КАИ-1 – планер-рекордсмен

25.07.2024

Первый летательный аппарат Казанского авиационного института установил всесоюзный рекорд дальности полета в 375 км

Середина 1930-х. Всего три года с момента создания Казанского авиационного института. Но именно в это время здесь выпускается легкий спортивно-учебный самолет. Название выбрали говорящее – «КАИ-1». Первый его полет состоялся 11 мая 1935 года.

Конечно, в вузе шли лишь разработка и конструирование модели. Сборка же осуществлялась силами преподавателей и студентов КАИ на построенном годом ранее заводе № 124 (ныне – Казанский авиационный завод имени С.П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев»).

«КАИ-1» был деревянным. Сигарообразный фюзеляж-монокок с эллиптическим сечением был сделан из фанеры толщиной от 2,5 до 1,5 мм. Самолет имел неразъемные, двухлонжеронные крылья с четырехузловым креплением к фюзеляжу.

Особенностью крыла в первом экземпляре стали плавающие элероны симметричного профиля, расположенные над задней кромкой крыла, а также посадочные щитки типа ЦАП с тросовым управлением. Обшивка «КАИ-1», как мы уже уточняли, была фанерной, оперение — деревянным, а стабилизатор — с изменяемым в полете углом установки.

О планере «КАИ-1» страна узнала в сентябре 1935 года, когда летчик-испытатель Константин Миндер участвовал на нем во Всесоюзном авиаперелете легкомоторных самолетов по маршруту Москва - Горький - Казань - Сарапул - Пермь - Свердловск - Челябинск - Магнитогорск - Оренбург - Куйбышев - Саратов - Сталинград - Луганск - Сталино - Днепропетровск - Киев - Бежица – Москва. Тогда «КАИ-1» установил всесоюзный рекорд дальности полета для летательных аппаратов такого типа, беспосадочно пролетев 375 км.

 


Автор:
Пресс-служба