Кафедра прочности конструкций

 

Заведующий кафедрой: Костин Владимир Алексеевич

Ученая степень: доктор технических наук

Ученое звание: профессор

Электронная почта: VAKostin@kai.ru

Телефон/ Факс: +7 (843) 231-03-27, 231-03-52, вн. 33-52

Адрес г. Казань, ул. Толстого, 15 (3-е учебное здание КНИТУ-КАИ), ком. 205

18 сентября 2013 г. приказом ректора Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева произошло объединение трёх кафедр:  кафедры строительной механики летательных аппаратов (СМЛА), кафедры сопротивления материалов (СМ) и кафедры информационных технологий и менеджмента в машиностроении (ИТММ) в единую кафедру «Прочность конструкций». Заведующим новой кафедрой является доктор технических наук, профессор Владимир Алексеевич Костин. У каждой кафедры своя богатая история.

Кафедра строительной механики летатель­ных аппаратов основана в 1938 году профес­сором Ю. Г. Одиноковым и работала под его руководством по 1983 год. С 1983 по 1989 год кафедру возглавлял профессор М. Б. Вахитов.  С 1989 по 2007 год заведующим кафедрой был профессор В. А. Павлов. С 2007 года до момента объединения кафедрой заведовал профессор В. А. Костин. Кафедра является профильной по  пробле­мам теории упругости, строительной механи­ки, прочности, аэроупругости и надежности летательных аппаратов.

Большой вклад в развитие научных иссле­дований кафедры внесли Ю.Г. Одиноков  один из создателей методов расчета на  прочность тонкостенных конструкций в нашей стране и его ученик М. Б. Вахитов, предложивший метод интегри­рующих матриц  для численного решения диф­ференциальных уравнений, на базе которого созданы методы расчета тонкостенных крыль­ев судов  на подводных крыльях.

В. А. Павловым сформулировано новое научное направление – геометрически нели­нейные математические модели аэроупругос­ти  крыла самолета, лопасти вертолета, позво­лившие создать теории и методы расчета мно­гих авиационных и космических конструкций. Он является автором открытия № 270 «Явле­ние образования колебаний катастрофическо­го изменения формы составных тел в потоке жидкости и газа», за которое награжден ме­далью им. П. А. Капицы «Автору научного открытия». В. А. Павловым в соавторстве с В. В. Павловым запатентован принцип полета на крыле в виде вращающегося осесимметрич­ного диска, из которого на взлете и посадке выдвигаются лопасти, превращая диск-крыло в несущий винт.

Коллективом кафедры построена летаю­щая модель дисколета вертикального взлета и посадки (ДВВП), проектировался пилотируе­мый ДВВП.

Под руководством В. А. Фирсова велись работы по созданию экраноплана типа «речное такси». В последнее десятилетие на кафедре развивалось научное направление, связанное с решением обратных задач. Выпущены монографии профессора В.А. Костиным «Обратные задачи прочности ЛА», «Теория и практика решения обратных задач прочности ЛА». По теме защищено ряд кандидатских диссертаций.

С 60-х - 90-х годов прошлого столетия при СМЛА существовала отраслевая лаборатория прочности, ныне входящая в структуру ИАТТ. Кафедра являлась выпускающей по направлениям: «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» .

Имеется аспирантура по специальности «Прочность и тепловые режимы летательных аппаратов». В течение последних 10 лет под­готовлены 2 доктора наук (С.А. Михайлов, В.А. Костин).

Кафедра сопротивления материалов была орга­низована в 1932 году (до 1938 года – кафедра строительной механики). Первым заведую­щим был профессор Ю. А. Радциг. Впослед­ствии ее возглавлял доцент Ю. К. Сиразутдинов.

С 1980 года до момента объединения во главе кафедры – профес­сор В. Н. Паймушин. 

Основными научными направлениями кафедры являлись: исследование проблем ме­ханики деформируемых тел и составленных из них конструкций и сооружений различного назначения; разработка новых численных ме­тодов решения задач механики и создание со­ответствующих пакетов прикладных про­грамм. На кафедре были разработаны уточненные варианты нелинейной теории трехслойных и многослойных пластин и оболочек, позволив­шие создать полную классификацию их клас­сических и неклассических форм потери устой­чивости и колебаний. Были созданы методы пара­метризации поверхностей сложной формы и областей сложных очертаний для постановки и решения задач механики оболочек сложной геометрии и составленных из них сложных тонкостенных конструкций.

В последние годы на кафедре изданы мо­нографии: Паймушин В. Н., Голованов А. И. и др. «Математическое моделирование в мос­тостроении с приложениями к реконструкции моста через р. Казанка и проектированию и строительству моста через р. Кама у с. Соро­чьи Горы»; Гарифуллин М. Ф. «Динамика и аэроупругость тонкостенных конструкций»; Паймушин В.Н., Гарифуллин М.Ф., Рахманкулов Н. У. «Статика и аэроупругость слож­ных и плохообтекаемых конструкций с при­ложениями к проблемам мостостроения».

Имеется аспирантура по специальности «Прочность и тепловые режимы летательных аппаратов». В 1999 году И. Н. Сидоровым за­щищена докторская диссертация.

Кафедра информационных технологий и менеджмента в машиностроении организована в 2010 году.

Заведующий кафед­рой – профессор И. М. Закиров. 

Кафедра является выпускающей по магистрской программе специальности 09.04.01 «Информатика и вычислительная техника» профиль «Системы автоматизированного проектирования машиностороения»

Лаборатории кафедры оснащены современной компьютерной техникой, приборами и установками, необходимыми для организации учебного процесса и проведения научных исследований на высоком уровне.

На кафедре была создана научно-исследова­тельская лаборатория автоматизации разра­ботки наукоемких технологий машинострое­ния. Научные разработки сотрудников кафед­ры посвящены вопросам моделирования тех­нологических и экономических объектов, раз­работки программного обеспечения автома­тизированного проектирования технологиче­ских процессов и оснастки, формирования

На кафедре читаются дисциплины по ав­томатизации конструкторского и технологи­ческого проектирования; базам данных; вычис­лительной математике; геометрическому моде­лированию в САПР; компьютерным методам графического моделирования; математической логике и теории алгоритмов; математическим моделям САПР самолета; программированию на языке высокого уровня и др.

Кафедра активно сотрудничает с россий­скими представительствами ведущих произво­дителей CAD/CAM/PDM и ERP решений: фирмами EDS, РТС, Ваап и др.

Выпускники успешно работают на крупнейших промышленных отечественных и зарубежных предприятиях: ОАО «КамАЗ», ОАО «КАПО», ОАО «КВЗ» и КФ КБ «А.Н. Туполева».

На кафедре «Прочность конструкций» имеется аспирантура по специальности 05.07.03 – «Прочность и тепловые режимы летательных аппаратов», 05.07.02 – «Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов», 09.04.01–«Информатика и вычислительная техника».

Контактная информация

Корпоративная электронная почта pkons@kai.ru

Телефон/ Факс +7 (843) 231-03-27, 231-03-52, вн. 33-52

Адрес г.Казань, ул. Толстого 15 (3-е учебное здание), ком. 205

Сайт кафедры: pkons.kai.ru

Часы работы 9:00-17:00