Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Андрей Николаевич Туполев - выдающийся советский ученый и авиаконструктор, один из отцов-основателей современного самолетостроения.

12.11.2021

Запущенная под его руководством самолеты серии “Ту” составили основу авиапарка в СССР и постсоветской России.

 

Страницы биографии

Андрей Туполев родился 29 октября (10 ноября) 1888 года в селе Пустомазово Тверской губернии. С детства преуспевал в точных науках. Окончив Тверскую гимназию, поступил в Императорское Московское техническое училище (ныне - МВТУ им. Баумана) и еще там стал членом воздухоплавательского кружка.

 

Еще до революции проектировал аэродинамические трубы, вместе с Н.Е.Жуковским создавал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

В 1922-1936 годах Андрей Туполев являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчиком проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. Он был организатором производства алюминиевого сплава — кольчугалюминия, полуфабрикатов из него.

В 1923 году он создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (АНТ-4, 1925).

В 1925-1932 гг. создал свои первые самолеты - лучший в мире бомбардировщик ТБ-1 и приземлившийся на Северном полюсе ТБ-3. Он же занимался проектированием первых советских дирижаблей, выпускаемых в поселке Дирижаблестрой (ныне - город Долгопрудный).

Андрей Туполев разработал и внедрил в технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей.

С 1930 года он был главным конструктором ЦАГИ. С 1931 года — заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ, с 1932 года — начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, с 1933 года — заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства.

С 1936 года Андрей Туполев совмещал руководство ОКБ, выделенного из системы ЦАГИ, с должностью главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП), формировал стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники.

Именно благодаря усилиям Туполева в Советском Союзе было запущено крупносерийное производство гражданских самолетов. Многие самолеты марки “Ту” и сегодня эксплуатируются в разных странах мира.

В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.

Андреем Николаевичем Туполевым было разработано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На его самолетах установлены 78 мировых рекордов, выполнены 28 уникальных перелетов, в том числе спасение экипажа парохода "Челюскин" на АНТ-4, беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова на АНТ-25, высадка научных экспедиции "Северный полюс" во главе с Иваном Папаниным.

В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 годаКазанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева).

Приглашаем на выставку ко Дню рождения А.Н.Туполева (по адресу:  К. Маркса, 10, ком. 339)

 

Презентация выставки «Ко Дню рождения А.Н. Туполева»

Виртуальные выставки можно посмотреть на сайте НТБ в разделе «Читателям-Знаменательные даты-2021»

Материалы, посвященные Году науки и технологий, выставлены в соответствующем разделе.

В рамках Года науки на виртуальных страницах сайта НТБ мы предлагаем ознакомиться с научными открытиями ХХI века, которые уже сегодня можно назвать великими, ознакомиться с технологиями, которые можно назвать инновационными технологиями XXI века.

По всем вопросам можно обращаться в читальные залы НТБ им. Н.Г. Четаева или писать нам по адресу: ntbkai@kai.ru , biblio.kstu-kai@mail.ru, gvivshina@kai.ru, или через сайт раздел «обратная связь».

Можете высказать своё мнение о НТБ им. Н.Г. Четаева здесь.

Всегда рады встрече с Вами, наши читатели!

Автор:
Источник:

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Знаменательные даты второй половины апреля

16.04.2024

Обзор о наиболее знаменательных событиях, исторических и юбилейных датах второй половины месяца в этом обзоре

12 апреля 2020 года – Всемирный день авиации и космонавтики

12.04.2024

Поздравляем всех авиаторов и космонавтов!

Новости наших партнёров - блога ЛаЛаЛань

05.04.2024

Для студентов и преподавателей будет интересно

Знаменательные даты и юбиляры первой половины апреля

01.04.2024

Коротко о некоторых знаменательных событиях и юбилярах первой половины апреля

30 марта 2024 года -130 лет со дня рождения авиаконструктора Сергея...

29.03.2024

Сергей Илюшин - разработчик самого массового боевого самолёта в истории - штурмовика Ил-2

2024 год- год научно-технологического развития в РТ

25.03.2024

Коротко о научно-технологических достижениях за неделю

Знаменательные события и юбиляры второй половины марта

14.03.2024

О некоторых событиях второй половины марта

90 лет со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина

12.03.2024

Гагарин – первый космонавт СССР и мира

Поздравляем с Днём рождения КАИ!

05.03.2024

Ко дню рождения КАИ приглашаем на выставки