Об известном учёном, профессоре, докторе технических наук, основателе нового научного направления наш рассказ
Юнусов Файзрахман Салахович родился 14 сентября 1924 года в деревне Атабаево Камско-Устьинского района Республики Татарстан. Первые шестнадцать лет его жизни - это трудное детство в многодетной крестьянской семье, получение среднего образования в сельской школе.
Когда началась Великая Отечественная война, Файзрахману Юнусову было только 16 лет, однако, не раздумывая, он пишет заявление о направлении его на фронт. Но, военкомат направил его сначала на учебу в механизированное военное училище города Богородска Горьковской области. Первые боевые испытания Юнусова связаны с обороной Москвы в районе города Волоколамска и Волоколамского шоссе. Здесь он получил первое ранение и попал в госпиталь. После госпиталя он уже в качестве водителя - механика танка Т-34 участвовал в битве на Орловско-Курской дуге.
Как известно, эта битва являлась одним из величайших и поворотных сражений Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом.
Далее боевой путь проходил через украинские города Запорожье и Мелитополь. В боях под Мелитополем он получил второе ранение. Позже часть, где служил Ф. Юнусов, уже под командованием маршала Советского Союза Г.К. Жукова в составе 11-го танкового корпуса 1-го Белорусского фронта освободила Польшу и часть Германии.
Немного фактов из тех далёких лет. На границе с Польшей, командиры 12-й бригады и самоходного полка приказали Ф. Юнусову прорваться на мотоцикле сквозь ряды немецких танков и доставить срочное донесение командиру корпуса. Они прекрасно понимали, как мало будет шансов выжить у этого невысокого щуплого паренька. Они посылали его на подвиг и надеялись, что он его совершит. Файзрахман Салахович вспоминал: «Переодевшись в немецкую форму, я просто чудом проскочил на мотоцикле через движущуюся в несколько рядов колонну танков, сквозь огненный смерч снарядов танковых пушек, разрывавшихся спереди и сзади, и, буквально перелетев огромный ров, доставил донесение командиру корпуса. Утром все, в том числе и я сам, долго удивлялись тому, что мой мотоцикл перемахнул такой ров». В результате выполнения этого боевого задания были спасены многие наши подразделения, а также полностью уничтожены немецкие танковые соединения, пробивавшиеся к своим.
За свои подвиги он был награжден пятью боевыми орденами, а также медалями и благодарностями Верховного главнокомандующего.
Служба в технических войсках предопределила выбор Ф. Юнусова в мирной профессии: в том же 1947 году он поступает на моторостроительный факультет Казанского авиационного института.
В годы обучения в вузе он все пять лет был отличником учебы, старостой потока, председателем культурно-массовой работы института, членом профкома института, его фотография все годы находилась на доске Почета.
Уже на производственной практике в Пермском авиационном заводе Юнусов Ф.С. сделал свое первое изобретение. Во время очередной практики на том же заводе он предложил новую технологию обработки компрессионных колец поршней. Отметим, что эти изобретения позволили уменьшить долю тяжелого ручного труда при изготовлении детали.
Юнусов закончил КАИ с отличием в 1953 году и решил остаться в аспирантуре при КАИ. Защитил кандидатскую (1959 г.) и докторскую (1969 г. – первая в СССР по технологии реактивного авиадвигателестроения) диссертации.
Казанское моторостроительное производственное объединение Файзрахман Салахович считал своим вторым рабочим местом, так как именно здесь претворял в жизнь все свои инновационные проекты, станки и инструменты.
Реализация теоретических разработок и изобретений в производство позволила получить многомиллиардный экономический эффект. Все разработки завершались созданием новой техники и технологии во всех отраслях машиностроения, география внедрения их (более 250 наименований) охватывает пространство бывшего СССР.
Достижения выбранного Ф.С. Юнусовым научного направления привели к эффективному развитию авиационной промышленности и общего машиностроения. Открыл новое научное направление и впервые в мире разработал фундаментальную теорию «Новые способы формообразования сложнопрофильных поверхностей». Полученные патенты и авторские свидетельства на изобретения способов и конструкций прогрессивной техники позволили ему создать школу «Физико-механических и электрохимических способов формообразований деталей со сложнопрофильными поверхностями».
Исследования Юнусова позволили повысить ресурс и надежность авиационных двигателей, сократить сроки выпуска, улучшить эксплуатационные показатели и производительность.
С 1973 по 1990 годы Ф.С. Юнусов возглавлял кафедру «Производство двигателей летательных аппаратов» (ПДЛА) и превратил ее в выпускающую, одну из ведущих кафедр КАИ. Вместе со своими учениками Файзрахман Салахович создал новые учебные и научные лаборатории. На базе одной из них была открыта новая кафедра, сейчас ее название «Промышленная экология». Достигнутые результаты позволили Юнусову Ф.С. добиться признания кафедры ПДЛА, а благодаря этому и Казанского авиационного института – головными в СССР по программе «Авиационная технология». Возглавляемая им кафедра постоянно занимала призовые места в институтском рейтинге, на различных конкурсах и выставках Советского Союза, Российской Федерации.
Ф.С. Юнусовым самостоятельно и совместно с учениками выполнено более 600 работ. Среди них: 14 монографий, 11 учебников и учебных пособий, 167 патентов и авторских свидетельств на изобретения, более 400 статей и 39 научно-технических отчетов.
Подробнее читать ЗДЕСЬ
В мирное время он особенно ценил медаль Петра Великого, полученную им за выдающиеся достижения в отечественных технологиях. Файзрахман Салахович – человек счастливой судьбы, ибо у него была приносящая радость, удовлетворение и большую общественную пользу работа, которой он посвятил всю свою жизнь, знания и опыт.
Остались благодарные ученики, есть признание и высокий авторитет среди коллег, руководителей и сотрудников предприятий, всех, кому довелось работать и общаться с ним.
Приглашаем на виртуальную выставку «К 100-летию со дня рождения Юнусова Файзрахмана Салаховича»
Одна из улиц Казани носит имя академика Российской академии технологических наук, доктора технических наук, талантливого ученого и педагога, заслуженного изобретателя РФ, заслуженного деятеля науки и техники РФ и РТ, доктора технических наук, заслуженного профессора КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева Юнусова Файзрахмана Салаховича. Улице было присвоено это имя в 2014 году на XXXII сессии Казгордумы решением депутатов. Инициатива увековечить память Юнусова в честь его 90-летия в 2014 году исходила от Российской академии технологических наук (РАТН), КНИТУ-КАИ и ряда других организаций Татарстана и России.
Подробнее читать ЗДЕСЬ.
Приглашаем посетить нашу библиотеку виртуально, ознакомиться подробнее и с новыми поступлениями, событиями и новостями, знаменательными датами.
По всем вопросам можно обращаться в читальные залы НТБ им. Н.Г. Четаева или писать нам по адресу: ntbkai@kai.ru, gvivshina@kai.ru, или через сайт раздел «FAQ».
Можете высказать своё мнение о НТБ им. Н.Г. Четаева здесь.
Всегда рады встрече с Вами, наши читатели!