Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Учебный видеоконтент в инженерном образовании (продолжение)

02.07.2018

В рубрике «Новости электронного обучения» – продолжение обзора YouTube-каналов, предлагаемых к использованию в инженерном образовании в КНИТУ-КАИ

Одна из основных тенденций современного развития сферы образования – как в России, так и во всём мире – состоит в его радикальной модернизации на основе инновационных образовательных технологий. Однако внедрение новых образовательных технологий – не самоцель. Необходимость инноваций обусловлена изменением роли образования в современном обществе, повышением требований к доступности и качеству учебного материала. Роль учебного видео здесь трудно переоценить. В [1] мы начали знакомить преподавателей КНИТУ-КАИ с популярными YouTube-каналами, предлагающими пользователям качественный образовательный контент. Здесь мы продолжаем обзор образовательных YouTube-каналов инженерной направленности – надеемся, что преподаватели университета найдут на них интересные видеоресурсы для преподаваемых ими дисциплин.

Канал Курсомир [2] – несмотря на относительно невысокую посещаемость, Курсомир интересен, в первую очередь, курсом видеолекций по классической механике профессора Массачусетского технологического института (англ: Massachusetts Institute of Technology, MIT) Уолтера Левина (Walter Lewin).

Уолтер Левин – один из самых талантливых и харизматичных преподавателей физики в мире. Видеолекции Уолтера Левина, представленные на канале Курсомир, столь увлекательны, что от их просмотра трудно оторваться. Немалую роль здесь играет и наличие субтитров на русском языке.

Помимо лекций Уолтера Левина на канале имеются переводы других лекций профессоров MIT, в частности:

Основы программирования
Принципы Микроэкономики

Портал видеоуроков loftblog [3] – это огромное количество практических уроков, видеокурсов и прочих учебных материалов по программированию и информационным технологиям. 

Конечно, вряд ли можно научиться программированию исключительно с помощью видеороликов, однако, судя по большой популярности канала и множеству положительных отзывов, учебное видео может быть очень и очень полезным при выработке IT-навыков.

Vert Dider [4] – некоммерческая волонтёрская организация, которая занимается переводом просветительских, научно-популярных и образовательных видео на русский язык. По состоянию на 20.06.2018, проект Vert Dider – это более 1000 переведённых на русский язык видеороликов по самой различной тематике. Они, безусловно, могут представлять интерес для преподавателя инженерного вуза, который находится в поиске качественного и интересного видеоматериала.

«Минута физики» от проекта Vert Dider [5] – это серия анимационных видеороликов по теоретической физике, выполненных в технике видеоскрайбинга (англ.: Video Scribing) [6], где рисованное изображение создаётся прямо на глазах зрителя. Видеоскрайбинг открывает множество новых возможностей в представлении учебного материала – занимательные видеоролики, созданные по этой технологии, понравятся любому зрителю. Несмотря на то, что язык изложения видео не является академическим, данную серию видеороликов вполне можно использовать в качестве дополнительных учебных материалов в преподавании ряда физических дисциплин.

Veritasium [7] – популярный англоязычный просветительский проект, видеоролики которого раскрывают любопытные вопросы физики, математики, естественных наук.

Автор канала Дерек Мюллер (англ.: Derek Muller) ставит интересные опыты, посещает различные научные учреждения, раскрывает проблемы современной физики и метрологии. Переводами видеороликов от Veritasium на русский язык занимается множество добровольцев; русскоязычные ролики можно найти, например, на каналах:

•    Veritasium Russia
•    Vert Dider
•    VoicePower
•    mobius band
•    Dagon
•    AlexTranslations

Vsauce [8] – популярный англоязычный YouTube-канал, раскрывающий разные проблемы теоретической физики, когнитивной психологии и множества других отраслей естественных и технических наук. Переводы видеороликов канала Vsauce на русский язык можно найти на перечисленных выше каналах, которые занимаются переводами материалов канала Veritasium:

Макар Светлый [9] – авторский YouTube-канал, содержащий множество видеороликов по физике, математике, общим проблемам естественных наук. По словам автора, одним из важнейших профилей канала является рассмотрение спорных вопросов в области науки.

Канал отличает высокое качество видеороликов: автор демонстрирует высокую компетентность в обсуждаемых темах, одновременно с этим выпуская увлекательный и захватывающий контент. На канале имеются как авторские ролики (на русском), так и переводы англоязычных ресурсов. 

На канале можно найти видеоролики, описывающие различные физические явления, демонстрации физических опытов, решения математических задач,  ролики, посвящённые проблемам современных физико-математических и естественных наук, возможным путям их решения. Здесь также публикуются новости из мира науки и разъясняется смысл и важность современных научных открытий и исследований. 

Ролики данного канала можно использовать как в качестве  учебного материала, так и в качестве средства популяризации естественных и технических наук. 

Отдельно стоит отметить авторский проект от Макара Светлого под названием Science Show. Стартовав в 2012 году, на данный момент проект имеет уже 68 выпусков, посвящённых любопытным физическим явлениям, разбору математических задач, критике лженаучных теорий, анализу фильмов, мультфильмов и литературных произведений с позиций естественных наук.

Канал Павла Шестопалова [10] содержит авторские видеоматериалы по математике, физике, химии. 

Содержание канала довольно специфично – в том смысле, что видеоролики довольно примитивны: это просто виртуальная доска, сопровождающаяся комментариями автора. Тем не менее, материал изложен очень качественно, полно и последовательно. 

Каждый видеоролик делится на небольшие элементы (продолжительностью от 3 до 8 мин), видеоролики собраны в плейлисты, которые охватывают полный курс изучаемой дисциплины.  По состоянию на 28.06.2018, на канале опубликовано более 3500 видеороликов, сгруппированных в 73 плейлистах. Все видеоролики и плейлисты озаглавлены – таким образом, Вам не придётся долго искать нужный материал. Учитывая небольшую продолжительность видеороликов, их удобно использовать в лекциях в качестве дополнительного материала. Перечислим основные темы канала:

•    Квантовая механика линейная алгебра и функциональный анализ
•    Функции и графики
•    Аналитическая механика
•    Алгебраическая топология
•    Общая химия
•    Органическая химия
•    Термодинамика
•    Теория спиноров
•    Элементарные частицы
•    Общая теория относительности
•    Колебания и волны
•    Вращения в различных пространствах
•    Оптика
•    Электродинамика
•    Основы гидродинамики и аэродинамики
•    Теория вероятностей
•    Ряды Фурье
•    Аналитическая геометрия

Количество видеоканалов, предлагающих качественные образовательные видеоресурсы, заслуживающие внимания со стороны преподавателей университета, очень велико. Мы продолжим обзор открытых образовательных YouTube-каналов в последующих публикациях в рамках рубрики «Новости электронного обучения» на Портале КНИТУ-КАИ.

Уважаемые преподаватели! Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании Вы можете использовать:

– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;
– электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;
– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631. 

Ждём Ваших вопросов и предложений по вопросам внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ.

Источники

1. Учебный видеоконтент в инженерном образовании. // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 15.06.2018. [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/news/new?id=9900658
2. Канал Курсомир. [Интернет-ресурс]. URL:  https://www.youtube.com/channel/UCz3i6p-HOPHnoiD3lOc11lw
3. Канал loftblog. [Интернет-ресурс]. URL: https://www.youtube.com/user/loftblog 
4. Vert Dider. [Интернет-ресурс]. URL: https://www.youtube.com/channel/UCY6zVRa3Km52bsBmpyQnk6A
5. «Минута физики» от проекта Vert Dider. [Интернет-ресурс]. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PL8YZyma552VewnfFpWD5WWv26eWnLcC1V
6. Видеоскрайбинг – что это? [Интернет-ресурс]. URL:
https://synergycorp.ru/articles/8/14/
7. Veritasium [Интернет-ресурс]. URL: 
https://www.youtube.com/channel/UCHnyfMqiRRG1u-2MsSQLbXA
8. Vsauce [Интернет-ресурс]. URL: https://www.youtube.com/channel/UC6nSFpj9HTCZ5t-N3Rm3-HA
9. Макар Светлый [Интернет-ресурс]. URL: 
https://www.youtube.com/watch?v=q1I0UY204J8
10. Канал Павла Шестопалова [Интернет-ресурс]. URL: https://www.youtube.com/channel/UCOSK7BOX_onFvQiyj6Z_WrQ

Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle

16.04.2024

Повышение квалификации «Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle» от Центр профессионального и...

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»