Василий Алексеевич Степанченко - советский украинский авиастроитель, которого авиаконструктор Андрей Туполев назвал академиком промышленного производства, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии УССР (1976, за участие в создании, освоении серийного производства и эксплуатации самолета Ан-24 и его модификаций). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почета" и медалями.

1

Родился 22 марта (9 марта по старому стилю) 1914 года, в селе Веселое Глуховского уезда Курской губернии Российской империи, в многодетной крестьянской семье. С 1923 года учился в школе-интернате. В 1931 году поступил и в 1935 году с отличием окончил Воронежский авиационный техникум (ныне - имени В.П. Чкалова). В 1941 году окончил Казанский авиационный институту (ныне - Казанский национальны исследовательский технический университет имени А.Н.Туполева). Был направлен на работу на Казанский авиационный завод № 22 имени С.П.Горбунова (ныне - Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова). В 1941- 1949 годах - на Казанском авиационном заводе мастером, заместителем начальника производства. В период Великой Отечественной войны участвовал в организации массового выпуска пикирующих бомбардировщиков Пе-2. В 1942 год объём производства возрос по сравнению с довоенным 1940 г. в восемь раз, достигнув максима в 1944 году, когда ежесуточно производилось по 10 - 12 самолётов (всего было произведено более 10 тысяч машин). За проявленный трудовой героизм в 1945 году был награжден орденом «Знак Почета, в 1946 году - медалью - «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В послевоенный период продолжает работать на заводе, который осваивает выпуск бомбардировщиков Ту-4. За участие в освоении производства этого самолета в 1949 году был награжден орденом Ленина.

В 1949 - 1954 годах - главный инженер Омского авиационного завода №166 (ныне – производственное объединение «Полет»), который в тот период освоил производство первых реактивных бомбардировщиков Ил - 28.

В 1954 году был назначен директором авиационного завода № 473 в городе Киеве. Завод освоил массовое производство самолетов Ан-2 – ежемесячно производилось до 25 самолетов. Если в 1954 году было произведено 256 самолетов, то в 1958 – уже 396.

С 1958 по 1965 год - первый заместитель председателя Киевского совнархоза. В 1965 год вновь назначен директором Киевского авиационного завода (ныне - в составе производственного объединения «Авиант»). Завод под его руководством освоил серийное производство самолетов АН-24, Ан-26, Ан-30. Только самолетов Ан-26 было построено около 1400 штук. Одновременно добился строительства жилого микрорайона для работников завода, дворца культуры, пионерского лагеря, базы отдыха, водноспортивной станции, поликлиники.

2 3

Кроме крылатых машин, выпускаемых на заводе (а это были вечный труженик Ан-2, потом первый советский широкофюзеляжный транспортный самолет Ан-8, за большие размеры прозванный «летающим китом», пассажирский лайнер Ан-24, воздушные грузовики Ан-12, Ан-26, Ан-32, турбореактивный Ан-72 «Чебурашка», самый большой в мире тяжеловоз Ан-124 «Руслан»), тут производили и медицинские барокамеры, и стоматологические кресла. А в очередь за детскими колясками «Мальвина» молодые родители записывались еще до рождения ребенка, эти коляски пользовались бешеным спросом.

4

Свой рабочий день генеральный директор Киевского авиазавода Василий Степанченко начинал не в кабинете. К отдаленным корпусам подъезжал на машине - территория завода тянется от Святошино до Новобеличей, по ней для экономии рабочего времени заводчан курсировал рейсовый автобус. Дальше по цехам Степанченко шел пешком, разговаривал с рабочими и специалистами, выяснял причины каких-то трудностей или недочетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР ("закрытым") от 26 апреля1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана и создание новой техники Степанченко Василию Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».
Выйдя на пенсию, преподавал в отраслевом институте повышения квалификации.

Умер 7 сентября 1995 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

5

На административном корпусе завода «Авиант» Установлена мемориальная доска,  в музее завода имеется экспозиция, посвященная Василию Алексеевичу.

6

В 2007 году улицу Служебную Святошинского района город Киева переименовали в улицу Василя Степанченко.

По материалу с сайтов: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=18263
https://fakty.ua/178835-svoyu-deyatelnost-na-postu-gendirektora-kievskogo-aviazavoda-soratnik-antonova-vasilij-stepanchenko-nachal-so-stroitelstva-bani-dlya-rabochih

Материалы подготовлены: О.А. Хайбуллиной, зав. отделом по информационно-библиотечному обслуживанию и зав. сектором информационно-библиотечного обслуживания ФМФ, ИЭУиСТ, ГРИНТ С.А. Молчановой