ЛаЛаЛань - помощник в самообразовании

26.11.2021

ЛаЛаЛань - образовательный блог компании Лань.

Часть образовательной среды Лани для библиотекарей, преподавателей, студентов.

Мы пишем материалы для легкого применения на практике для библиотек, рассказываем о новых педагогических методах, даем советы по учебе, мотивации и финансам.

Читать статьи на сайте: lala.lanbook.com

Библиотекарям:

Мы собрали рейтинги самых популярных книг 2021 года от крупнейших российских издательств, электронных библиотек и интернет-магазинов. Это бестселлеры, которые чаще всего покупали и обсуждали. 

Список не ранжирован по количеству проданных экземпляров и составлен произвольно. Эти книги попали в топы продаж на разных площадках. 

Виктор Пелевин «Непобедимое Солнце»
700-страничный роман о духовных поисках московской барышни. В 2021 году у Пелевина вышел еще один бестселлер, чуть потоньше - «Transhumanism inc.» Книга возглавила топ самых продаваемых электронных книг и рейтинг лучшей современной прозы в октябре 2021 года. 

Михаил Лабковский «Хочу и буду. Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым»
В 2017- ом, в год издания, эта книга стала номером один в итоговых рейтингах минимум трех крупных книжных магазинов и самой читаемой книгой года, по версии журнала «Форбс». За один год ее тираж составил 226 000 экземпляров. В 2021 году «Хочу и буду» по-прежнему лидирует в топах. 

Гузель Яхина «Эшелон на Самарканд» 
Роман-путешествие от автора «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои» о еще одной трагедии времен Гражданской войны - голоде в Поволжье.

Евгений Водолазкин «Лавр» 
Роман был написан в 2012 году и до сих пор не сдает лидерских позиций.  

Фредерик Бакман «Тревожные люди»
Снова в лидерах - автор бестселлеров последних пяти лет. Новый роман шведского прозаика переведен на русский язык в 2020-ом и за год стал хитом продаж, в том числе среди электронных и аудиокниг. 

Майк Омер «Внутри убийцы» 
Обладатель звания главного триллера года, мировой бестселлер по версии изданий «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон Пост» и «Амазон». 

Мэй Маск «Женщина, у которой есть план. Правила счастливой жизни»
К ее имени неизменно добавляют - «мама Илона Маска», и она выпустила автобиографию о том, как всё, что нас не убивает, делает нас сильнее. Верить в себя, никогда не сдаваться и любить жизнь - ко всему этому автор пришла через множество испытаний. А еще вырастила талантливых детей.

Алекс Михаэлидес «Безмолвный пациент»
Дебютный роман выпускника Кембриджа стал бестселлером за несколько недель продаж. Триллер 2019 года до сих пор в пятерке популярных детективов и один из лучших примеров непредсказуемой развязки. 

Серия мотивационных книг от бизнес-тренера Джен Синсеро также неизменно входит в рейтинги лучших продаж: «НИ СЫ», «НЕ НОЙ», «НЕ ТУПИ». К серии также относится бестселлер «ЛЮБИ СЕБЯ» Камал Равикант

Студентам:

Чертежи, схемы и другие конструкторские документы выполняют по единым правилам государственных стандартов, ГОСТов. Те, в свою очередь, сведены в единую систему конструкторской документации, ЕСКД, которая устанавливает правила по разработке и оформлению конструкторской документации в учебных заведениях, организациях и на предприятиях. Соблюдение государственных стандартов обязательно для всех отраслей. Расскажем коротко об основных правилах оформления чертежей по ГОСТам. 

Формат
Формат - это размер листа, на котором выполняют конструкторский документ. Размеры форматов прописаны в ГОСТе 2.301-68 и приведены в таблице ниже.
Чаще других форматов студенты используют А4, А3 и А1. При необходимости допускается применять формат А5 размером 148 х 210 мм.
Формат А4 располагают исключительно в вертикальном положении, то есть в книжной ориентации. 

Рамка 
Чертеж должен быть очерчен рамкой. Это прямоугольник, который ограничивает поле, на котором будет выполнена работа. С трех сторон расстояние от края листа составляет 5 мм, слева - 20 мм, широкая полоса нужна для подшивки чертежа. 
Проще купить листы с уже готовой рамкой, но знать, как сделать ее самостоятельно, тоже пригодится.

Надпись
Заполнение основной надписи и дополнительных граф регламентирует ГОСТ 2.104-2006.
Основную надпись и дополнительные графы к ней выполняют сплошными основными и сплошными тонкими линиями.
Основную надпись в конструкторских документах располагают в правом нижнем углу. На листах формата А4 - вдоль короткой стороны листа.
Все надписи выполняют при помощи специальных шрифтов, размеры которых регулируется ГОСТом 2.304-81. Стандарт включает буквы, цифры, знаки, которые можно использовать как с наклоном, так и без. 
Между буквами необходимо соблюдать одинаковое расстояние.

Линии 
Линии, с помощью которых на чертеже создают изображение, отличаются по толщине и способу начертания. Их описание содержится в ГОСТе 2.303-68.

Сплошная толстая основная используется для видимого контура.
Сплошная тонкая - для выносных и размерных линий, штриховки, выноски, полки выносок и подчеркивания надписей. Ее толщина в 2–3 раза меньше основной линии. 
Сплошная волнистая линия используется для обозначения обрывов и разреза.
Штриховая линия обозначает невидимый контур. 
Штрихпунктирная тонкая линия обозначает осевые и центровые линии.
Есть также разомкнутая линия для сечений, сплошная тонкая с изломами для длинных линий обрыва, а также штрихпунктирная тонкая линия с двумя точками - обозначает сгиб на развертках, нужна для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях.

Масштаб
Масштаб - это отношение линейного размера отрезка на чертеже к соответствующему линейному размеру того же отрезка в натуре. 
Масштабы изображений на чертежах прописаны в ГОСТе 2.302-68 и выбираются из ряда:

масштабы увеличения - 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1
масштабы уменьшения - 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000.

 Общее правило для всего чертежа - работу важно выполнить аккуратно, без помарок. 

Также вам в помощь статья ЛаЛаЛани: «Как написать курсовую работу: основные шаги, структура и защита».

Задание написать эссе дают студентам не только гуманитарных, но и технических специальностей. Умение писать в этом жанре пригодится независимо от того, на кого вы учитесь. Рассказываем, чем эссе отличается от сочинения, из каких частей состоит и как в будущем поможет найти работу.

На уроках литературы все писали сочинения. Но эссе - это не школьное сочинение. Это короткий прозаический текст, в котором автор выражает собственное мнение по тому или иному вопросу и, в отличие от сочинения, делает это в свободном, разговорном стиле. В эссе допускаются эмоции, ведь это личное отношение автора.   

Задание подготовить эссе проверяет ваше умение логически мыслить, выражать и аргументировать свою точку зрения, убедительно доказывать, почему вы так считаете. 

В эссе автор не навязывает свое мнение как единственно верное, а делится отношением к вопросу или проблеме, побуждает читателя тоже об этом подумать.

Эссе состоит из трех частей.

Вступление. Важно с самого начала заинтересовать читателя. Сформулируйте сразу, почему эта проблема важна, кого она касается. Добавьте цитату, приведите в пример недавние события, поделитесь личным опытом или задайте вопрос, на который ответите дальше.

Основная часть. Приведите разные точки зрения по этому вопросу. Стройте рассказ по схеме: тезис - аргумент, тезис - аргумент. Не путайте тезис с фактом — факт доказывать не нужно, это то, что есть. Тезис - это суждение, которое еще надо доказать. Для этого приводят аргументы - то, что убедит читателя в истинности определенной точки зрения. Это научные факты, мнение ученого, жизненные ситуации и опыт.

Заключение. Объедините выводы по каждому тезису.

Эссе задают на конкретную тему. Не уходите в сторону, не загромождайте текст другими вопросами. Пишите только о том, что обозначено в теме. 

Если не знаете, с чего начать, воспользуйтесь техникой свободного писания. Записывайте все возникающие по теме эссе мысли. На этом этапе ничего не редактируйте. Так вы поймаете настрой, поймете, что хотите сказать по этому поводу. Потом в этом потоке мыслей отберите нужное. 

Вступление можно сделать после того, как напишете основную часть. Вы уже будете знать, о чем эссе, и введение будет проще сформулировать. 

Для подтверждения своего мнения используйте не только общеизвестные факты, но и личный опыт, воспоминания, впечатления. Это придаст тексту эмоциональности. Опорными фразами могут стать: «Я считаю, что …»; «Потому что …»; «Например, …»; «Таким образом, …».

Используйте короткие понятные предложения. 

Язык эссе разговорный, доверительный, но не допускайте в тексте сленга, непонятных сокращений, неуместного юмора. Выражайте вашу точку зрения серьезно, обоснованно, взвешенно. 

При всей свободе и непринужденности подачи эссе логично, в нем каждый следующий абзац по смыслу связан с предыдущим. 

Если в задании не указан объем текста, ориентируйтесь в среднем на пять страниц. 

Исправьте ошибки, отредактируйте выражения, которые звучат двусмысленно. Перечитайте эссе еще раз - ответили ли вы на заданный вопрос? Полезно оставить текст «остынуть» и вернуться к нему на следующий день на свежую голову.

Вместо заключения

Умение писать эссе пригодится не только в учебе. Его элементы используют при подготовке мотивационных писем, которые отправляют работодателям при поиске работы. В них также аргументированно доказывают, почему вы подходящий кандидат. Многие студенты готовят такие эссе уже на последних курсах университета.

Преподавателям:

Учебный план в вузе - это документ, где указаны перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин и других видов учебной деятельности. При его составлении учитывают стандарты и рекомендации Минобрнауки. Приведем основные правила создания такого документа. 

Учебный план - обязательная часть образовательной программы вузов. В процессе его формирования задействуют известную модель создания продукта ADDIE (сокращение от английских слов Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation - анализ, проектирование, разработка, реализация, оценка). Для учебного плана ключевым является этап разработки. При его создании важно опираться на предыдущие этапы - анализ навыков, которые нужны будущему выпускнику, исследования рынка труда и вакансий. 

Учебный план составляют по шаблонам, которые разрабатывают на базе факультета. Документ готовят преподаватели выпускающей кафедры и утверждают заведующий кафедрой, декан и ректор. 

В нем указывают перечень дисциплин, практик, испытаний государственной итоговой аттестации. Отмечают объем в зачетных единицах, распределение по периодам обучения, объем контактной работы студентов с преподавателем и их самостоятельной работы в академических часах. К контактной работе относят занятия в аудитории: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, коллоквиумы.

План готовят отдельно для каждой формы обучения. Он помогает организовать последовательность и взаимосвязь изучения дисциплин, их рациональное распределение по годам обучения студентов, эффективно использовать кадровый потенциал вуза. 

Учебный план разрабатывают в соответствии с федеральным законом «Об образовании» и федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, ФГОС. 

Документ может корректироваться с учетом изменений на кафедре или в требованиях к выпускникам со стороны работодателей.

Новый базовый учебный план составляют, если:

готовится к лицензированию новое направление подготовки или специальности;
открывают новый профиль по направлению подготовки, указанному в лицензии;
изменились требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования или законодательства в образовательной сфере.

Элементы учебного плана

Структура учебного плана содержит:

календарный учебный график, в котором указаны начало, окончание и продолжительность учебных семестров, экзаменов, каникул; 
план учебного процесса;
наименование учебных, производственных практик, исследовательской работы;
государственную итоговую аттестацию.

В плане есть три основных части.

Базовая часть: дисциплины и практики, которые формируют обязательные профессиональные компетенции и составляют основу будущей профессии выпускников. Это база для изучения узкоспециализированных предметов.

Вариативная часть: возможные специализации.

Факультативы: их выбирают студенты.

Как сформировать учебный план

Порядок формирования учебного плана можно обозначить в следующей последовательности:

1. определить потоки учебных групп;
2. сформировать и согласовать макет учебного плана факультета с указанием учебных дисциплин; 
3. определить программу обучения: бакалавриат, магистратура, специалитет;
4. выбрать профессиональные стандарты;
5. обозначить виды деятельности по ФГОС;
6. определить результаты обучения, профессиональные компетенции;
7. сформировать части учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС;
8. собрать перечень учебных дисциплин, практик, итоговых аттестаций на основе формируемых компетенций. Важно при этом учитывать кадровые, учебно-методические и материально-технические возможности вуза; 
9. определить форму организации, период проведения и трудоемкость каждой практики.

Нормативные документы

При подготовке учебного плана пригодятся данные из следующих нормативных документов:

приказ Минобрнауки от 12.09.2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (с изменениями и дополнениями);
приказ Минобрнауки от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

Рекомендуем также статью «Система менеджмента качества» - о том, как выстраивать управление внутри вуза.

Уважаемые читатели!

Напоминаем, что Вы можете читать журналы и художественную литературу онлайн в доступных для КНИТУ-КАИ электронно-библиотечных системах (ЭБС)

Все новые поступления печатных изданий отражаются в Бюллетенях новых поступлений.

По всем вопросам можно писать нам по адресу: ntbkai@kai.ru, biblio.kstu-kai@mail.ru, gvivshina@kai.ru, или через сайт раздел «обратная связь».

 
 
Автор:
Источник: