Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Электронное обучение в КНИТУ-КАИ глазами преподавателей

09.04.2018

Отдел электронных технологий в образовании предлагает обсудить итоги анкетирования преподавателей КНИТУ-КАИ по вопросам внедрения лучшего опыта электронного обучения в российских и зарубежных вузах.

Электронное обучение сегодня прочно входит в образовательную деятельность вузов. Эффективность этого процесса в каждом отдельном университете во многом зависит от политики вуза, от той стратегии, которая определяет цели и задачи университета на пути внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ), от конкретных механизмов реализации стратегических целей и задач, от того, насколько стратегическое развитие вуза в данном направлении реализует принцип обратной связи, известный в общей теории систем как фундаментальный закон управления. [1].

В университете реализация принципа обратной связи требует непрерывного мониторинга общественного мнения, аналитического осмысления результатов и принятия соответствующих мер. Отдел электронных технологий в образовании (далее – Отдел ЭТвО) КНИТУ-КАИ, в функции которого входит организация и координация всех видов деятельности по внедрению ЭО, ДОТ, регулярно осуществляет анкетирование преподавателей и студентов вуза по различным вопросам электронного обучения. Результаты анкетирования учитываются нами при разработке и/или обновлении локальных нормативных документов, связанных с внедрением ЭО, ДОТ, а также при разработке и реализации программ повышения квалификации ППС КНИТУ-КАИ в области электронного обучения, при организации и проведении конкурсов среди авторов электронных курсов, при подготовке публикаций для рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ.

В рамках данной публикации мы предлагаем Вам ознакомиться с результатами одного из опросов, проводимых Отделом ЭТвО, и принять участие в обсуждении результатов анкетирования по теме:

 «О внедрении лучшего опыта электронного обучения в КНИТУ-КАИ»

Данное анкетирование проводится с целью:

– оценить уровень понимания преподавателями КНИТУ-КАИ того, как изменяется роль преподавателя университета в условиях внедрения ЭО, ДОТ;
– оценить заинтересованность ППС в ознакомлении с лучшим опытом применения ЭО, ДОТ в российских и зарубежных вузах;
– выработать меры по повышению эффективности внедрения ЭО, ДОТ в КНИТУ-КАИ.

Получены следующие результаты:

50% респондентов считают, что роль преподавателя вуза в современных условиях состоит в том, чтобы «научить студента самостоятельно добывать знания (т.е. формировать предусмотренные в Рабочей программе компетенции) под контролем и при участии преподавателя» – это полностью соответствует современной парадигме высшего образования.

Близкую позицию высказали ещё 23, 3% опрошенных: «роль преподавателя – научить студента работать самостоятельно и контролировать усвоение знаний (в рамках текущего, промежуточного и итогового контроля)».

Оставшиеся участники показали широкий спектр мнений – от консервативного: «роль преподавателя сегодня – такая же, как и прежде - донести до студента определённый объём информации и проверить, насколько он её запомнил» (10%) до прогрессивного «нужен индивидуальный подход в зависимости от конкретных качеств обучаемых» (3,3%).

Радует, что никто из опрошенных не выбрал провокационный вариант ответа: «профессия преподавателя скоро станет ненужной, т.к. будут хорошие электронные ресурсы, позволяющие полностью перенести обучение в Интернет».

На вопрос: «Считаете ли Вы необходимым знакомиться с опытом российских и зарубежных вузов в области электронного обучения?» большинство (76,6%) респондентов ответили утвердительно, 20% посчитали, что «ознакомление с опытом электронного обучения в других вузах – личное дело каждого преподавателя» и лишь один человек счёл это совершенно излишним. Таким образом, можно сделать вывод о том, что преподаватели КНИТУ-КАИ в целом заинтересованы в получении знаний о передовом опыте в области ЭО, ДОТ; сотрудники Отдела ЭТвО намерены развивать «популяризаторскую» деятельность в этом направлении.

Из предлагаемых к рассмотрению средств ознакомления ППС КНИТУ-КАИ с опытом российских и зарубежных вузов в области электронного обучения наиболее целесообразными были названы:

– регулярное проведение Отделом ЭТвО вебинаров по вопросам электронного обучения (50%);
– новостная рассылка по электронной почте (50%);
– регулярная публикация Отделом ЭТвО аналитических статей на Портале КНИТУ-КАИ (с обратной связью в виде опроса) (36,7%);
– регулярное проведение Отделом ЭТвО очных семинаров в учебных подразделениях университета (26,7%);
– один человек счёл необходимым возложить функцию информирования ППС на ответственных за внедрение  ЭО, ДОТ в структурных подразделениях университета и один лаконично ответил, что «достаточно того, что есть».

Все названные средства распространения информации будут использоваться сотрудниками Отдела ЭТвО для повышения осведомлённости ППС в области ЭО, ДОТ.

В качестве первоочередных мер по стимулированию преподавателей к разработке и внедрению собственных электронных курсов

– большинство (76,7%) назвали обучение преподавателей по программе повышения квалификации «Методология создания и использования электронных курсов»;
– 66,7% – материальное стимулирование преподавателей;
– 56,7% – приобретение компьютерного оборудования и специального программного обеспечения для оснащения мультимедийных аудиторий;
– 26,7% – лучшее информирование ППС о передовом опыте применения ЭО, ДОТ в российских и зарубежных вузах;
– 20% – совершенствование локальной нормативной базы электронного обучения;
– 13,3% – моральное стимулирование преподавателей;
– 6,7% – усиление работы ответственных за ЭО, ДОТ в структурных подразделения КНИТУ-КАИ;
– 3,3% – обеспечение качественной экспертизы электронных курсов.

Следует отметить, что в отличие от обучения преподавателей КНИТУ-КАИ по программе «Методология…», информирования ППС о лучшем опыте в области электронного обучения, развития локальной нормативной базы, проведения экспертизы электронных курсов и морального стимулирования (посредством проведения конкурсов, создания видеопрезентаций лучших электронных курсов и публикации их на сайте Отдела ЭТвО на Портале КНИТУ-КАИ [2], публикаций тематических материалов в рамках рубрики «Новости электронного обучения», т.е. функций, выполняемых Отделом ЭТвО, реализация таких мер как материальное стимулирование ППС и оснащение мультимедийных аудиторий, должно решать комплексно, с участием учебных подразделений, Департамента информационных технологий и других структур в составе КНИТУ-КАИ. Здесь важна инициатива самих преподавателей, методических работников и руководства кафедр, институтов/факультета и филиалов КНИТУ-КАИ.

Отдел электронных технологий в образовании благодарит всех преподавателей и студентов КНИТУ-КАИ, принявших участие в наших опросах.

Напоминаем, что все опросы являются открытыми – вы можете высказать своё мнение по любому из них:

«О внедрении лучшего опыта электронного обучения в КНИТУ-КАИ»
«Открытые онлайн курсы – PRO & CONTRA»
«Учебное видео в КНИТУ-КАИ глазами преподавателей»
«Как повысить эффективность электронного обучения в КНИТУ-КАИ?»
«Об использовании авторских электронных курсов в учебном процессе»
«Электронное обучение в КНИТУ-КАИ глазами студента»

В последующих публикациях мы продолжим обсуждать ваши ответы на вопросы анкет и предложим пути решения наметившихся проблем.

Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать:

– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;
– электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;
– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

Ждём Ваших вопросов и предложений по вопросам внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ.

Источники

1. Норберт Винер. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. – М.: Советское радио, 1968.— 325 с.
2. Раздел «Медиатека / Видеопрезентации» сайта Отдела электронных технологий в образовании на Портале КНИТУ-КАИ. [Интернет-ресурс] URL: https://kai.ru/web/eto/videoprezentacii

Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle

16.04.2024

Повышение квалификации «Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle» от Центр профессионального и...

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»