К 225-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова и 155-летию со дня рождения Анри Матисса
23 декабря 2024 года исполнилось 225 лет со дня рождения Карла Павловича Брюллова, известного русского живописца, монументалиста, акварелиста, мастера портрета.
Карл Брюллов – уроженец города на Неве, Петербурга. Он родился 23 декабря 1799 года. Профессия художника была в семье традиционной: прадед, дед, отец – принадлежали к художественному цеху. Первым учителем и наставником Карла стал его отец. С самых ранних лет мальчику приходилось много упражняться. Несмотря на слабое здоровье, отец не делал ему никаких поблажек. Заданные им упражнения должны были быть выполнены, а иначе мог лишиться обеда. Ребёнок часами рисовал животных и людей. Все рисунки должны были быть аккуратные, за оплошности отец наказывал его строго. Однажды за подобную провинность отец так ударил ребенка, что Брюллов остался глухим на одно ухо на всю жизнь.
Карлу нравилось, чтобы во время работы ему читали вслух. Со временем рисование под чтение вошло в привычку, которую художник сохранил на всю жизнь.
В десятилетнем возрасте, не сдавая экзаменов, его зачисляют в Академию художеств. Он был лучшим учеником. Преподаватели рано позволили Брюллову писать собственные полотна, в то время как его сверстники еще копировали учительские картины.
Его первая самостоятельная работа — акварельный рисунок «Гений искусства». Вскоре, в 1819 году, Брюллов написал и свою первую живописную картину — «Нарцисс, смотрящийся в воду». Эта работа принесла ему Малую золотую медаль.
Подробнее см. презентацию выставки «Художник золотого века».
Обладатель нескольких наград от Академии художеств, присужденных его полотнам. Золотой медалист выставки, проводившейся в 1834 году в Париже. Брюллов создал более 200 парадных и камерных портретов и расписал купол Исаакиевского собора площадью 800 квадратных метров. На творчестве Брюллова выросла целая плеяда русских художников и иностранных живописцев.
Искусствоведы относят стиль письма Брюллова к академизму и романтизму, однако талант этого живописца выходит за рамки общепринятых определений. Находясь в постоянном поиске собственного стиля, художник экспериментировал с различными техниками и материалами. Живопись была для Брюллова не только инструментом для отображения окружающего мира, но и средством самовыражения. В своих произведениях он сумел органично соединить наследие великих мастеров античности и эпохи Ренессанса с собственным взглядом на живопись.
Своих собеседников Брюллов покорял творческим темпераментом, полетом воображения, оригинальным ходом мыслей. Его речи была присуща огромная изобразительная сила, совершенная точность выражений, строгая логичность. Его сильный и ясный ум, сказывался во всем: в понимании исторической обстановки, в анализе событий, в характеристике людей и, конечно, более всего в его творчестве.
Брюллов — единственный русский художник, удостоенный при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора.
За «Последний день Помпеи» его назвали «первой кистью государства».
Он один из 16 художников и писателей, изображенных на памятнике «Тысячелетие России» (Новгород, 1862).
31 декабря 2024 года исполняется 155 лет со дня рождения Анри Матисса.
Французский художник Анри Матисс известен миру как великий исследователь цвета. Несмотря на то, что к искусству он пришел в сравнительно позднем возрасте, это не помешало ему сделать множество открытий. Импрессионизм – важный этап становления мастера. Ему предстоит дать цвету абсолютную свободу, вывести его на главную роль, отбросив детали.
Будущий знаменитый художник родился в небольшом городке Ле-Като-Камбрези на севере Франции 31 декабря 1869 года. Полное имя живописца – Анри Эмиль Бенуа Матисс. Его отец – Эмиль Ипполит Матисс, богатый торговец зерном, надеялся, что первенец в будущем возглавит семейное дело. Однако этим мечтам сбыться не удалось, возможно, мальчику по наследству достались материнские гены. В свободное время Элоиза Анна Жерар расписывала керамические поделки, ей нравилось экспериментировать, каждый раз придумывать новые рисунки и образы. Через три года в семье родился еще один сын – Эмиль Огюст.
Анри получил хорошее образование, сразу окончил школу, потом лицей. После этого отправился в Париж, поступил в Школу юридических наук, где занялся изучением юриспруденции. Отец возражал против отъезда сына, но строптивый Анри поступил по-своему.
В 1888 году он закончил это учебное учреждение, получил право трудиться по специальности. Молодой человек возвращается в Сен-Кантен, и начинает свою трудовую биографию с должности клерка у присяжного поверенного. Возможно, Матисс так и служил бы рядовым клерком, если бы судьбе не угодно было вмешаться в его жизнь. В 1889 году Анри сделали операцию, удалили аппендицит. После этого он долго восстанавливался, и чтобы сын совсем не заскучал в больнице, мама принесла ему все, что нужно для рисования. Матисс принялся рьяно копировать открытки, и нужно отметить, у него это неплохо получалось. Спустя два месяца, после окончания лечения, молодой человек понял, чем хочет заниматься в жизни. Новое занятие так увлекло Анри, что он начал посещать занятия в школе рисунка Кантен де ля Тур, где учили чертежников для текстильной промышленности. Ему пришлось нелегко, так как отец был категорически против выбора сына.
В 1891-м Матисс оставил занятие юриспруденцией, отправился в Париж, стал студентом Академии Жюлиана. Его наставником стал Виллиам Бугро, известный мастер салонного искусства. Анри активно готовился сдавать экзамены в Школу изящных искусств, но поступить ему никак не удавалось.
В 1893-м Матисс продолжил обучение в Школе декоративных искусств, где встретил юного Альбера Марке, впоследствии тоже известного художника. Спустя два года они оба справятся со вступительными экзаменами в Школе изящных искусств, и поступят на обучение к Гюставу Моро.
Подробнее читать ЗДЕСЬ.
Настоящий революционный переворот в творческой биографии Матисса датируется 1905-м годом. Анри и его единомышленники создали совершенно новое направление в живописи, названное «фовизмом». Фовизм характеризовался буйством красок, которое потрясало любого ценителя искусства. Осенью того же года состоялась выставка, на которой Матисс выставил два своих полотна – «Открытое окно» и «Женщина в шляпе».
Спустя некоторое время в жизни Матисса произошло неординарное событие, он встретил Пабло Пикассо, тогда еще никому не известного художника. Они быстро подружились, и эту дружбу сохраняли на протяжении всей своей жизни, соревнуясь друг с другом в мастерстве. Пикассо считал, что если кто-то из них умрет, то для другого потеря станет невосполнимой. Второму просто не с кем станет обсудить множество творческих вопросов.
Главная идея Анри Матисса: «Я хочу, чтобы цвет на моих полотнах пел, не считаясь ни с какими правилами и запретами».
Интересно см. «От клерка в конторе до студента школы искусств».
Роскошь, покой и наслаждение, 1904.
Попугайные Тюльпаны, 1905.
Матисс много путешествовал, что не могло не сказаться на его живописи. Часто новая локация вдохновляла художников на смелые решения и позволяла посмотреть на свои работы под другим углом. Именно такими стали для него поездки в Марокко и Алжир.
Испепеляющее южное солнце, высокие финиковые пальмы, контрастирующие пестрые ткани и расписная керамика — все это погружало в совершенно другой мир, непривычный для Матисса, но столь близкий ему своей насыщенностью. На смену монохромному Парижу со свойственной интеллигентной сдержанностью пришла колоритная Африка с локальной культурой и обычаями. Ослепляющее солнце добавляло яркости и контраста местным пейзажам и витиеватым улочкам.
В конце XIX — начале ХХ веков российские купцы поддерживали молодых художников и коллекционировать их работы. Имена этих меценатов мы можем услышать и сегодня на выставках: Сергей Щукин, Савва Морозов, Павел Третьяков. Особенно это касалось французских живописцев, которых в коллекциях у избирательного Морозова и страстного Щукина было предостаточно, в том числе и Матисса. Однако именно со Щукиным у художника завязались особенные теплые отношения. Подробнее читать ЗДЕСЬ.
Презентацию выставки к 155-летию со дня рождения А. Матисса см. ЗДЕСЬ.
Приглашаем посетить нашу библиотеку виртуально, ознакомиться подробнее с новыми поступлениями, событиями и новостями, знаменательными датами.
Напоминаем, что Вы можете читать журналы и художественную литературу онлайн в ЭБС, доступных КНИТУ-КАИ.
По всем вопросам можно обращаться в читальные залы НТБ им. Н.Г. Четаева или писать нам по адресу: ntbkai@kai.ru, gvivshina@kai.ru, или через сайт раздел «FAQ».
Можете высказать своё мнение о НТБ им. Н.Г. Четаева здесь.
Всегда рады встрече с Вами, наши читатели!