Георгию Францевичу Милляру - 120 лет со дня рождения

07.11.2023 23:30

Советский актёр театра и кино; народный артист РСФСР. Получил широкую известность в СССР благодаря образу Бабы-яги и других отрицательных персонажей в фильмах-сказках режиссёра Александра Роу. Вне сказок снимался, в основном, в эпизодических или второстепенных ролях, дублировал, озвучивал советские, зарубежные фильмы и мультфильмы

Георгий Милляр - известнейший актер театра и кино, без персонажей которого ни один советский ребенок не представлял своего детства. Смелый и увлекательный жанр буффонады и гротеска направил артиста по пути сказок и комедий. Превосходный и любимый публикой в своих ролях, он иногда мечтал об образах драматических героев, но никогда не жалел, что его карьера сложилась так, как ему было уготовано.

Георгий Милляр: «Я — вся нечистая сила нашего синематографа».

Де Милье – настоящая фамилия Георгия Францевича. Его детство было безбедным. У них была огромная квартира в Москве, две дачи – в Подмосковье и в Геленджике. Гувернантки-француженки обучали мальчика языкам, музыке, литературе, а тетя, известная в то время театральная актриса, привила ему любовь к театру. Мальчику было всего 3 года, когда отец умер. А в 1914 году мать, опасаясь предреволюционных волнений, решила отправить Георгия подальше от неспокойной Москвы, к деду в Геленджик. Там он прожил до 16 лет. Революция отняла у их семьи и деньги, и московскую квартиру с подмосковной дачей; по этой же причине де Милье превратился в Милляра. Впоследствии Георгий Францевич старался не касаться своего прошлого, не указывал в анкетах и знание иностранных языков, хотя свободно владел французским и немецким.

Георгий Милляр окончил театральную студию при Московском театре Революции, там и начал работать актером. Способность актера к перевоплощению была удивительной. Он естественно носил и королевскую мантию, и лохмотья ведьмы, и лягушачью кожу, и элегантный фрак палача. Острохарактерный актер, мастер гротеска, он стал сниматься в кино в 1927 году, а в 1937 году он повстречался с режиссером-сказочником А.А. Роу, который нашел в актёре единомышленника. Их дружба и творческий союз длились более 30 лет. За свою творческую карьеру Милляр сыграл тридцать больших ролей и множество второстепенных, принимал участие в дубляже семидесяти картин, озвучивал сотню мультипликационных фильмов, писал стихи. Георгий Францевич Милляр не дожил до своего 90-летия всего пять месяцев и умер 4 июня 1993 года в Москве. Его последними стихами были строчки: «…А, наверное, было бы здорово, под финал, под конец пути, напоследок сыграть Суворова и тогда уж спокойно уйти…».

С литературой по теме Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

 

 

 

Актеры советского кино : сборник. - М. : Искусство. - Вып. 7 : Борис Блинов. Алла Демидова. Армен Джигарханян. Татьяна Доронина. Ольга Жизнева. Александр Збруев. Рина Зеленая. Анатолий Кузнецов. Леонид Куравлев. Иван Лапиков. Евгений Леонов. Алексей Локтев. Георгий Милляр. Татьяна Окуневская. Ростислав Плятт. Людмила Савельева. Софико Чиаурели. Инна Чурикова. Людмила Чурсина. Клара Юсупжанова. - 1971. - 258 с.

Аннотация: Седьмой выпуск сборника "Актеры советского кино" включает творческие портреты Бориса Блинова, Аллы Демидовой, Армена Джигарханяна, Татьяны Дорониной, Ольги Жизневой, Александра Збруева и других. Книга рассказывает о наиболее значительных ролях этих актеров. Книга иллюстрирована портретами актеров и кадрами из фильмов.

 

Из истории Ленфильма : статьи, воспоминания, документы : 1920-е годы. Вып. 2 / Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, Ленинградская киностудия "Ленфильм" ; сост. Н. С. Горницкая. - Л. : Искусство, 1970. - 264 с.

Аннотация: В сборнике представлены воспоминания, материалы и документы, относящиеся к 1920 году. Несомненный интерес привлекают воспоминания ветеранов советского кино - Л.Трауберга, М.Блеймана, Ф.Никитина, В.Горданова, Е.Михайлова, В.Григорьева, П.Соболевского, А.Иванова. Особый раздел посвящен зарождению Ленинградской кинохроники и советской мультипликации. Книга иллюстрирована редкими фотографиями из музейных фондов "Ленфильма".

 

Смышляев, Валентин Сергеевич. Техника обработки сценического зрелища : - / В. С. Смышляев. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2022. - 240 с.

Аннотация: Попытка изложения знаменитой на весь мир системы работы актера над ролью («системы Станиславского») в собственной, отвечавшей духу раннего советского времени, интерпретации, предпринятая театральным актером и режиссером Валентином Сергеевичем Смышляевым и раскрывающая некоторые секреты постановки спектакля, а также содержащая многочисленные рекомендации актерам и режиссерам при работе над ролями, образами, костюмами, сценой и другими аспектами театрального представления. Печатается по изданию 1922 года. Для всех интересующихся теорией театра.

 

Басалаев, Сергей Николаевич. Теория и практика театральной деятельности: сценическое общение: учебное пособие для вузов / С. Н. Басалаев, Н. В. Григорьянц. - 2-е изд. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2022. - 234 с.

Аннотация: Проект «Университеты России» позволит высшим учебным заведениям нашей страны использовать в образовательном процессе издания (в том числе учебники и учебные пособия) по различным дисциплинам, подготовленные преподавателями лучших университетов России и впервые опубликованные в издательствах вузов. Все представленные в этой серии работы прошли экспертную оценку учебно-методического отдела издательства и публикуются в оригинальной редакции. Учебно-методическое пособие содержит теоретический и практический материал по профильной дисциплине «Теория и практика театрального творчества». Пособие представляет интерес для студентов театральных специальностей и направлений учебных заведений культуры и искусства, театральных педагогов, руководителей любительских театров, педагогов театральных студий, актеров, режиссеров и всех, кого волнуют проблемы театрального творчества.

 

Зыков, Алексей Иванович. Сценическая пластика и танец. История театра : учебное пособие для вузов / А. И. Зыков. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2022. - 115 с.

Аннотация: Автор учебного пособия много лет преподаёт ряд специальных и общих дисциплин в театральном институте Саратовской государственной консерватории, тема пластики и танца занимает значительное место в его практиках и научных исследованиях. Данное пособие стало одним из результатов педагогической работы автора. Оно включает в себя авторские лекции и материалы первоисточников по истории развития пластических и танцевальных начал в драматическом театре от древности до конца нового времени. В них характеризуется место пластики и танца в восточном, античном, новоевропейском театрах, излагаются вопросы истории актёрского обучения в России XVIII-XIX вв. и пути развития пластики и танца в ХХ веке. Лекции основываются на первоисточниках разного рода от древних трактатов-«пособий» по пластике до рассуждений театральных деятелей и манифестов известных русских режиссёров и на материале искусствоведческих исследований по истории театра. Они сопровождаются методическими разработками и списками литературы. Лекции предназначены педагогам и студентам театральных институтов, театральных и хореографических факультетов вузов культуры и искусств, профильным учебным заведениям среднего звена. Пособие рекомендуется для использования в лекционных и семинарских занятиях по курсам «История искусств», «История театра», «Пластика и танец в драматическом театре».

 

По материалам с сайта https://www.calend.ru/persons/2041/

Источник: