Его называют основателем соцреализма и одним из самых главных «официальных» живописцев советского Кремля. Он действительно написал огромное количество портретов руководителей Страны Советов. А ещё писал великолепные пейзажи, жанровые картины и портреты самых разных людей.

06.01.19.1

Художник Исаак Израилевич Бродский родился в декабре 1883 года в селе Софиевке Таврической губернии, в семье мелкого торговца и землевладельца еврейского происхождения.  Учился в Бердянском городском училище, а затем – в Одесском художественном училище у таких прославленных мастеров, как Л.Д. Иорини, К.К. Костанди и Г.А. Ладыженского.

В 1902 году Исаак Бродский был принят, без экзаменов, в Петербургскую Академию художеств, где его учителями стали Я.Ф Ционглинский и И.Е. Репин. С Ильей Ефимовичем у Бродского сложились очень тёплые отношения и эти отношения продолжались до самой смерти великого мастера русской живописи.
В те годы, когда молодой художник поступил в академию, в столица бурлила от революционных настроений и Исаак Израилевич очень быстро влился в круги протестующего студенчества, написал несколько политических карикатур для сатирических журналов, начал писать картину «Красные похороны», но попал в список неблагонадёжных студентов и был исключён из академии, как «политически неблагонадёжный».

Бродский попытался снова поступить в академию, успешно сдал вступительные экзамены, но получил отказ. И только после вмешательства И.Е. Репина и ректора В.А. Беклемишева молодому художники позволили продолжить обучение.
В 1908 году, в связи с окончанием академии, Бродский представил две программные картины: «Портрет Л.М. Бродской» и «Тёплый день». За последнюю картину художник был удостоен Большой золотой медали и права на заграничную творческую поездку за государственный счёт.

06.01.19.2

06.01.19.3

Вернувшись из командировки в Россию, Исаак Израилевич продолжил работать, увлёкся написанием пейзажей, в которых успешно соединил символизм и модерн – критики отмечали, что Бродскому, благодаря его творческим изысканиям, удалось «поэтизировать русскую природу». Что разительно отличало работы этого периода от пейзажей, которые писал художник ранее, когда живописец применял элементы символической фантастики, что привносило в его работы некое ощущение салонной живописи. В это период художник пишет серию портретов, которые пресса называет «замечательными». Бродский много и увлечённо работает, критики и публика принимают его работы очень благожелательно. Стиль Бродского называют «европейским модерном» — его сюжеты, при некоторой салонной красоте, достаточно экзотичны и красочны, наполнены деталями и особой графической изощрённостью.

06.01.19.4

Февральскую революцию 1917 года художник принял с большим воодушевлением. Да и не могло быть иначе для того, кто был отчислен из академии, как политически неблагонадёжный, кто длительное время был гостем Максима Горького на остове Капри.
В феврале 1917 года Бродский написал портрет А.Ф. Керенского. А потом, увлечённый революционной стихией и желанием увековечить события, участником которых он стал, оказался на стороне большевиков. Оказался сознательно.

Художник пишет целую серию картин о революционных событиях и портретов лидеров социалистической революции: «Ленин и манифестация», «Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна» и т.д. В 1919 году Бродский решает создать целый цикл картин о социалистической революции в России и Гражданской войне.

06.01.19.5

06.01.19.6

Умер Бродский 14 августа 1939 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.

06.01.19.7

В центре Ленинграда (Площадь Искусств - Дом Голенищева-Кутузова) был создан музей художника - музей-квартира И. И. Бродского, являющийся отделом Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. В сентябре 1940 года улица Лассаля близ Невского проспекта была переименована в улицу Бродского (в 1991 году ей было возвращено историческое название - Михайловская улица).
Имя Бродского носит основанный им в 1930 году Бердянский художественный музей, куда художник передал около 200 картин русских художников из своего собрания.


Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева