Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Учебный видеоконтент в инженерном образовании

19.06.2018

В рубрике «Новости электронного обучения» – обзор YouTube-каналов, предлагаемых к использованию в инженерном образовании в КНИТУ-КАИ.

Онлайн-видео vs кино и телеви​дение

Заметной особенностью современного Интернета является высокая роль видеоконтента. Это можно утверждать, основываясь хотя бы на впечатляющей статистике просмотров и многочисленности аудитории популярнейших каналов видеохостинга YouTube. В частности, сегодня аудитория самого популярного русскоязычного канала Get Movies составляет более 18,5 млн. подписчиков, а число просмотров его видеороликов превышает, казалось бы, невероятные 16,5 млрд. [1]. Учитывая общее количество видеороликов на канале (2664), нетрудно подсчитать, что на один видеоролик приходится около 6,2 млн. просмотров. Такой многочисленной аудитории позавидует любой федеральный телеканал! 

Если говорить о молодёжной аудитории, о студенчестве, то здесь просмотр онлайн-видеороликов фактически вытеснил телевидение и бытовые проигрыватели. Кстати, по-видимому, именно попытками держаться в русле этих тенденций объясняется тот факт, что формат видеолекций является основным форматом учебного контента на большинстве многочисленных площадок Массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Текстовая информация является при этом вспомогательной. Не будем оценивать эффективность данного подхода, но, тем не менее, его существование является неоспоримым фактом. 

Наибольшей популярностью сегодня (как среди русскоязычной, так и среди международной аудитории) пользуются музыкальные клипы, развлекательные каналы (в том числе видеоблоги), каналы, посвящённые, кино, мультипликации, видеоиграм [1 – 3]. Менее популярными, но также имеющими многочисленную аудиторию, является каналы спортивной тематики, информационно-новостные каналы, а также каналы, посвящённые науке, технике, путешествиям, кулинарии, моде и стилю. Если говорить кратко, то типичный потребитель видеоинформации ищет развлечений и досуга. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что видеоролики, посвящённые науке и/или технике также находят своего зрителя – о чём нам говорит статистика.

Качество видеоконтента – где гарантии?

Задача данной статьи заключается в том, чтобы в бескрайнем море видеоинформации найти качественный образовательный контент, одновременно соответствующий высоким стандартам академического образования и высоким запросам зрителя, привыкшего потреблять «лёгкую» информацию. Мы предлагаем преподавателям КНИТУ-КАИ ознакомиться с представленным здесь видеоконтентом и рассмотреть возможность использования его в учебном процессе.

Важно, что рассматриваемые видеоматериалы прошли через процесс строжайшего «естественного отбора»: они находятся в «топе» популярности среди сотен и тысяч аналогичных материалов; несмотря на разнообразие прочего развлекательного контента, они нашли своего преданного зрителя. А это – знак качества, который не сможет поставить даже самый высокопрофессиональный эксперт. Нет никаких сомнений, что предлагаемые здесь учебные видеоматериалы будут интересны любому сколь-нибудь мотивированному на обучение студенту.

Преподаватели КНИТУ-КАИ могут использовать видеоролики, рассматриваемые в данном обзоре, для наглядной демонстрации теоретического материала в своих электронных курсах. Это позволит студентам лучше понять и усвоить теорию, т.к. при этом работают разные каналы восприятия. Кроме того, видеоматериалы позволяют разбавить однообразие текстовой информации, помогают удержать внимание студентов, вызывают заинтересованность в предмете изучения.

Обзор YouTube-каналов для использования в инженерном образовании в КНИТУ-КАИ

Канал Thoisoi [4] – основные сферы его интересов – химические и физические свойства веществ. 

Авторы каналы проводят множество опытов с веществами и материалами. Занимательно, что авторы канала пытаются собрать в свою «коллекцию» как можно больше элементов периодической системы Менделеева, и она, в самом деле, непрерывно пополняется – через их руки уже прошли такие редкие вещества, как уран (опыты, разумеется, проводились в специализированной лаборатории), галлий, цезий, иридий, редкоземельные металлы, лантаноиды и многие другие. Рассказывая о том или ином веществе, авторы касаются истории его открытия, его применения в быту и в технике, его роли в экономике, и демонстрируют изделия, изготовленные из них или с их помощью. Просматривая эти видеоролики, зритель обогащается комплексными, междисциплинарными знаниями.

Помимо этого, по словам авторов, на канале можно найти «множество химических опытов, в каждом из которых присутствуют объяснения, которые будут понятны даже самым далёким от химии людям». Кроме того, что авторы умеют объяснять понятно и доступно, их комментарии также исключительно информативны и полезны: «В своих видео опытах я также указываю формулы, которые помогут вам понять суть химических реакций и превращений. Если у вас в школе были проблемы в восприятии трудных химических реакций и формул, то некоторые из моих видео вы сможете использовать в качестве самоучителя по химии», – говорит один из авторов учебных материалов, размещённых на канале Thoisoi.

Среди рубрик данного канала можно выделить отдельно следующие:

Неорганическая химия
Органическая химия
Химия элементов
Химия металлов
Химия неметаллов
Химия редкоземельных металлов
Химия переходных металлов
Химия лантаноидов
Простые химические опыты
Химия щелочноземельных металлов
Химия щелочных металлов
Выращивание кристаллов
Жидкий азот
Лучшие химические эксперименты

Видеоролики данного канала можно использовать в качестве наглядного примера при проведении химических опытов, а также в качестве иллюстраций к теоретическим материалам.

Канал Простая наука [5] – девиз канала «ПРОСТАЯ НАУКА - увлекательные опыты и эксперименты»

На канале представлены опыты по химии и физике. Несмотря на то, что создатели канала ориентируются, в основном, на школьную аудиторию, преподаватели университета без труда найдут здесь что-то подходящее и для инженерного образования.

Канал являются частью проекта [6]. Нельзя не отметить, что рамках данного проекта выпускаются также видеоролики для телевидения, в частности, для канале «Карусель».

Видеоролики данного канала можно использовать в качестве наглядных примеров при проведении химических и физических опытов.

Канал Научпок [7]  – один из самых популярных русскоязычных каналов на научную и околонаучную тематику. На нём вы найдёте замечательные авторские видеоролики выполненные в технологии видеоскрайбинга, хорошо разъясняющие суть изучаемого явления. К недостаткам видеоматериалов можно отнести неакадемичность изложения и отсутствие систематизации представления видеороликов. Тем не менее, рекомендуем преподавателям КНИТУ-КАИ обратить своё пристальное внимание на этот видеоресурс. Наиболее полезными, скорее всего, будут видеоролики по физике и про космос.

Канал НИЯУ МИФИ [8] – должен заинтересовать преподавателей КНИТУ-КАИ, прежде всего, полным курсом видеолекций по физике. Эти лекции могут стать бесценным подспорьем для преподавателей профильных предметов. Кроме того, на канале имеются полные лекции по механике, молекулярной физике, электричеству и магнетизму, оптике, атомной физике.

Мы продолжим обзор открытых видеоресурсов, которые могут заинтересовать преподавателей КНИТУ-КАИ как полезный учебный видеоконтент, допускающий использование в преподавании ряда технических дисциплин, в следующих публикациях в рамках рубрики «Новости электронного обучения» на Портале КНИТУ-КАИ.

Уважаемые преподаватели! Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании Вы можете использовать:

– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;
– электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;
– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631. 

Ждём Ваших вопросов и предложений по вопросам внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ.

Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Новости открытого образования

28.09.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»