Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

В канун нового года о юбилярах уходящего 2024 года

25.12.2024

Об авиаторах, ученых, летчиках-испытателях и космонавтах – юбилярах 2024 года

Известные авиаконструктоы и ученые  - юбиляры 2024 года.

Игорю Ивановичу Сикорскому – авиаконструктору - исполнилось 135 лет со дня рождения.

Первые полеты российских аэропланов, первые оригинальные конструкции многомоторных тяжелых самолетов, первые «летающие лодки» и амфибии, вертолеты классической одновинтовой схемы и еще многое другое стало возможным благодаря таланту Сикорского. В 1910 году Сикорский поднял в воздух первый самолет своей конструкции С-2. А затем, создал самолеты «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. Особое внимание конструктор уделял улучшению аэродинамических характеристик своих машин. В 1915 году Игорь Иванович создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения — С-16 для совместных полетов с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолётов противника. В 1919 году Сикорский эмигрировал в США, где в 1923 году основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation». До 1939 года Игорь Иванович создал около 15 типов самолетов. А с 1939 года перешел на конструирование вертолетов. На вертолетах его конструкции были впервые совершены перелеты через Атлантический и Тихий океаны. Игорь Иванович стал первым, кто начал строить турбинные вертолеты, вертолеты-амфибии с убирающимися шасси и "летающие краны". Последняя машина, построенная Сикорским, - S-58 - лучший вертолет первого поколения. Подробнее здесь.

Сергею Владимировичу Ильюшину исполнилось 130 лет со дня рождения.

Он - разработчик самого массового боевого самолёта в истории - штурмовика Ил-2, разработчик пассажирских самолетов, бомбардировщиков и штурмовиков, трижды Герой Социалистического Труда, единственный лауреат семи Сталинских премий.

Когда закончилась гражданская война, Сергея Владимировича направляют на учебу в Московский институт инженеров Красного воздушного флота. Во время учебы Ильюшин строил учебные планеры. В 1931 году создал и возглавил одно из конструкторских бюро.  Самолеты Ильюшина – дальние бомбардировщики Ил-4 и штурмовики Ил-2 прославились в годы Второй мировой войны. В 1944 году конструкторское бюро Ильюшина приступает к созданию принципиально новой на тот момент реактивной авиации. Самолеты Ил-12, которые стали производить на следующий после окончания войны год, позволили заметно увеличить пассажирские перевозки. Следом был разработан еще ряд пассажирских самолетов. Талантливый авиаконструктор Сергей Владимирович создал не только ряд превосходных машин, как военного, так и гражданского назначения, но и свою школу в самолетостроении. Многолетний труд Ильюшина в данной сфере был отмечен многими государственными наградами. Подробнее здесь.

Михаилу Петровичу Симонову - Генеральному конструктору АООТ «ОКБ СУХОГО», Герою России, лауреату Ленинской премии и Государственных премий РФ, доктору технических наук, почетному профессору КГТУ им. А. Н. Туполева исполнилось 95 лет со дня рождения.

После окончания самолетостроительного факультета КАИ Михаил Петрович был оставлен в институте заведующим лабораторией и ассистентом кафедры конструкций и проектирования самолетов. При его непосредственном участии и руководстве в СКБ КАИ и ОКБ спортивной авиации разработаны и внедрены в серийное производство спортивный планер КАИ-6, первые в стране цельнометаллические учебные и рекордные планеры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-19.  С 1977 года он был назначен главным конструктором и первым заместителем Генерального конструктора ОКБ им. П. О. Сухого, а с 1983 года стал Генеральным конструктором этого ОКБ. Развивая идеи, заложенные Генеральным конструктором П. О. Сухим в проект высокоманевренного многоцелевого истребителя Су-27, М. П. Симонов руководил проектированием высокоманевренного многоцелевого истребителя Су-27, испытанием и внедрением в серийное производство. На основе базовой модели истребителя Су-27 под его руководством была создана серия боевых многоцелевых самолетов. Под его руководством разработано семейство спортивно-пилотажных самолетов. Истребители семейства Су-27 позволили освоить новую область полетных режимов – область сверхманевренности. Кроме спортивных самолетов были созданы грузопассажирский самолет С-80ГП, сельскохозяйственный самолет С-38 и др. 

Редакцией журнала «Aviation week and Space Technology» в 1998 году СИМОНОВ Михаил Петрович был назван «легендой года». Его имя занесено на доску почета Зала Славы Национального музея авиации и космонавтики в г. Вашингтоне (США). В 2014 году ОКБ «Сокол» (Казань) было присвоено его имя, открыт памятник и создан музей М. П. Симонова. В КНИТУ-КАИ был установлен бюст М. П. Симонова в третьем учебном здании, где он учился и работал с 1951 по 1969 год, на первом учебном здании появилась мемориальная доска. Подробнее читайте здесь и здесь.

Файзрахману Салаховичу Юнусову - известному учёному, профессору, доктору технических наук, основателю нового научного направления, преподавателю и руководителю одной из ведущих кафедр Казанского авиационного института исполнилось - 100 лет со дня рождения.

Когда началась Великая Отечественная война, Юнусову было только 16 лет, однако, не раздумывая, он пишет заявление о направлении его на фронт. За свои подвиги на фронте он был награжден пятью боевыми орденами, а также медалями и благодарностями Верховного главнокомандующего. Служба в технических войсках предопределила выбор Ф. Юнусова в мирной профессии: в том же 1947 году он поступает на моторостроительный факультет Казанского авиационного института.  Уже на производственной практике Юнусов Ф.С.  сделал свое первое изобретение. После окончания Кинститута в 1953 году Юнусов остался в аспирантуре при КАИ. Здесь он открыл новое научное направление и впервые в мире разработал фундаментальную теорию «Новые способы формообразования сложнопрофильных поверхностей». Полученные патенты и авторские свидетельства на изобретения позволили ему создать школу по этому научному направлению. Исследования Юнусова позволили повысить ресурс и надежность авиационных двигателей, сократить сроки выпуска, улучшить эксплуатационные показатели и производительность. Ф.С. Юнусов возглавляя кафедру «Производство двигателей летательных аппаратов» превратил ее в одну из ведущих кафедр КАИ. Вместе со своими учениками Файзрахман Салахович создал новые учебные и научные лаборатории. На базе одной из них была открыта новая кафедра, сейчас ее название «Промышленная экология». Подробнее читать здесь.

О некоторых летчиках-испытателях, юбилярах 2024 года

Михаилу Михайловичу Громову - советскому лётчику-испытателю, участнику шести уникальных дальних перелетов 20-х и 30-х годов прошлого столетия, военачальнику исполнилось - 125 лет со дня рождения.

Михаил Михайлович Громов оказал огромное влияние на развитие нашей авиации. Отличный пилот, штурман, летчик-испытатель, давший дорогу в небо двум десяткам отечественных самолетов от маленького учебного У-2 Поликарпова до 4-моторного тяжелого бомбардировщика ТБ-7 Петлякова. Михаил Михайлович автор книги «На Земле и в небе», ставшей настольной для многих летчиков и библиографической редкостью, ценимой не только авиаторами. Он создал Летно-исследовательский институт, Школу летчиков-испытателей СССР. В составе экипажа самолета АНТ-25 он принял участие в осуществлении беспосадочного перелета по маршруту Москва – Рязань – Харьков – Москва. В результате был установлен мировой рекорд дальности полета по замкнутой кривой - 12411 км за 75 часов. За проявленные в ходе перелета героизм и мужество Михаил Михайлович был удостоен звания Героя Советского Союза. За всю его летную практику, не было ни одного полетного задания, которое он не смог выполнить. Подробнее читайте здесь.

Валерию Павловичу Чкалову - советскому лётчику, лихому и самоотверженному пилоту, совершившему уникальные по протяженности и сложности перелеты исполнилось - 120 лет со дня рождения.

Имя Валерия Чкалова ассоциируется с беспримерной отвагой и храбростью в покорении такого недоступного для человека неба. Его именем названы военные университеты авиации и центры переподготовки пилотов нашей армии. Валерий Чкалов без сомнения стал одним из воздушных первопроходцев нашей страны. 20 июля 1936 года было решено организовать очень рискованный перелет. Управлял экспедицией Чкалов. Перелет длился более двух суток. Самолет приземлился на острове, расположенном в Охотском море. Когда самолет приземлился на Щелковском аэродроме, летчиков встречал, не скрывающий радостных эмоций, И.В. Сталин. Данное обстоятельство принесло Чкалову всесоюзную известность и звание Героя Советского Союза. Чкалову подарили персональный самолет. В 1937 году впервые в истории мировой авиации экипаж в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова совершили беспосадочный перелет на самолете АНТ-25 через Северный полюс в Америку. Экипаж был в воздухе 63 часа 16 минут. Полет проходил в непередаваемо сложных условиях и преодолел 8.5 тысяч километров, за что удостоился ордена Красного Знамени. Подробнее читать здесь.

Далее, о космонавтах, юбилярах 2024 года.

Юрию Гагарину - лётчику-космонавту СССР, Герою Советского Союза, кавалеру высших знаков отличия ряда государств, почётному гражданину многих российских и зарубежных городов в этом году исполнилось - 90 лет со дня рождения.

Гагарин – первый космонавт СССР и мира, ставший символом развития советской авиации и науки в целом, человек, навсегда вписавший свое имя в историю исследования космического пространства. Прославленный летчик-космонавт стал легендой и образцом для подражания не только для советских граждан, но и для многих жителей других стран мира. Полет в космос на советском космическом корабле «Восток» был сопряжен с очень большими рисками. Запуск космического корабля готовился в огромной спешке. Многие важные системы судна продублированы не были. На корабле не было системы мягкой посадки, а также экстренного аварийного спасения. Поэтому шанс того, что космонавт погибнет еще до запуска ракеты был чрезвычайно велик. 12 апреля космический корабль взлетел с советского космодрома «Байконур». Хотя проблем возникло множество, Гагарину удалось благополучно возвратиться на Землю. Космический аппарат приземлился с отклонением от заранее намеченного места. Полет был строго засекречен. Поэтому даже представителям советской прессы удалось узнать об этом грандиозном событии лишь на следующий день. Когда о полете Гагарина стало уже известно широким массам, космонавт тут же стал звездой всемирной величины. Через месяц космонавт отправился с «Миссией мира» в тур по двадцати с лишним странам. Во время этой поездки космонавт проявил личную харизму, зарекомендовав себя в качестве обаятельного, тактичного молодого человека. Это позволило укрепить положительный образ Советского Союза. Он внес ощутимый вклад в процесс популяризации космонавтики, мечтал оказаться в составе лунного космического экипажа. Подробнее читать здесь.

Андрияну Григорьевичу Николаеву - летчику-космонавту из первого отряда космонавтов, дважды Герою Советского Союза, генералу-майору авиации, первому космонавту, работающему на орбите без скафандра - 95 лет со дня рождения.

Николаев поражал руководство своим спокойствием и собранностью, а также умением быстро реагировать в стрессовой ситуации и неукоснительно следовать инструкциям Центра. Поэтому именно Николаева назначили на должность боевого командира ракеты «Восток-3». В 1962 году стартовал первый многосуточный полет в космос, в котором были задействованы сразу два воздушных корабля. Ракетой «Восток-4» управлял Павел Попович. Они должны были провести на орбите эксперимент, отвязаться от кресла и испытать состояние невесомости, сняв с себя защитный скафандр. Бесстрашный Николаев успешно справился с этой миссией. Еще об одном эксперименте, проведенном во время этого полета, стало известно только спустя много лет. На тот момент эта информация была строго засекречена. Два «Востока» должны были имитировать боевую ситуацию в космосе, где одна из ракет выполняла миссию перехватчика, а другая представляла собой потенциальную цель. Продолжительность этого полета составила 94 часа и 22 минуты, за это время «Восток-3» сумел облететь вокруг Земли 64 раза. Это был первый рекорд по длительности полета. В 1970-м Николаев возглавил экипаж корабля «Союз-9». Вместе со своим напарником Виталием Севастьяновым, Андриян пробыл в космическом пространстве почти восемнадцать суток. Слаженная работа напарников помогла провести в космосе многочисленные медицинские и научные исследования, летчики поработали с картой, указав на ней места нахождения аэродромов предполагаемого противника. После их возвращения медики сумели проанализировать состояние здоровья человека, длительно находившегося в невесомости, и разработать специальную программу подготовки космонавтов и систему послеполетной адаптации. Эта космическая экспедиция принесла Николаеву вторую звезду Героя Советского Союза, ему присвоили звание генерал-майор авиации. Об этом полете сняли документальную картину «Земное притяжение.  Подробнее читать здесь.

Борису Валентиновичу Волынову - лётчику-космонавту СССР, дважды Герою Советского Союза, кандидату технических наук в 2024 году исполнилось -  90 лет со дня рождения!

Лётчик-космонавт Борис Волынов совершил два полёта на орбиту, проведя в космосе в общей сложности более пятидесяти суток. 

Стремясь к карьере лётчика, сразу после получения аттестата Волынов поступил в военную авиашколу школу, а затем в Сталинградское военное авиаучилище. В итоге в отряд советских космонавтов двадцатипятилетнего Волынова зачислили весной 1960 года в рамках первого набора космонавтов. Первый полёт в космос Бориса Волынова в качестве командира корабля «Союз-5» продолжался трое суток – с 15 по 18 января 1969 года. Во время этой экспедиции советские космонавты первыми в мире осуществили стыковку с другим пилотируемым аппаратом. Напарники Волынова – Евгений Хрунов и Алексей Елисеев, выйдя в открытый космос, перешли в корабль «Союз-4», которым в тот момент управлял Владимир Шаталов. Успешно проведя стыковку, Волынов возвращался на Землю один. Во время обратного полета у него возникли трудности, приборный отсек не отделился вовремя от спускаемого аппарата корабля. В результате снижение было осуществлено в аварийном режиме. Приземлился космонавт, не долетев до расчетной точки около шестисот километров. Приземлился космонавт, не долетев до расчетной точки около шестисот километров. Подробнее читать здесь.

Валерию Федоровичу Быковскому – космонавту первого «гагаринского» набора, дважды Герою Советского Союза - 90 лет со дня рождения.

Свой первый космический полёт Валерий Быковский выполнил в 1963 году в качестве командира корабля «Восток-5». Целью миссии были проверка функционирования организма человека при длительном полёте, отработка бортовых систем и составление рациона питания для будущих космонавтов при долгих полётах на орбиту Земли. Этот полёт помог нашим учёным разработать новые методики подготовки космонавтов. Полёт корабля «Восток-5» проходил совместно с полётом корабля «Восток-6», пилотируемого Валентиной Терешковой. Во время своих «космических рейсов» Валерий Быковский и Валентина Терешкова установили восемь новых мировых рекордов, которые Международная авиационная федерация зарегистрировала как очередные выдающиеся научно-технические достижения Советского Союза в исследовании космического пространства. Этим совместным полётом была завершена программа на кораблях серии «Восток». По возвращении на Землю за мужество и героизм, проявленные при выполнении этого полёта, пятому космонавту страны было присвоено звание Героя Советского Союза. Вторую Золотую Звезду Героя Советского Союза В.Ф. Быковский получил за свой следующий космический полёт, который выполнил в 1976 году в качестве командира корабля «Союз-22». «Союз-22» стал первым космическим кораблём, где был использован многозональный космический фотоаппарат МКФ-6. В ходе третьего полёта – в 1978 году – был командиром экипажа четвёртой экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-6» по программе «Интеркосмос». Вместе с первым космонавтом-исследователем ГДР 3игмундом Йеном стартовал на корабле «Союз-31», вернулся на «Союзе-29». В ходе экспедиции экипажем был сделан ряд экспериментов, внёсших большой вклад в развитие космической биологии и медицины, астрофизики и других наук. Суммарное время пребывания Валерия Быковского в космосе составило 20 суток 17 часов 47 минут. Каждые из этих суток были ознаменованы новыми достижениями и открытиями, а потому бесценны. Подробнее читать здесь.

Алексею Леонову - лётчику-космонавту СССР № 11, первому человеку, вышедшему в открытый космос - 90 лет со дня рождения.

18 марта 1965 года наша страна вписала еще одну веху в освоение космоса. На орбиту Земли был выведен двухместный космический корабль «Восход-2», который имел задачу провести новый для человечества эксперимент — выход человека в открытый космос. За этим событием следила вся страна. Космонавт Алексей Леонов находился за бортом корабля «Восход-2» всего 12 минут, но эти минуты навсегда вошли в историю космонавтики. Корабль "Восход-2" с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым стартовал с космодрома Байконур 18 марта 1965 года. Когда корабль совершал первый виток вокруг Земли, была надута шлюзовая камера, на втором витке начался выход Алексея Леонова в космос. Космонавт пять раз удалялся от корабля на расстояние до 5,35 м. Для подачи кислорода и связи с бортом "Восхода-2" использовался страховочный трос. За первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство ФАИ присудила Алексею Леонову свою высшую награду - Золотую медаль "Космос". Подробнее читать здесь.

Виктору Васильевичу Горбатко - советскому космонавту, генерал-майору авиации, дважды Герою Советского Союза - 90 лет со дня рождения.

В октябре 1969-го года инженер-исследователь Виктор Горбатко, бортовой инженер Владислав Волков и командир корабля «Союз-7» Анатолий Филипченко – отправились в космос с целью проведения миссии в рамках программы стыковка. Позже стартовали два других корабля «Союз-6» и «Союз-8» - впервые был совершен групповой полет 3-х кораблей. Задача миссии состояла в обмене космонавтами между кораблями «Союз-7» и «Союз-8», посредством перехода через стыковочный узел. Но система автоматической стыковки кораблей дала сбой. Миссия была досрочно завершена. В 1977-м году командир экипажа «Союз-24» космонавт Горбатко и бортовой инженер – Юрий Глазков отправились на «Салют-5» на данную орбитальную станцию. Команда провела на борту станции 16 суток, в результате чего программа полета в полной мере была выполнена. За проявленную смелость во время полета, а также вклад в отечественную космонавтику Виктор Васильевич во второй раз получил «Золотую Звезду» Героя СССР. Третий и последний полет выдающегося космонавта был в 1980 году в роли командира экипажа «Союз-37». Подробнее читать здесь.

Алексею Станиславовичу Елисееву -  лётчику-космонавту СССР, дважды Герою Советского Союза, лауреату Государственной премии СССР, заслуженному мастеру спорта СССР – 90 лет со дня рождения.

15 января 1969-го года космонавт Елисеев в роли бортинженера в составе экипажа «Союз-5» проделал стыковку двух космических аппаратов, первую в мире. Во время миссии команда выполнила переход из одного корабля в другой через космическое пространство, который продлился 37 минут. Второй полет Алексей Станиславович совершил в том же году, на борту корабля «Союз-8». Цель миссии – групповой полет трех космических аппаратов, два из которых («Союз-8» и «Союз-7») должны были провести стыковку. Миссия не увенчалась успехом по причине сбоя в системе сближения и стыковки. Полет продлился почти 5 суток. За первые два космических полета космонавт Елисеев был дважды удостоен звания Героя Советского Союза. 23 апреля 1971-го года бортовой инженер Елисеев с двумя другими космонавтами совершил старт с Байконура. Перед экипажем стояла задача по стыковке летательного аппарата «Союз-10» и космической станции «Салют». И хотя стыковка была выполнена, космонавтам не удалось перейти на станцию. Подробнее читать здесь.

Валерию Викторовичу Рюмину -  советскому и российскому космонавту, дважды Герою Советского Союза, руководителю полётов всех советских космических кораблей и орбитальных станций, руководителю программ «Мир - НАСА» и «Мир - Шаттл» со стороны России – 85 лет со дня рождения.

Валерию Викторовичу Рюмину повезло четырежды увидеть земной шар в иллюминаторе космического корабля. После трех полетов в космос Рюмина назначили начальником комплекса по натурным испытаниям. Позже Валерий Рюмин трудился в Центральном управлении полетами. Валерию Викторовичу и возглавляемому им коллективу доверили создание орбитальных станций «Салют» и «Мир», многоразового космического судна «Буран». В 1994 г. Рюмина назначили от России руководителем программ «“Мир” - НАСА» и «“Мир” - “Шаттл”». А в 1997-м 58-летний Валерий Викторович, пройдя медкомиссию, попал в экипаж американского шаттла «Дискавери». Подготовка к полету осуществлялась в США, в Космическом центре имени Линдона Джонсона. Четвертый (в 1998 г.)  полет длился 10 суток. Американский шаттл успешно состыковался с российской станцией «Мир». В общей сложности Рюмин пробыл на орбите 371 день. К тому же Валерий Викторович стал самым возрастным российским космонавтом, совершившим полет. Подробнее читать здесь.

Приглашаем посетить нашу библиотеку виртуально, ознакомиться подробнее с новыми поступлениями, событиями и новостями, знаменательными датами.

Напоминаем, что Вы можете читать журналы и художественную литературу онлайн в ЭБС, доступных КНИТУ-КАИ.

По всем вопросам можно обращаться в читальные залы НТБ им. Н.Г. Четаева или писать нам по адресу: ntbkai@kai.ru, gvivshina@kai.ru, или через сайт раздел «FAQ».

Можете высказать своё мнение о НТБ им. Н.Г. Четаева здесь.

Всегда рады встрече с Вами, наши читатели!

Автор:
Источник:

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

8 февраля 2025 года - День российской науки

08.02.2025

Уважаемые преподаватели, аспиранты и студенты поздравляем с Днем российской науки!

Проект «Строки, опаленные войной»: доступ к военным газетам 1941–1945...

07.02.2025

КНИТУ-КАИ подключился к Проекту «Строки, опаленные войной»

Российский дискавери-сервис нового поколения Неопоиск

06.02.2025

Поиск научных материалов в режиме одного окна

Тестовый доступ к электронно-библиотечной системе "БиблиоРоссика"

05.02.2025

Бесплатный доступ к ЭБС «БиблиоРоссика»

Знаменательные события и юбилейные даты первой половины февраля

03.02.2025

Обзор некоторых событий и юбилейных дат

Последний день января - каникулы

03.02.2025

Рекомендуем для чтения - «Лучшая книга 2024 года»

27 января - День полного освобождения Ленинграда от фашистской...

27.01.2025

Сегодня, 27 января, Северная столица отмечает День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Знаменательные события и юбилейные даты второй половины января

20.01.2025

О некоторых событиях и юбилейных датах второй половины января 2025 года

Знаменательные события и юбилейные даты второй половины августа

16.08.2024

О некоторых исторических событиях и юбилейных датах