КАИ в годы Великой Отечественной войны

 Нужно помнить свою историю и людей, с любовью ее делавших.

А. Н. Туполев

 

Созданный в 1932 году Казанский авиационный институт за девять предвоенных лет превратился в крупное высшее учебное заведение с числом студентов свыше тысячи человек.

За этот период было подготовлено более пятисот высококвалифицированных специалистов для авиационной промышленности, которые составили костяк инженерных кадров в первую очередь казанского, а также других авиационных заводов. В институте были созданы научно-педагогические коллективы, способные обеспечить необходимый уровень подготовки специалистов и проведение научных исследований в интересах развивающегося авиационного комплекса в области аэродинамики и устойчивости движения, технологии производства, конструкции и прочности летательных аппаратов, физико-технических проблем авиационных двигателей.

22 июня 1941 года мирный труд коллектива института, как и всего Советского народа, был прерван вероломным нападением на нашу страну немецко-фашистских захватчиков.

26 июня 1941 года вышел приказ по КАИ №114, согласно которому отменялись отпуска и каникулы, все возвращались в институт. Началась перестройка жизни коллектива на военный лад. Вся деятельность преподавателей и студентов института была направлена на усиление оборонной мощи страны, на оказание всемерной помощи Красной Армии.

Руководство КАИ должно было в трудных условиях военного времени увеличить выпуск авиационных инженеров, значительно активизировать научную деятельность, оказывать необходимую помощь авиационным заводам, наладить изготовление заказов для фронта.

Занятия в сентябре 1941 года практически не проводились. Студенты старших курсов, проходившие производственную и преддипломную практику на авиационных заводах, были оставлены там на постоянную работу. Многие из них продолжили учебу в 1942-1944 г.г. по вечерней форме обучения. По этой же причине в 1941 году не состоялась и защита дипломных проектов (по учебному плану тех лет она проводилась в осеннем семестре). Дипломники 1941 года защищали свои дипломные проекты в последующие годы.

По заданию Государственного комитета обороны в сентябре было начато формирование институтской колонны для строительства оборонительных сооружений на правом берегу Волги (в районе г. Буинска).

Начальником колонны был назначен заведующий кафедрой марксизма-ленинизма Иван Иванович Бойков, комсоргом – студент моторостроительного факультета Александр Захаров. С октября 1941 года по февраль 1942 года 620 сотрудников и студентов КАИ строили противотанковые рвы. В их числе были преподаватели С. Г. Нужин, П. А. Кузьмин, Ш. С. Нугманова, студенты М. Максутова, В. Локай, В. Щукин, С. Приданцев, М. Михайлова, И. Халдеев и др. С начала и до конца строительства колонна КАИ была лучшей на участке № 2, в который она входила: составляя 15% от численности участка, она выполнила 75% проделанной им работы, став победителем соцсоревнования и завоевав переводящее Красное Знамя Татарского обкома партии. Лучшие бригадиры и рядовые работники были награждены аттестатами “Отличник оборонного строительства”, а С. Г. Нужин Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ТАССР.

Летом-осенью 1941 года началась эвакуация в Казань предприятий и организаций из Москвы и западных районов страны. Институту было дано задание разместить на своих площадях ряд лабораторий и подразделений Института физики АН СССР, Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), Летно-исследовательского института (ЛИИ), Научно-исследовательского института гражданского воздушного флота, а также весь состав Харьковского авиационного института (ХАИ).

Руководству КАИ пришлось в срочном порядке решать сложнейшие задачи приема этих коллективов, организации их питания, размещения оборудования и обеспечения приемлемых условий для их работы на весьма ограниченных площадях, которые имел в то время институт. На первых порах в учебном здании №1 пришлось выделить помещения прибывающим и их семьям для проживания. Их размещали также и в квартирах сотрудников института. Впоследствии КАИ было передано строящееся здание медицинского института, которое первыми обживали эвакуированные из Москвы организации.

Со всеми этими трудными задачами руководство института справилось с честью и в короткие сроки. Коллективы всех эвакуированных организаций совместно с сотрудниками КАИ возобновили работу, сосредоточив свои усилия на выполнении заданий Государственного комитета обороны для нужд фронта и оборонной промышленности.

С 1 февраля 1942 г., после возвращения колонны института со строительства оборонительных сооружений, для студентов КАИ и ХАИ начался учебный год. В коллектив студентов КАИ вливались также студенты, эвакуированные из разных городов страны: из Ленинграда, Москвы, Киева и др.

Еще перед началом Великой Отечественной войны в связи с растущей военной угрозой со стороны фашистской Германии руководством страны были предприняты срочные меры по укреплению оборонных отраслей промышленности. В том числе в целях увеличения выпуска специалистов для авиационной промышленности было принято решение об ускоренной подготовке авиационных инженеров за счет студентов старших курсов необоронных специальностей некоторых вузов. В соответствии с этим в начале 1941 года в г. Казани был закрыт институт инженеров коммунального строительства (КИИКС), весь контингент студентов которого и учебное здание были переданы КАИ. Был открыт прием на старшие курсы также и для студентов других вузов. Осуществлять это решение коллективу института пришлось уже после начала войны в сложных условиях. Были разработаны особые учебные планы, предусматривающие ускоренную специализацию по авиационному профилю студентов из других вузов с учетом уже изученных ими дисциплин. В результате больших усилий всего коллектива КАИ первый выпуск инженеров, обучающихся по таким планам (так называемых “ускоренников”), состоялся уже в 1943 г.

В этом же году состоялся первый выпуск инженеров, подготовленных моторостроительным факультетом, открытым в 1939 году. Заводы получили 47 специалистов по авиадвигателям.

Всего за войну институтом было подготовлено 445 инженеров для авиационной промышленности.

Постоянной заботой руководства института было обеспечение коллектива сотрудников и студентов КАИ, а также всех эвакуированных на базу института организаций продуктами питания и топливом.

Поэтому сельхозработы, а также работы по лесозаготовкам и торфоразработкам были обязательны для преподавателей и студентов в течение всей войны.

В мастерских института изготовлялись необходимые запчасти для сельскохозяйственной техники. Регулярно в помощь селянам посылались специалисты для ее ремонта, а также студенты и преподаватели для помощи в уборке урожая.

Институтский аэродром был распахан под подсобное хозяйство, где выращивались овощи. Все это позволяло обеспечить институтскую столовую необходимыми продуктами.

Учебный процесс постоянно сочетался с работой по выполнению заказов для фронта.

Существенную инженерную помощь оказывали заводам профессора и преподаватели. Заведующий кафедрой производства самолетов профессор Е. Н. Сивальнев в 1941 году руководил монтажом оборудования эвакуированного в Казань авиационного завода из Москвы. Впоследствии он и профессор С. И. Зоншайн работали на заводе консультантами.

Основная часть студентов и преподавателей работала непосредственно в институте.

Для выполнения оборонных заказов все производственные подразделения института были объединены в Промышленный отдел (под руководством доцентов А. В. Сивая, В. В. Максимова и М. Э. Иткина), который перешел на изготовление деталей боевой техники. С осени 1941 г. по весну 1942 г. здесь экспериментально собирались реактивные минометы – легендарные “Катюши” из деталей и узлов, изготовлявшихся на заводах ТАССР. Старшим мастером по контролю за ходом работ на заводах и приемке этих изделий был назначен возращенный с Казанского авиационного завода Д. Г. Манохин. Опыт работы КАИ был положительно оценен и впоследствии использован при организации серийного производства “Катюш” (в г. Горьком).

За годы войны в промотделе были изготовлены тысячи бомбовых подвесок к самолету По-2, ударников для взрывателей мин, деталей боевых парашютов и многие тысячи других изделий для оборонной промышленности.

Помощь фронту приобрела самые разнообразные формы.

Коллектив института активно участвовал в сборе средств на вооружение Красной Армии: в 1943 г. преподаватели, сотрудники и студенты КАИ и ХАИ собрали 130 тыс. рублей деньгами и 45 тыс. рублей облигациями.

Коллективы обоих вузов принимали участие в сборе средств на строительство эскадрильи им. М. Расковой, танковой колонны “Комсомолец Татарии”, в сборе теплых вещей для бойцов Красной Армии и т. д.

В 1944 г. в коллективе КАИ была собранна еще 151 тыс. рублей на самолет – истребитель “Казанский авиаинститут”. 14 марта 1944 г. в КАИ на имя директора и руководителей общественных организаций пришли благодарственные телеграммы Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина.

Все годы войны в институте велась подготовка военных специалистов: планеристов, парашютистов-десантников, снайперов, младших командиров.

Несмотря на бронь, которую имели сотрудники и студенты КАИ, с первых дней войны они уходили на фронт добровольцами, по призыву ЦК ВЛКСМ, старшекурсники переводились на учебу в военные академии, по окончании которых становились офицерами Красной Армии.

Всего около 700 преподавателей, сотрудников и студентов защищали Родину с оружием в руках, 206 из них погибли на полях сражений.

Научная деятельность института была направлена на оказание помощи оборонной промышленности, на разработку новых и модернизацию существующих образцов военной техники.

Особое значение пробрела аэродинамическая лаборатория КАИ, в 1941-1943 годах – единственная, действующая на территории страны. В ней проводились продувки моделей самолетов, по результатам которых в конструкторских бюро создавались новые боевые самолеты и их модификации. Здесь работал филиал ЦАГИ, в составе которого были ведущие ученые-аэродинамики страны А. А. Дородницын, С. А. Христианович, В.В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем. Осенью 1941 года некоторое время здесь работал академик С. А. Чаплыгин (проездом в эвакуацию в г. Новосибирск).

Лабораторию посещали авиаконструкторы А. Н. Туполев и В. М. Петляков, руководившие продувками моделей своих самолетов.

Научным руководителем аэродинамической лаборатории был заместитель директора, а затем директор КАИ Г. В. Каменков. Некоторое время он возглавлял и филиал ЦАГИ.

Большой вклад в науку внесли совместные работы по вопросам горения, выполненные лабораториями Института химической физики АН СССР, руководимого академиком, лауреатом Нобелевской премии Н. Н. Семеновым, и кафедрой теории авиадвигателей КАИ, руководимой С. В. Румянцевым. Одной из таких совместных работ была разработка форкамерно-факельного зажигания для авиационных двигателей.

Реактивная техника в годы Отечественной войны еще только зарождалась. Одной из серьезных проблем являлась организация процессов горения в потоке. В первые годы войны в институте была создана лаборатория горения в потоке. В декабре 1941 года вернулся с фронта в Казань старший научный сотрудник Института химической физики К. И. Щелкин, впоследствии – член-корреспондент АН СССР, трижды Герой Социалистического труда. Совместно с М. М. Бондарюком, впоследствии главным конструктором прямоточных воздушно-реактивных двигателей и сотрудниками кафедры авиадвигателей КАИ он проводил исследования по горению в потоке.

Эти исследования стали фундаментом научной школы горения в потоке, которая успешно развивается в КАИ и в настоящие время.

К проведению экспериментальных исследований прочности боевых самолетов в лаборатории прочности ЦАГИ, активно подключились сотрудники кафедры расчета самолета на прочность КАИ во главе с ее заведующим Ю. Г. Одиноковым. В 1943 г. после реэвакуации ЦАГИ в Москву эти исследования не только были продолжены, но и значительно расширились. Таким образом, в дополнение к теоретическому направлению исследований кафедры сформировалось и экспериментальное, в институте появилась новая крупная лаборатория статических испытаний самолетов на прочность.

Важные исследования по оборонной тематике проводились и на ряде других кафедр института.

По заданию Государственного комитета обороны группа сотрудников кафедры деталей машин под руководством профессора С. Ф. Лебедева выполнила работу по изучению кинематики трансмиссий трофейных немецких танков.

Сотрудниками кафедры материаловедения под руководством доцента Е. В. Мишина была выполнена научная работа по выбору оптимальных режимов термической обработки сердечников бронебойных снарядов, в которых крайне нуждалась армия.

Коллектив кафедры авиадвигателей под руководством С. В. Румянцева провел исследования по использованию отходов химического производства в качестве моторного топлива автомобильных и авиационных двигателей, в результате которого значительная часть автотранспорта Татарии была переведена с дефицитного бензина на отходы химпроизводства.

Всего за годы войны в КАИ было выполнено 35 проблемных теоретических и более 50 экспериментальных исследований для нужд обороны страны.

Стабильный характер приобрели исследования, выполняемые по хоздоговорам для предприятий отрасли. Для руководства хоздоговорными работами в институте приказом Наркома авиационной промышленности СССР в 1943 был создан Научно-исследовательский сектор (НИС). Первым его начальником стал Ю. Г. Одиноков. Объем хоздоговорных работ уже в 1944 г. достиг весьма значительной по тем временам цифры – 1930 тыс. рублей.

На протяжении всей войны в институте велись крупные теоретические научные исследования по устойчивости движения, аэродинамике и прочности авиационных конструкций, решались проблемы авиационных двигателей, турбин и их рабочих процессов.

В 1942 г. возобновились защиты диссертаций. За годы войны было защищено 22 диссертации, в том числе 6 докторских. Докторами наук стали А. В. Болгарский, Ю. Г. Одиноков, кандидатами – С. В. Румянцев, Ш. С. Нугманова, А. Г. Одиноков, А. З. Петров и другие.

В конце войны руководством института – директором Г. В. Каменковым, заместителем директора Ю. Г. Одиноковым и деканом моторостроительного факультета С. В. Румянцевым была обоснована необходимость подготовки в КАИ специалистов по реактивным двигателям.

В результате в 1945 году в КАИ была организована первая в стране кафедра реактивных двигателей. Заведующим кафедрой был назначен один из пионеров реактивной техники В. П. Глушко, первыми преподавателями стали С. П. Королев, Г. С. Жирицкий и другие. Уже в 1946 году эта кафедра выпустила первых специалистов нового направления.

За работу в военное время 19 ведущих преподавателей и ученых КАИ были удостоены высоких правительственных наград: Г. В. Каменков и Е. И. Григорьев были награждены орденами Ленина, В. В. Крылов, П. А. Кузьмин и С. Ф. Лебедев – орденами Трудового Красного Знамени, Ю. К. Застела, В. В. Максимов, Ю. Г. Одиноков, С. В. Румянцев и П. Г. Яковлев – орденами Красной Звезды, А. В. Болгарский, В. Е. Григорьев, П. М. Дульский, Х. М. Муштари, Е. Н. Сивальнев, М. В. Троицкий – орденами “Знак Почета”, Г. Г. Тумашев – медалью “За трудовую доблесть”, Ю. А. Радциг и М. Л. Шевелев – медалями “За трудовое отличие”.

254 сотрудника и студента КАИ были награждены медалями “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945”.

Так в тяжелейших условиях военного времени благодаря самоотверженным усилиям коллектива институт с честью выполнил поставленные перед ним задачи и внес свой вклад в историческую победу советского народа.