсис по поводу эффективности дистанционного обучения, который, однако, скоро развеялся благодаря хорошо продуманной организации обучения, правильной структуре курса, интересному и разнообразному учебному материалу. По мнению слушателей программы, очень полезными оказались пошаговые видеоинструкции, записанные тьютором программы В.Н. Устюговой, это – 17 учебных видеороликов (продолжительностью от 3-х до 15-ти минут), помогающих обучаемым ориентироваться в электронном курсе, осваивать учебные материалы, выполнять задания.

Абсолютно все слушатели отметили повышение своего уровня владения информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) (см. Рис.2):

Рис.2. Распределение ответов на вопрос об уровне владения ИКТ

Характерно, что среди слушателей этой группы были и те, кто уже ранее обучался работе в BlackBoard в рамках другой программы повышения квалификации. Однако все они отметили, что для создания полноценного электронного курса им не хватало именно знаний методологии электронного обучения, умения структурировать материалы и проектировать образовательную траекторию. В итоге, 64,3% слушателей поняли, как нужно модернизировать ранее созданные ими курсы, 52,4% указали, что готовы создать свой первый электронный курс, 47,6% заинтересовались возможностями применения новых средств представления информации (в частности, программного обеспечения Screencast-O-Matic, предназначенного для самостоятельной видеозаписи происходящего на экране) в практике своей преподавательской работы, 38,1% решили изменить те элементы своих электронных курсов, которые «ответственны» за обратную связь с обучаемыми и за реализацию коммуникаций («тьютор – обучаемый» и «обучаемый – обучаемый») – см. Рис.3:

Рис.3. Распределение ответов на вопрос о результатах освоения программы «Методология…»..

Каковы планы Отдела ЭТвО по дальнейшей реализации программ повышения квалификации преподавателей университета в области электронного обучения, дистанционных образовательных технологий?

При разработке и реализации программ повышения квалификации мы, главным образом, ориентируемся на потребности наших слушателей – преподавателей КНИТУ-КАИ. Как показали результаты обучения последней группы, следует уделить больше внимания вопросам использования электронных курсов для обеспечения веб-поддержки обучения студентов по программам бакалавриата и магистратуры. В настоящее время сотрудники Отдела ЭТвО работают над новой программой повышения квалификации, где будет сделан акцент именно на применении различных инструментов электронного обучения, оценочных средств и т.д.

Как уже было сказано, преподаватели университета сильно различаются по уровню подготовки в области ИКТ, многие уже обучены по программам повышения квалификации, связанным с созданием электронных курсов (или получили подробные консультации от специалиста ОЭТвО в процессе проведения экспертизы электронных курсов). Поэтому имеет смысл создать программы повышения квалификации для более «продвинутых» слушателей. Проще говоря, мы хотим сделать так, чтобы каждый слушатель мог выбрать программу повышения квалификации, соответствующую уровню его знаний и навыков.

Кроме того, в планах Отдела ЭТвО – усилить популяризацию дистанционных программ повышения квалификации и активнее привлекать на них преподавателей из других вузов. Это должно не только стать одним из направлений PR-кампании КНИТУ-КАИ, но и обеспечить определённый финансовый результат.

Благодарности

Отдел электронных технологий в образовании благодарит начальника Организационно-аналитического отдела Корпоративного института КНИТУ-КАИ Т.С. Никитину и заместителя начальника Отдела С.В. Дегтярёву за хорошую организацию документационного сопровождения программы и плодотворное сотрудничество.

 


Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ», электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru или телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631. Ждём Ваших вопросов и предложений по вопросам внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ.

Отдел электронных технологий в образовании

 

 

Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle

16.04.2024

Повышение квалификации «Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle» от Центр профессионального и...

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»