Василий Григорьевич Перов — не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века. Это фигура этапная, стоящая рядом с такими мастерами, как П. Федотов, А. Венецианов, И. Репин, чье творчество знаменовало рождение новых художественных принципов, становилось вехой в истории искусства.
Перов В.Г. родился в Тобольске 2 декабря 1834 года. Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г. К. Криденера, фамилию же “Перов” дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок. Окончив курс в Арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина в Арзамасе. В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали М. Скотти, А. Мокрицкий и С. Зарянка. Его ближайшим наставником становится Е. Васильев, протянувший молодому художнику руку помощи в самый тяжелый для него период.
В 1856 году за представленный в императорской Академии художеств этюд головы мальчика получил малую серебряную медаль. За этой наградой последовали другие, присужденные ему Академией: в 1858 году — большую серебряную медаль за картину “Приезд станового на следствие”, в 1860 году — малую золотую медаль за картины “Сцена на могиле” и “Сын дьячка, произведенный в первый чин”, в 1861 году — большую золотую медаль за “Проповедь в селе”.
Получив вместе с большой золотой медалью право на поездку за границу, Перов отправился туда в 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора лет в Париже. В 1866 году Перов получает степень академика; а в 1870 году он становится профессором. В 1871 — 1882 годах Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. В то же время Перов примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок. Среди написанных им портретов многие замечательны в отношении лепки, экспрессивности, передачи индивидуальных черт в изображенных лицах, лучшие среди них — портреты А. Н. Островского, В. И. Даля, А. Н. Майкова, М. П. Погодина, все портреты — 1872 года, достигающие беспрецедентной для русской живописи духовной напряженности. Недаром портрет Ф. М. Достоевского (1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя.
Под конец своей жизни Перов занялся литературным творчеством и напечатал в газете “Пчела” за 1875 год и в “Художественном журнале” Н. Александрова за 1881 — 1882 гг. несколько не лишенных занимательности рассказов из быта художников и свои воспоминания.
Умер Перов в селе Кузьминки (в те годы — под Москвой) 29 мая 1882.
С литературой о живописи вы можете ознакомиться в художественном фонде научно-технической библиотеки им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ (1-е зд. КНИТУ-КАИ, К. Маркса, 10, 3-й эт., к. 334).
Живопись старых мастеров в музеях Сов. Союза: Альбом на англ. яз. - 2-е изд. - Л.: Аврора, 1991. - 210 с. Аннотация: Живопись XV-XVI представлена работами итальянских (Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Джованни Беллини, Джамбаттиста Чима да Конельяно, Перуджино, Рафаэль, Тинторетто, Паоло Веронезе, Тициан и др.), нидерландских (Роббер Кампен, Жан Белльгамб, Лукас ван Лейден, Ян Госсарт, Ян ван Скорел), испанских (Бернандо Марторель, Луис де Моралес, Доменико эль Грего), австрийских, немецких, французских художников. Живопись XVII-XVIII веков представлена работами итальянских, фламандских, голландских, испанских, английских, французских художников. |
|
Гнедич, Петр Петрович. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура / П.П. Гнедич. - М.: ЭКСМО, 2002. - 848 с. Аннотация: Книга позволяет получить достаточное представление о развитии искусства в целом, не углубляясь в подробности, более интересные специалистам. Современное богато иллюстрированное издание станет настоящим подарком для всех, кто интересуется шедеврами мирового искусства от Древнего Египта до классических работ российских мастеров. |
|
Этрусское искусство. Живопись. Скульптура.Прикладное искусство: альбом / автор альбома А. П. Чубова. - М.: Изобразит. искусство, 1972. - 29 с. Аннотация: Альбомы из серии `Искусство стран и народов мира` знакомят читателя с широким кругом произведений мирового изобразительного искусства. В каждом из альбомов этой серии в комплексе показаны живопись, скульптура, архитектура, графика и декоративно-прикладное искусство. Данный альбом познакомит широкого читателя с культурой и искусством этрусков, древнейшим народом, обитавшим в I тысячелетии до н.э. в центральной части Апеннинского полуострова. Сохранившиеся до наших дней следы городов, руины храмов, многочисленные склепы с росписью, скульптура, работы из бронзы и слоновой кости, ювелирные украшения говорят о большом и ярком самобытном искусстве Этрурии. В альбоме множество черно-белых и цветных фотографий. |
Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева