Новости от НТБ

27.09.2022

Новости от наших партнёров

Наши партнёры, команда образовательного блога ЛаЛаЛань, предлагает новые интересные материалы для студентов и преподавателей.

Во-первых, для студентов:

Как запоминать лекции?
 
Этот вопрос актуален в течение всего семестра, поэтому предлагаем ознакомиться с некоторыми методами запоминания.
 
В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз провел серию знаменитых экспериментов, в ходе которых его студенты пытались запомнить карточки с бессмысленными слогами. Ученый наблюдал за тем, как быстро испытуемые их выучат, а потом забудут. В результате опытов выяснилось, что после первых 20 минут участники помнили 60% слогов, спустя 9 часов — 40%, а через месяц — чуть больше 20% заученного. Это открытие было положено в основу так называемой кривой забывания Эббингауза. Как этот эффект может пригодиться студенту, которому нужно выучить лекцию к экзамену, доклад для выступления или речь для презентации? Разбираем популярные методы запоминания.
 
Учим сложное в начале или в конце?
 
В тексте лучше всего мы запоминаем начало и конец. Поэтому наиболее сложные вопросы лучше заучивать в первую или последнюю очередь.
 
На повторе
 
Чем чаще мы повторяем какую-то информацию, тем медленнее она потом забывается. Главное, запоминать с определенной периодичностью и каждый раз повторять материал, не глядя в источник, чтобы не просто перечитывать текст, а восстанавливать его в памяти.
 
Наиболее эффективно повторение с такими интервалами:
 
первый раз через 20 минут после заучивания;
второй — через 6–8 часов;
третий — через сутки.
 
Повторять рекомендуется по 15–20 минут в день.

Можно попроще?

Если человек не может простыми словами объяснить какой-то вопрос или явление так, чтобы его понял ребенок, значит в вопросе он не особо разбирается. Прежде чем запоминать сложный материал, его стоит перевести для себя на простой, понятный язык, то есть без сложных терминов и длинных определений — так, как если бы его нужно было объяснить пятикласснику. После этого сложную тему будет проще понять и запомнить.

Подробнее читать ЗДЕСЬ.

Чтение доклада на семинаре — это часть стандартного обучения в высших учебных заведениях. Благодаря этому виду работы студенты учатся грамотно формировать и высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, выявлять проблемы и находить пути их решения. В предлагаемой статье авторы рассказывают, для чего нужен доклад к семинару, как его составить и как студенту выступить за отведенное время.

Первый вопрос: «Зачем нужен доклад?»

Подобного рода выступления необходимы для того, чтобы проверить, прежде всего, знания исследователя в конкретной теме, способности самостоятельно проводить анализы и объяснять полученные им результаты. За проведение семинара отвечают преподаватели, они же выставляют оценку за доклад студента. После выступления, как правило, идет обсуждение доклада, в ходе которого преподаватели находят возможные ошибки в постановке работы и методике исследования, обобщают и интерпретируют полученные рассказчиком результаты.

Как правило, доклад на семинаре состоит из двух частей: текст и визуальная презентация. Иллюстрации могут включать чертежи, таблицы или графики, с помощью которых можно быстро и без дополнительных объяснений донести необходимую информацию. Самая популярная программа для создания презентаций — Power Point. Однако не стоит ограничиваться только ей: здесь вы найдете онлайн-сервисы, которые позволят без трудностей создать презентацию для вашего выступления.

Каждая из частей вашего доклада важна. Если вы идеально подготовите текст, но иллюстрации подобраны необдуманно, то успех всего вашего выступления может оказаться под угрозой.

Можно выделить несколько правил подготовки качественной презентации:
 
Не перегружайте слайды информацией. Один слайд — одна мысль.
Используйте разные виды наглядного представления информации: списки, таблицы, диаграммы и схемы.
Используйте фотографии и изображения для большей наглядности. О бесплатных фотостоках смотрите здесь.
 
Подробнее о тонкостях подготовки доклада читать ЗДЕСЬ.

Как помочь отстающему одногруппнику?
 
Ответ на этот вопрос можно найти также в материалах блога ЛаЛаЛань.
 
Если возникла ситуация, когда студент хочет сам понять и освоить материал, но что-то ему мешает. Этим «чем-то» вполне может быть:
 
отсутствие мотивации и желания учиться;
неинтересные занятия, некомпетентность педагога и пр.;
недостаточная дисциплинированность и волевая организация;
слабое здоровье;
негативное влияние окружения (друзей, семьи);
необходимость совмещать работу и учебу в ущерб последней и т. д.
 
Поэтому ЛаЛаЛань подготовила несколько советов о том, как помочь отстающему по учебе одногруппнику или однокурснику преодолеть эти сложности, чтобы наверстать упущенный материал.

 

Итак, ка утверждают авторы статьи, помочь наверстать упущенное можно с помощью:
 
индивидуального подхода к собеседнику;
повторения материала;
более простого и доступного объяснения;
использования наглядных примеров;
совместного решения заданий;
предоставления своих конспектов;
специально подобранной литературы и других ресурсов (например, онлайн-курсов);
и, конечно, дружеского совета.
 
Подробнее читать ЗДЕСЬ.
 
Во-вторых, для преподавателей:

 

Глобальный переход на цифровое образование и цифровую экономику прямо говорит об активном росте актуальности процесса цифровизации. Построение успешных цифровых экономики и образования является одним из значимых приоритетов государственной политики не только нашей страны, но и всего мира. В предлагаемой статье авторы рассказывают об 11 принципах, которые помогут эффективно внедрить цифровые технологии в образовательный процесс. 
 
Цифровая дидактика — это отрасль педагогики, нацеленная на организацию образовательного процесса в условиях цифровизации общества. Данная научная дисциплина пользуется традиционными для дидактики принципами и основными понятиями, но трансформирует и дополняет их, адаптируя под современные реалии. Цифровая дидактика является основой для построения современных методик и стратегий обучения.
 
К основным принципам цифрового образовательного процесса относятся:
 
1) принцип доминирования;
2) принцип персонализации;
3) принцип целесообразности;
4) принцип гибкости и адаптивности;
5) принцип успешности;
6) принцип обучения в сотрудничестве и взаимодействии;
7) принцип практикоориентированности;
8) принцип нарастания сложности;
9) принцип насыщенности образовательной среды;
10) принцип полимодальности (мультимедийности);
11) принцип включенного оценивания.
 
Дидактические принципы цифрового профессионального образования являются открытыми и в силу своей новизны требуют дополнений по мере развития теоретических и практических возможностей цифрового образования. Результатами цифровизации образования станет эффективное самостоятельное образование, построенное на индивидуальных образовательных процессах и непрерывном мониторинге деятельности обучающегося. 
 
Подробнее читать ЗДЕСЬ.
 
И наконец, в-третьих, что читать осенью?
 

«А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое», — писал Антон Чехов в письме своему другу, издателю Алексею Суворину. И правда, наступило время неспешного чтения больших романов и увлекательных саг, сборников душевных рассказов и сказок. Предлагаем вам список книг для уютных осенних вечеров.

Виртуальные выставки помогут сделать выбор.

«Василий Аксёнов: писатель своей эпохи»;

«Книги-тёзки»;

Бальмонт, Константин Дмитриевич. Египетские сказки/ К. Д. Бальмонт. - Электрон. дан.col. - Москва: Юрайт, 2021. - 123 с.

Аннотация. "Египетские сказки" впервые вышли в 1917 г. в серии "Пушкинская библиотека" в переводе под редакцией К. Бальмонта. Источником послужили книги французского египтолога Гастона Масперо, это издание давно стало библиографической редкостью. Для широкого круга читателей.

Бальмонт, Константин Дмитриевич. Золотая россыпь: избранные переводы / К. Д. Бальмонт; сост., авт. предисл. А.Д. Романенко. - М. : Советская Россия, 1990. - 319 с.

Аннотация. В настоящем сборнике представлены лучшие переводы К. Д. Бальмонта, среди которых переводы европейских и американских классиков — П. Шелли, Э. По, У. Уитмена, Г. Гейне, Ш. Бодлера. Этот круг расширен переводами с польского, чешского, болгарского и дополнен индийскими двустишиями и японскими танка и хокку.

О Генри, One Thousand Dollars. Selected Stories. Тысяча долларов. Избранные рассказы : - / - О Генри. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2021. - 376 с.

Аннотация. В книге представлены рассказы О. Генри «Охотник за головами», «Последний трубадур», «Дайте пощупать ваш пульс!», «Дороги судьбы», «Гнусный обманщик», «Тысяча долларов» и другие. Все произведения даны на языке оригинала. Знакомство с оригиналами творений классиков зарубежной литературы, науки, искусства поможет сегодняшним студентам составить более точное представление о неповторимой стилистике каждого автора, а также расширит словарный запас, знания об истории языка, фразеологии.

Уважаемые преподаватели! Вы можете обновить список основной и дополнительной литературы в РПУД ОП новыми ресурсами. Бюллетени новых поступлений Вам помогут это сделать, а выставки во всех читальных залах дадут более полное представление о периодических изданиях, учебниках, монографиях и методических изданиях по всем направлениям подготовки.

По всем вопросам можно обращаться в читальные залы НТБ им. Н.Г. Четаева или писать нам по адресу: ntbkai@kai.ru, biblio.kstu-kai@mail.ru, gvivshina@kai.ru, или через сайт раздел «обратная связь».

Можете высказать своё мнение о НТБ им. Н.Г. Четаева здесь.

Всегда рады встрече с Вами, наши читатели!

 
Автор:
Источник: