Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

К 100-летию со дня рождения Павла Васильевича Семенихина

19.07.2019

П. В. Семенихин – выпускник КАИ 1943 г., декан факультета двигателей летательных аппаратов в 1964-1971 гг.

В июле 2019 года исполнилось бы 100 лет со дня рождения Павла Васильевича Семенихина (19.07.1919 – 19.06.2016), выпускника КАИ 1943 года, декана факультета двигателей летательных аппаратов (1964-1971 гг.).

Павел Васильевич родился 19 июля 1919 года в городе Бузулук (ныне Оренбургской области, в те годы – Самарской губернии) в бедной семье. В годы Гражданской войны в тех краях был голод. Маму он свою не помнил, она очень рано умерла, и сам он выжил чудом. После смерти отца жил в пустом родительском доме, нанимался на любую работу, полол огороды, зарабатывал совсем немного, голодал, тогда ему было всего десять лет. Как вспоминал сам Павел Васильевич в своей книге «Размышления о прошлом, войне и КАИ» жизнь его была похожа на «пропащую жизнь» Ваньки Жукова из произведения А. П. Чехова. Но с самого раннего детства он мечтал быть летчиком. В это время во всех газетах и журналах прославляли советских летчиков и их рекордные полеты. Павел Васильевич вспоминал: «В том, что после школы я пойду учиться в авиационный институт, у меня не было никаких сомнений. Еще когда я жил в Хабаровске, на стадионе увидел В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова... Их выступление и вид блестящих офицеров, командиров Советской Армии, не могли не повлиять на мальчишек того времени… Мечта стать летчиком и военным была у каждого…»

В 1938 году Павел Семенихин поступил в КАИ. В это время в институте был один самолетостроительный факультет, и принимали в институт всего 100 человек. Будучи студентом, он занимался еще и в аэроклубе, где обучали аэромеханике и летному мастерству.

О начале Великой Отечественной войны есть воспоминания самого Павла Васильевича: «Для меня лично война началась так. Я был на аэродроме: в это время я уже был инструктором аэроклуба и летал с курсантами. Было воскресенье, и мы целый день летали. Связи, рации в самолетах тогда не было, и когда я приехал домой, в это время по радио выступал В. М. Молотов. Так я узнал, что началась война. На другой день нам объявили, что нас, весь третий курс, мобилизуют: двигателистов на моторостроительный завод, а самолетчиков на авиационный».

 

 

Осенью 1941 года КАИ была поручена сборка гвардейских минометных установок «Катюш». В связи с этим в конце октября около тридцати студентов института, в том числе и Павел Васильевич, были отозваны с завода для выполнения этой работы. Была создана специальная группа, в которую входили слесари, инженеры, мастера, которая собирала «Катюши» в спортивном зале, во дворе первого здания КАИ. Сборка «Катюш» продолжалась до апреля 1942 года. Потом их производство перевели на заводы, а работа была высоко оценена специалистами. Затем студентов вновь направили на заводы.

В 1943 состоялся первый выпуск моторостроительного факультета, в их числе был и Павел Васильевич. Свою трудовую деятельность он начал в КАИ в 1943 году, будучи еще студентом. Сначала был инженером в лаборатории НИС, затем в 1944 году – преподавателем кафедры конструкции двигателей.

Основным научным направлением для Павла Васильевича после войны стало создание и испытание двигательных установок для астрофизической станции «Сатурн» аэростатного исполнения, разрабатываемой по решению правительства СССР.

Павел Васильевич стал ученым в области двигателей летательных аппаратов. В 1951 году защитил диссертацию, получил степень кандидата технических наук, а затем звание и должность доцента кафедры конструкции двигателей (1953 – 1965 гг.).

В 1957-59 гг. он был командирован в КНР, где преподавал в Пекинском авиационном институте и Сианьском политехническом университете. В этот период им был написана монография «Конструкция и расчет газотурбинных двигателей», на базе которой в Китае в 1960 году был издан учебник.

В этот же период также Павел Васильевич занимал должность Советника по реактивным двигателям при Министерстве обороны КНР.

 

 

После возвращения из Китая возглавлял моторостроительный факультет КАИ, был доцентом кафедры специальных двигателей (1965 – 2000 гг.), профессором кафедры автомобильных двигателей и сервиса (с 2000 года).

За многолетний труд Награжден девятью медалями СССР, орденом «Дружба» КНР, грамотами министра обороны.

Сотрудники Музея КАИ И. А. Дружинина, Г. И. Канчурина, Е. Е. Кизима


Автор:
Музей КАИ

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

ИИЭиП провел первое заседание совета партнеров

19.04.2024

В его состав вошли представители двенадцати предприятий, финансовых и общественных организаций

КАИсты – доноры крови: это не геройство, это должно стать частью жизни

19.04.2024

Порядка 20 студентов КНИТУ-КАИ ежемесячно участвуют в донациях

«Студвесна -2024»: в КНИТУ-КАИ выявили самых ярких

19.04.2024

Итоги фестиваля «Студенческая весна» были подведены в Казани. Два Гран-при достались команде Колледжа информационных технологий

Студенты КНИТУ-КАИ побывали на производственных площадках Казани

19.04.2024

Будущие инженеры и технологи воспользовались возможностью оценить карьерные перспективы заранее

Фан-клуб КНИТУ-КАИ – один из лучших в России

19.04.2024

Фан-клуб КНИТУ-КАИ вышел в финал, став вторым в заочном этапе рейтинга АССК России

«Технополис-КАИ» в третий раз стал базой для обучения студотрядовцев

19.04.2024

У всех заинтересовавшихся еще есть возможность присоединиться к одной из групп в Казани, Альметьевске или Чистополе

КАИ участвует в образовательных выставках в России и за рубежом

18.04.2024

Будущих студентов привлекают и гонками на FPV-дронах

В КНИТУ-КАИ провели День кораблестроителя

18.04.2024

Студенты встретились с представителями молодежной организации судостроительной корпорации «АкБарс»

КАИ принял международную конференцию по автомобилестроению

18.04.2024

18 апреля в вузе обсуждали инновационные технологии на транспорте