Под руководством Шестакова Е. Г. было разработано, изготовлено в опытном производстве и внедрено в серию на ряде авиационных заводов страны свыше 40 новых самолетов и их модификаций.

17.01.19.1

Шестаков Евгений Григорьевич родился 14 января 1909 года. Выходец из глухой деревни под Вяткой, Евгений поступил в Московский текстильный институт, а после его окончания распределился в Серпухов начальником цеха на текстильную фабрику. Его давний интерес к самолетам был удовлетворен на семимесячной службе в армии, в Севастопольском авиапарке № 79. Там Шестаков с его инженерным образованием с удовольствием изучал устройство передовых тогда итальянских летающих лодок и авиационных моторов, сам читал лекции. Ему предлагали остаться на военной службе, но форма и дисциплина не привлекали Евгения Григорьевича. А вот авиация увлекла и столь сильно, что он к текстилю уже не вернулся, а смог попасть в ЦАГИ к Туполеву. Поначалу это был отдел изобретательства и рационализаторства, в котором Шестаков стал начальником в 1933 г. На этой работе он смог ознакомиться со всеми элементами научно-исследовательской и конструкторской деятельности. Общаться приходилось в основном с заместителями Туполева - Архангельским и Озеровым. Там же впервые встретился с Петляковым и Незвалем. После ликвидации отдела Шестакову предложили заниматься конструированием и пригласили в бригаду вооружения. И сразу же дали ответственную тему - скомпоновать в передней части самолета СБ турельную установку. Конструкция оказалась удачной, ее запустили в серию, и за Шестаковым закрепили «приоритет» на эту турель.

17.01.19.2 17.01.19.3

В 1934 г. проблемы с жильем вынудили Евгения Григорьевича уехать в Казань. В этом году 124-й завод состоял только из железобетонного каркаса и деревянных переплетов. Шестаков обошел весь завод и, по его словам, не нашел ни одного станка, ни одного рабочего места. Организовывались только производственный и конструкторский отделы, а из цехов - кузнечный и штамповочно-механический. В конструкторском отделе начальником был Забродченко, он поставил Шестакова в группу вооружения. Занимались стрелковым и бомбардировочным вооружением самолета «РД».

По воспоминаниям Шестакова, в 1935 г. запускались цеха уже с американским оборудованием. Из США начальник ГУАП Каганович М.М. привез штамповочные прессы, два из которых до сих пор стоят на заводе. До этого конструкция диктовала, какой нужен пресс, а тут пресс стал диктовать конструкцию. Программа ремонта самолетов ТБ-1 и ТБ-3 потребовала квалифицированных кадров, и Шестакову пришлось возглавить ремонт управления самолетом и двигателями, а также системы питания топливом и маслом. Он организовал ремонтную мастерскую, но тут Шестакова опять забрали в армию, на этот раз на два месяца в Сталинградскую авиашколу. В звании военного инженера Шестаков вернулся в серийно-конструкторский отдел (СКО) и стал старшим инженером. Он и Богушевский стали заниматься чертежами МГ, которые приходили из Москвы. Позднее Шестаков стал начальником управления по МГ и плотно работал с Саукке и Туполевым, который неоднократно приезжал в Казань.

Награжден орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» и медалями.

17.01.19.4 17.01.19.5 17.01.19.6

Материалы подготовлены: О.А. Хайбуллиной, зав. отделом по информационно-библиотечному обслуживанию и С.А. Молчановой, зав. сектором информационно-библиотечного обслуживания ФМФ, ИЭУиСТ, ГРИНТ.