60 лет студенческому конструкторскому бюро «Прометей»
«Прометей» - первое в мире музыкальное произведение, чья партитура включала в себя светомузыкальную партию
В этом году исполняется 60 лет студенческому конструкторскому бюро «Прометей»
На сайте НТБ мы писали о Булате Махмудовиче Галееве (1940-2009) в связи с его 75-летием 2 октября 2015 года, как о выдающемся отечественном ученом, основоположнике казанской школы светомузыки, исследователе философско-эстетических основ синестезии, пионере отечественной видео культуры. Сегодня мы хотим напомнить некоторые факты по документам из фондов библиотеки.
Казанский коллектив «Прометей» с 1962 года прошел путь от самодеятельного студенческого бюро до научно-исследовательского института экспериментальной эстетики КГТУ им. А.Н.Туполева и АН РТ.
Более сорока лет под руководством Булата Галеева СКБ - НИИ экспериментальной эстетики "Прометей" являлся главным центром изучения скрябинских идей светомузыки, теории и практики аудиовизуального синтеза. Здесь происходило рождение и воплощение оригинальных светомузыкальных замыслов Б.М. Галеева и его коллег.
Имя «Прометей», ставшее казанским брендом, неразрывно связано с его бессменным руководителем, пионером светомузыки, автором большинства технических и художественных проектов коллектива, доктором философских наук, членом-корреспондентом АН РТ, профессором Булатом Махмудовичем Галеевым, лучшим экспертом в области светомузыки в России.
Его видеоинсталляции демонстрировались на крупнейших фестивалях экспериментального искусства, а светомузыкальные кинофильмы Галеева - признанная классика авангардного кино.
Булат Галеев не похож ни на скучного сноба из академических коридоров, ни на рассеянного профессора из старых фильмов. И чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать его интервью, в котором вместо того, чтобы в соответствии с рангом, тщательно взвешивать слова, он то и дело чертыхается да насмехается.
В пылу беседы от Галеева может достаться кому угодно: и Эйзенштейну, и Кандинскому, да хоть самому Исааку Ньютону! Пиетета перед гениями для Галеева не существует, потому что он основывается на дистанции, но разве можно дистанцироваться от любимых людей?
Пожалуй, единственный, с кем Булат Махмудович готов вести себя с трогательной деликатностью, - это Александр Скрябин, создатель симфонической поэмы «Прометей». Ведь «Прометею» Булат Галеев посвятил жизнь.
«Прометей» - первое в мире музыкальное произведение, чья партитура включала в себя светомузыкальную партию. Умирающий композитор мечтал о том, чтобы его музыку не только слышали, но и видели. И спустя полвека юный студент-физик Галеев, собрав единомышленников, осуществил его мечту.
Можно привести не один пример экспериментальных работы Булата Галеева и «прометеевцев». Назовем наиболее известные. НИИ «Прометей» разработал аудиовизуальную и стереозвуковую театрализацию экспозиции музея Салиха Сайдашева. Благодаря системе «Автогид» о детстве композитора, например, «рассказывает» светящийся изнутри сундук с детскими игрушками. Вдруг начинает играть лежащая рядом гармонь, внутри которой тоже спрятан громкоговоритель. Далее слово берет «звучащее» фортепьяно. Затем начинает говорить портрет на стене...
Среди значимых проектов можно назвать первое в нашей стране исполнение произведений «Прометей» Александра Скрябина и «Аллилуйя» Софьи Губайдуллиной, по замыслу самих композиторов, с партией Света.
«Малиновый звон» Спасской башни Казанского Кремля и динамическое освещение цирка Казани, зависящее от состояния погоды, - это тоже проекты «Прометея».
К юбилею Победы в 1970 году «прометеевцы» поставили театрализованное представление под открытым небом «Звук и Свет». Это удивительная постановка без актеров, но со стереодвижением звука и динамикой света. В Казани у памятника павшим воинам у Центрального парка имени Горького ожили звуки войны - лай собак, немецкие команды, по лицам зрителей пробегали лучи прожектора.
Еще одна композиция под открытым небом - «Волшебный сад» - была показана во время Сабантуя в июне 1991 года - в сквере между оперным театром и Казанским университетом в многоканальной записи воспроизводились голоса птиц с синхронными световыми эффектами, а на стену университетской высотки проецировались мультипликационные картины лазерной компьютерной графики. Первые светомузыкальные фильмы были также сняты в Казани.
На всех континентах видели самую знаменитую видеоинсталляцию Булата Галеева 1990 года - «Электронный мальчик на мокрых пеленках» (в детской коляске лежит телевизор, на его работающем экране - плачущий младенец). Одна из книг Булата Галеева называлась «Светомузыка: становление и сущность нового искусства», в докторской диссертации, которая была признана открытием в эстетике за создание периодической системы искусств, ученый сделал прогноз появления новых форм в искусстве, и прогноз этот уже начинает сбываться. Около 15 лет профессор Галеев читал студентам консерватории единственный в своем роде спецкурс «Музыка в системе искусств».
В последние годы жизни Булата Галеева «Прометей» занимался экспериментами, связанными с компьютерным преобразованием графических структур в музыкальные. Видеоинсталляция «Поющий шамаиль» произвела фурор на выставках экспериментального искусства за рубежом. Казанцы увидели ее на выставке в Национальном музее РТ. Теперь она включена в раздел «Ислам и искусство» музея ислама, который находится на нижнем этаже мечети Кул Шариф в Кремле.
Сегодня научные исследования Б.М. Галеева в области звукозрительного синтеза и синестезии («цветного слуха») известны во всем мире. Четыре кинофильма - «Прометей» (1964-1965), «Вечное движение» (1968), «Маленький триптих» (1975) и «Космическая соната» (1981) - признанная классика авангардного кино.
Презентация подготовлена по материалам сайтов подробнее см.
Выставка легендарного творческого объединения «Прометей», 2014.
ЦСК «Смена»: Галеевские чтения «От синестезии к синтезу искусств», 2015, посвященные 75-летию со дня рождения пионера отечественного светомузыкального искусства Булата Галеева.
Галеев Булат Махмудович, пионер светомузыки (1940-2009)
Использованы материалы с разных сайтов Интернета:
http://www.rt-online.ru/articles/126_24942/50532/
http://otkakva.net/interview/galeev/galeev.htm
http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-27837.htm
http://synesthesia.prometheus.kai.ru/ny.htm
http://inkazan.ru/svetomuzyka-po-kazanski/
http://www.evening-kazan.ru/article.asp?from=number&num_dt=13.01.2009