Итоги проектной сессии «Опыт создания и встраивания онлайн-курсов (MOOCS) в образовательные программы университетов»
Быстрое развитие образовательных технологий – не просто одна из примет современности. Образование – как в России, так и за рубежом – в недалёком будущем ждут кардинальные изменения. Электронные технологии открывают возможности для качественного скачка в образовании, когда изменится и роль университетов, и функции преподавателей, и организация учебного процесса, обострится конкуренция между вузами. В этих условиях вузам важно чётко понимать свои цели и задачи, выстраивать свою политику так, чтобы не уступить достигнутых позиций. В частности, это касается политики вузов в отношении использования массовых открытых онлайн курсов (англ.: Massive Open Online Courses, MOOCs).
Анализу опыта создания и встраивания онлайн-курсов (MOOCS) в образовательные программы университетов была посвящена состоявшаяся в феврале 2018 г. проектная сессия, в которой приняли участие представители ведущих российских университетов – участников проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ»: НИТУ «МИСиС», ИТМО, ТГУ, МФТИ, УРФУ и других. (Напомним, что о «Современной цифровой образовательной среде в РФ» как о приоритетном проекте развития российского образования шла речь в нашем материале «Зимняя школа преподавателя» от 23.02.2018 [1]). Особое внимание на сессии было уделено организационному и финансовому аспектам внедрения MOOCs в структуру обучения в вузе.
Каковы основные цели использования MOOCs в университетском образовании?
Как подчёркивалось выступавшими, внедрение MOOCs позволяет вузам комплексно решить целый ряд взаимосвязанных задач. Это:
- усиление связи университетского образования с практикой (в том числе и за счёт использования электронных тренажёров и симуляторов, например, виртуальных бурильных установок, месторождений и прочее);
- обеспечение выработку у обучаемых тех компетенций, которые предусмотрены соответствующими образовательными программами;
- обеспечение высокого качества контента и методического сопровождения учебного процесса за счёт «прозрачности» системы оценивания курса, за счёт формирования объективной аналитики по широкому спектру параметров (непрерывного сбора и анализа многомерных данных, характеризующих процесс обучения с использованием MOOCs);
- мониторинг прогресса обучаемых посредством организации текущего, промежуточного и итогового контроля, выявление наиболее успешных, талантливых студентов и, наоборот, отстающих, обеспечение гибкости образовательных траекторий, индивидуализация обучения (студент получает большую свободу выбора курсов и последовательности их изучения);
- создание междисциплинарных программ;
- стимулирование обучающихся к самообразованию;
- переход от вертикальных связей к горизонтальным;
- обеспечение доступа к высшему образованию для широкого круга лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- перезачёт дисциплин, изученных посредством MOOCs.
Как использование MOOCs влияет на работу преподавателей университета?
Этот вопрос, по нашему мнению, волнует преподавателей особенно остро, порождая широчайший спектр мнений – с одной стороны, можно наблюдать завышенные ожидания преподавателей, связанные с использованием MOOCs в рамках основных образовательных программ, с другой – напротив, бытуют мифы о той мнимой угрозе, которые несут в себе открытые онлайн курсы (немало вузовских преподавателей боятся потерять работу, боятся что MOOCs сделают их труд ненужным).
Будем реалистами – встраивание MOOCs в университетское образование – это объективный процесс, и то, насколько он будет эффективным, зависит сегодня от каждого вуза и от каждого преподавателя.
Несомненно (и это в очередной раз было подтверждено в выступлениях участников проектной сессии), внедрение MOOCs связано с изменением трудовых функций преподавателей. Вузам необходимо обеспечить возможность для плавной адаптация своих преподавателей к новым условиям труда – для этого необходимо организовать обучение преподавателей в рамках программ повышения квалификации. Современному преподавателю вуза необходимы новые компетенции – он должен не только и не столько быть носителем информации, сколько организатором учебного процесса, методистом, тьюьтором, наставником, ментором… Современный преподаватель не только должен владеть дистанционными образовательными технологиями, уметь работать в системе управления обучением, но и обеспечивать методическое сопровождение учебного процесса, реализовать оперативную обратную связь, адаптировать образовательные траектории в соответствии с потребностями и способностями обучаемых.
Отдельно следует выделить возможности создания авторских MOOCs и последующего их сопровождения.
Требует ли встраивание MOOCs в образовательные программы университетов изменения локальной нормативной базы вузов?
Да, конечно. Необходимость приведения локальной нормативной базы университета в соответствие с условиями внедрения MOOCs очень чётко прозвучала через большинство докладов, сделанных на проектной сессии.
Изменение локальной нормативной базы связано с
Предлагаем Вам ознакомиться с программой проектной сессии [2] и видеозаписью трансляции [3] и высказать своё мнение по рассмотренным вопросам.
Источники
1. «Зимняя школа преподавателя: как лучший опыт электронного обучения в российских вузах может быть использован в КНИТУ-КАИ?» // Материал Отдела ЭТвО в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ
2. Программа проектной сессии «Опыт создания и встраивания онлайн-курсов (MOOCS) в образовательные программы университетов»
3. Видеозапись трансляции (хронометраж – 3 ч. 01 мин.)
Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ», электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru или телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631. Ждём Ваших вопросов и предложений по вопросам внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ.
Отдел электронных технологий в образовании
Комментарии к странице Комментарии к странице