Поддержка инноваций в области развития и модернизации образования
(в рамках реализации ГПРФ "Развитие образования")

Название проекта: "Использование мобильных технологий для лиц с ограничением возможностей по слуху на уроках по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи"

Грант выполнен на основании соглашения № 073-15-2018-140 от «26» ноября 2018 г. между Министерством просвещения Российской Федерации и КНИТУ-КАИ, о предоставлении из федерального бюджета гранта в форме субсидии в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Модернизация слухоречевого тренажёра «Бекар» для  применения с использованием мобильных устройств (телефонов, планшетов)

Индивидуальный слухоречевой тренажёр «Бекар» предназначен занимающихся по методике “Видеть, слышать, понимать услышанное и говорить”.

Преимущества новой технологии СРТ «Бекар»:

- позволяет слышать всем слабослышащим (III÷IVcтепени) и глухим людям,  кроме людей с тотальной глухотой;

- обеспечивает понимание 85%÷90% речевой информации без чтения с губ;

- отсутствует дискомфорт, значительно снижается время адаптации к аппарату;

- не ведёт к дальнейшему ухудшению слуха;

- является обучающим слуховым аппаратом, обеспечивает возможность заниматься самотренингом при обучении по методике «Слышать, понимать  услышанное и говорить» в различных бытовых ситуациях (на занятиях в школе, в домашних условиях, в транспорте, в городских и др. условиях);

- предлагает одну модификацию слухового аппарата для всех степеней потери слуха.

Тренажер может применяться для всех людей с нарушением слуха и речи с целью интеграции в общество слышащих людей. В настоящее время тренажер эффективно применяется при обучении студентов в КУИМЦ.

Обучающий стенд «Бекар» представляет собойпрограммно-аппаратный комплекс (ПАК), который состоит из ПЭВМ, интерактивной компьютерной обучающей программы «Бекар», встроенной аудио карты, микрофона и наушников.

Обучающий стенд «Бекар»может выполнять:

- аудио настройку рабочего места по индивидуальной аудиограмме, при необходимости используя программу трансформации неречевых и речевых звуков из частотной области, в которой глухой человек не слышит, в слышимую область;

- проведение занятий сурдопедагога с учеником по обучению «слышать, понимать услышанное и говорить», используя аудио видео файлы;

- загрузку отработанной на стенде программы трансформации звуковой информации в индивидуальный слухоречевой тренажёр (СРТ) «Бекар» конкретного пользователя;

- загрузки учебного материала в СРТ «Бекар» для проведения тренинга в домашних и иных условиях.

Выполненная в рамках гранта доработка СРТ «Бекар»:

- доработка программного обеспечения СРТ “Бекар” с целью реализации его на мобильных устройствах;

- доработка серверной части программного обеспечения, которая позволяет преподавателю передавать речевую информацию ученикам, имеющим СРТ “Бекар” на базе мобильного устройства, а также передавать аудио и видео файлов на мобильные устройства учеников.

Запустить автоматизированное рабочее место учителя: bekar.kai.ru

Для просмотра библиотеки учебных материалов используйте следующую учётную запись:

логин: control

пароль: 1234

Для получения полного доступа к системе необходимо обратиться к руководителю проекта Владимиру Михайловичу Трегубову (e-mail: VMTregubov@kai.ru , тел. (843) 231-00-22).

Скачать инструкцию по установке мобильного приложения на смартфон 

Скачать инструкцию по эксплуатации программно-аппаратного комплекса 

 

Модернизация обучающей методики «Слышать, понимать услышанное и говорить» для использования мобильных технологий

Обучающая методика «Слышать, понимать услышанное и говорить» предназначена для эффективного обучения слабослышащих и глухих людей восприятию речи и речепроизношению  при использовании обучающего слухоречевого тренажёра (СРТ) «Бекар».

Для эффективного применения методики необходимо создание и накопление наглядного и дидактического материала для работы по коррекции слуха и речи с детьми, подростками и взрослыми:

- аудиовидео-файлов неречевых бытовых и других звуков;

- аудиовидео-файлов фонем букв и слогов;

- аудиовидео-файлов слов, соответствующих предметам окружающего мира, и предложений.

Для обучения слабослышащих и глухих людей с остаточным слухом применяется специальный языковой словарь, состоящий из «запоминающихся» слов и выражений русского языка, составленный на основе информационно – энергетических кодов русского алфавита. Разработаны специальные аудио-видеофайлы, помогающие глухому человеку воспринимать слуховые и зрительные образы предметов, слов, выражений и неречевых звуков. Для каждой категории слабослышащих и глухих, имеющих остаточный слух (рано оглохших и позднооглохших) с учётом их природных возможностей разрабатываются индивидуальные занятия, включающие аудио-видео материалы, в которых зрительные образы представлены в статике и динамике.

В настоящее время методика эффективно применяется при обучении студентов в КУИМЦ. В ходе реализации гранта методика доработана для применения мобильных устройств и мобильных технологий для применения на уроках по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Скачать методическое пособие "Обучающая методика «Слышать, понимать услышанное и говорить» для использования мобильных технологий"

Формирование архива обучающих аудио видео файлов

Для проведения занятий по восприятию фонем, слогов и слов, их различению и произношению уже имеется банк аудио-видео файлов, включающий файлы неречевых (бытовых, природных и промышленных) звуков, файлы фонем и слогов, файлы слов, обозначающих предметы. Банк аудио-видео файлов неречевых звуков включает изображение предмета или предметов, создающих звук, звучание неречевого звука, письменное пояснение файла, к примеру «стук в дверь», «звон бокалов», «телефонный звонок» и др. Воспроизведение файла происходит подряд три раза. Возможно пояснение дактилированием.

Банк аудио-видео файлов фонем букв и слогов включает изображение нижней части лица человека (артикуляция, мимика), произносящего букву или слог, само звучание буквы или слога, письменное изображение буквы, слога. Возможно дактилирование. Воспроизведение файла происходит три раза  подряд.

Банк аудио-видео файлов  слов, обозначающих предметы и предложений. Файл включает статическое изображение предмета или динамическое изображение (представители животного мира и др.). В верней правой части файла показан сурдопереводчик, произносящий слово. Само слово звучит три раза подряд. Хорошо видны артикуляция и мимика говорящего. При  четвертом звучании слова появляется письменное изображение слова. Сурдопереводчик  при помощи жестовой речи поясняет значение слова. Возможно использование созданного материала в дошкольном и начальном школьном образовании. В ходе реализации проекта архив доработан для применения с использованием мобильных технологий и возможности использования на уроках по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Скачать перечень аудио-видео файлов

Скачать архив аудио-видео файлов

 

Разработка методического обеспечения для системы повышения квалификации педагогов для работы с инвалидами по слуху

В ходе выполнения работы над грантом разработано методическое обеспечение для повышения квалификации педагогов, использующих разработанные средства. Методическое обеспечение включает учебный план, календарный учебный график, организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы, методические указания по изучению разделов (тем), ссылки на источники информационного сопровождения (учебная литература), учебно-методические материалы для изучения.

Учебно-методические материалы к программе повышения квалификации содержат материалы лекций и практических занятий, задания для самостоятельной работы и самоконтроля знаний, методические рекомендации по освоению программы повышения квалификации.

Скачать программу повышения квалификации

Скачать методическое обеспечение для системы повышения квалификации педагогов для работы с инвалидами по слуху

Скачать контрольно-измерительные материалы

Закупка оборудования и программного обеспечения

В ходе реализации проекта было закуплено оборудование, необходимое для создания опытного образца программно-аппаратного комплекс.

Скачать спецификацию оборудования

Опытная эксплуатация и анализ эффективности разработанного программно-аппаратного комплекса

         Апробация разработанного программно-аппаратного комплекса и методики применения мобильных технологий проводится на базе КНИТУ-КАИ и ГБОУ "Казанская  школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной  для детей с ограниченными возможностями здоровья". 

Скачать архив уроков

Скачать отчёт

Повышение квалификации педагогов по применению мобильных технологий на уроках по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

В ходе реализации проекта повышение квалификации по методике применения мобильных технологий на уроках по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи прошли педагоги КНИТУ-КАИ и ГБОУ "Казанская  школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной  для детей с ограниченными возможностями здоровья". Повышение квалификации организовано на базе КНИТУ-КАИ в объеме 72 часов, разработана программа повышения квалификации и по результатам обучения слушатели получили удостоверения установленного образца о повышении квалификации.

Скачать отчёт о повышении квалификации

Формирование нормативных правовых и организационно-методических условий системной инновационной деятельности при обучении лиц с ОВЗ по слуху с применением мобильных технологий

В ходе реализации проекта разработаны нормативные правовые и организационно-методические документы и методики, которые позволят учителям, работающим с детьми с ОВЗ по слуху, разрабатывать и внедрять новые инновационные технологии применения мобильных технологий на различных уроках в образовательных целях, обеспечивая высокое качество образования для слабослышащих и глухих детей.

Скачать отчёт

Формирование предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы (типовых локальных актов), регламентирующих и регулирующих применение мобильных технологий на уроках по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для лиц с ограничением возможностей по слуху

В ходе реализации проекта разработаны типовые формы локальных нормативных актов (положения, приказы, регламенты и другие), позволяющие образовательным организациям, работающим с детьми с ОВЗ по слуху, использовать разработанные в ходе проекта мобильные технологии на уроках в образовательных целях.

Скачать отчёт

Разработка предложений по распространению проекта с использованием сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями, в том числе коррекционными школами, вузами, организациями СПО, в том числе в рамках системы Региональных ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению инвалидов

         В ходе реализации проекта разработаны регламенты распространения результатов проекта в другие образовательные организации, в том числе через систему Региональных ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению инвалидов.

Скачать отчёт