Педагог-новатор Советского периода с украинскими корнями, создатель своей собственной обучающей системы. Воспитательная система Сухомлинского держится на трёх столпах: гуманность, разносторонность и внутренняя смысловая ценность.
Василий Александрович Сухомлинский - советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик. Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века.
Василий Александрович Сухомлинский.
Летом 1933 года Василий Александрович уехал в Кременчуг чтобы продолжить свое обучение. После того как рабфак был окончен он подал документы в педагогический институт. В семнадцатилетнем возрасте будущий новатор смог устроиться учителем в заочную школу, которая располагалась недалеко от его родного дома. Спустя время перевел документы в Полтавский институт, который с успехом окончил в 1938 году. Уже после окончания своего обучения вновь вернулся на родину, где стал обучать своих учеников украинской литературе и языку в средней школе Анувриева.
1941 год – Василий Сухомлинский добровольцем записывается на фронт. В 1942-м он получает тяжелое осколочное ранение, вследствие чего Василия Александровича демобилизовали, проигнорировав желание вернуться в строй. На этот момент он был уже в звании младшего политрука, однако осколок, оставшийся в организме, не позволил продолжить военную карьеру. После восстановления молодого педагога направили в Удмуртию, где он занял пост директора местной средней школы. 1948 год – Сухомлинский вновь назначен директором школы. На этот раз он оказался в поселке Павлыш, что находится не далеко от Кременчуга. Здесь он жил и работал на протяжении двадцати двух лет, каждый день встречал на крыльце школы своих учителей и учеников, и каждого знал не только в лицо, но и по имени.
За сравнительно не долгий период жизни Сухомлинский сделал для педагогики многое. Его труды печатались миллионными тиражами. Он смог защитить докторскую диссертацию и получать звание Героя Социалистического труда. Преданный своей работе, Сухомлинский воспитал многочисленных учеников, среди которых и двое собственных детей, продолживших его дело. Сухомлинский говорил, что именно сказка имеет огромное влияние на развитие личности ребенка. При этом он утверждал, что в каждом из детей есть задатки поэта. Необходимо только разбудить его творческую сторону. В его школе дети самостоятельно писали сказки, поэтические миниатюры, рассказы на заданную тему. В выпускном классе каждый из ребят уже мог самостоятельно выбирать тему для выпускного эссе. В биографии Василия Александровича тысячи сказок, написанных им самим. А все, что сочиняли ученики вместилось в несколько десятков печатных томов. Он автор более шестисот статей и многочисленных брошюр, более тысячи рассказов и монографий. Все научные труды педагогом писались на русском языке, в то время как художественная проза из-под его пера выходила на украинском.
С литературой по теме Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ
Сухомлинский, Василий Александрович. Потребность человека в человеке : научно-популярная литература / В. А. Сухомлинский. - 2-е изд. - М. : Сов. Россия, 1981. - 96 с.
Аннотация: Эта книга составлена из высказываний ученого-педагога В.А.Сухомлинского, из которых читатель получит представление о педагогической концепции директора сельской школы, члена-корреспондента Академии педагогических наук, Героя Социалистического Труда, познакомится с его мыслями.
Сухомлинский, Василий Александрович. О воспитании : научно-популярная литература / В. А. Сухомлинский ; сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. - М. : Политиздат, 1982. - 270 с.
Аннотация: Эта книга составлена необычно: по странице, по абзацу, по строчке здесь собраны выдержки из многочисленных книг и статей В.А.Сухомлинского. Читатель получает возможность познакомиться с его мыслями о воспитании детей в семье и школе, о формировании коммунистической нравственности. "Педагогика должна стать наукой для всех", - писал В.Л. Сухомлинский. Родители, учителя, воспитатели, партийные и комсомольские работники - все, кого волнуют вопросы воспитания, найдут в этой книге и практический совет, и размышления о насущных проблемах педагогики.
Сухомлинский, Василий Александрович. Письма к сыну / В. А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 1979. - 96 с.
Аннотация: Если бы каждый молодой человек, каждая девушка в нашей стране жили благородной, возвышенной идеей, если бы идея была у каждого стражем совести, — наше общество стало бы миром идеальной нравственной, духовной красоты. Выдающийся педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский посвятил всю свою жизнь детям, став для них не только учителем, но и добрым наставником, проницательным и чутким другом. Любовь и забота о детях, их будущем пронизывает всю его деятельность и творчество. «Письма к сыну» — завершение трилогии о становлении личности ребёнка — «Сердце отдаю детям» и «Рождение гражданина». Книга является органическим продолжением мыслей педагога о воспитании гармоничной личности молодого человека. Написанная в своеобразном жанре, она содержит беседы отца и сына-студента о смысле жизни, роли труда, личностном и профессиональном развитии, о гражданском, нравственном и физическом становлении молодого человека, о восприятии им окружающей жизни, о роли отца и матери в семье — и многих других проблем и вопросов, которые волнуют молодёжь в любые времена. Этот глубокий педагогико-публицистический труд будет интересен и полезен для широкого круга читателей.
Сухомлинский, Василий Александрович. Родина в сердце / В. А. Сухомлинский ; вступ. статья Л. В. Голованова ; сост. А. И. Сухомлинская и Л. В. Голованов. - 2-е изд. - М. : Мол. гвардия, 1980. - 175 с.
Аннотация: В центре данной книги - в ее основу положено не опубликованное ранее произведение - стоит проблема воспитания человека-гражданина, человека - патриота своей Родины, своего народа, его культуры. С чего начать это воспитание? С формирования у ребенка любви к родной природе, своим родителям, старшим, родному слову, героическим делам советских людей - отвечает автор. Книга написана живо, эмоционально, хорошим литературным языком.
Родчанин, Евгений Георгиевич. Гуманист. Мыслитель. Педагог : Об идеалах В.А. Сухомлинского / Родчанин, Евгений Георгиевич, Зязюн, Иван Андреевич. - М. : Педагогика, 1991. - 107 с.
Аннотация: Авторами включены новые, никогда ранее не опубликованные материалы как из биографии В.А.Сухомлинского, которые оказали большое влияние на формирование его мировоззрения, так и глубинные истоки его педагогической системы, являющейся, по сути дела, философией детской души. Главный педагогический принцип, цель и смысл жизни В.А.Сухомлинского - любовь к детям. Для учащихся школ и студентов вузов, родителей, учителей, специалистов в области педагогики, психологии, философии, для самого широкого круга читателей.
По материалам с сайта https://biographe.ru/uchenie/vasilij-sukhomlinskij/
Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева.