Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Я - выпускник КАИ

02.08.2024

Александр Ромадановский: «Лет пять как мне перестали сниться сны про то, что я сдаю экзамен»

Выпускник КАИ – это особая марка и особая стать. Так было все годы существования вуза, который стремительно движется к своему столетию. Сегодня директор конструкторско-технологического центра КАЗ им. С. П. Горбунова Александр Ромадановский рассказывает о том, какую роль сыграл вуз в его судьбе и какие сны снятся студенту десятилетия спустя.

 - Александр Владимирович, что привело вас в КАИ? Почему выбрали этот вуз?

 - Я поступил в КАИ в 2000 году, проучился пять с половиной лет в ИАНТ по специальности «Эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». Окончил вуз в 2006 году с красным дипломом.

Наша семья, родители, дедушка, бабушка – все работали на авиационном заводе. Не то, что бы моя судьба была предопределена, но дома постоянно говорили на темы, связанные с предприятием. Окружение влияет… Какие-то навыки конструирования отец, а позже, глядя на него, и я, применяли в быту, когда обустраивали квартиру и дачный участок.

Помню, со школы тянулся к геометрии, нравилось черчение… Классе в десятом хотел даже стать летчиком, но по ряду причин не получилось. В итоге жизненных перипетий я решил стать именно конструктором. Но поступил не на чисто конструкторскую специальность, а на эксплуатацию летательных аппаратов.

Когда я ознакомился с перечнем предметов, которые предстоит изучать, я понял, что эксплуатация летательных аппаратов подразумевает знание как конструкции летательных аппаратов и двигателей, так и технологии их обслуживания. Тогда я еще втайне надеялся, что смогу после окончания вуза пойти в штурманы, а то и в летчики – такие случаи были, и даже потом, среди моих одногруппников. Так, несколько человек и сейчас работают пилотами.

Эта специальность в КАИ перекликалась с программами, по которым готовили технических специалистов по эксплуатации, в том числе и штурманов, в профильных по этому направлению вузах России. Передо мной открывались достаточно широкие перспективы и появлялся выбор. В общем, я решил, что это то, что нужно. Но по мере погружения в учебу я понял, что мне конструктором даже больше нравится, чем пилотом или штурманом.

По окончании вуза был выбор: идти работать в казанский аэропорт или в конструкторское бюро имени Туполева, к разработчику, придумывать конструкции самолетов.

Нас всегда учили, что конструкция должна быть технологична с точки зрения изготовления и эксплуатационнопригодна. Так что вузовские знания по эксплуатации – требования к эксплуатации, условия эксплуатации - давали преимущества, позволяли смотреть на предмет конструирования шире.

- Самый запоминающийся случай, экзамен, преподаватель за время учебы в КАИ?

 - Наши преподаватели, это замечательные самоотверженные люди, передавали нам все свои знания без остатка, вкладывали в нас, молодых, свое время и силы. Мне повезло с преподавателями, среди них не было людей случайных, каждый по-своему запомнился, особенно из тех, с кем повезло встретиться на старших курсах. Помню, последняя сессия перед дипломом, приглашает нас завкафедрой СМЛА Павлов Владимир Александрович на консультацию. На посещении консультации Владимир Александрович не настаивал, сказал: кто хочет, пусть приходит. Пришли немногие... Мы пообщались, поговорили о предмете, обсудили вопросы, которые будут в билетах… А в день экзамена он всем пришедшим на консультацию поставил автоматом пятерки. И сказал: ребята, вы молодцы! Поощрил нас таким образом за годы труда. Было приятно, что наши старания оценили…

 - Как начиналась ваша карьера?

 - Решение о том, куда идти работать, было моим решением, решением семьи. Что из себя представляет предприятие, я узнал еще в вузе. Часть производственной практики я проходил на заводе, преподаватели водили нас на завод на экскурсии. Я с третьего курса имел доступ на завод и на летно-испытательную станцию завода, где проходил производственную практику. Устроился в учебно-производственный центр завода на четвертом курсе и занимался конструированием, под началом руководителя центра осваивал методы моделирования для работы на современных обрабатывающих центрах. Часть дипломной работы я писал по Ту-214, пользуясь возможностью черпать информацию непосредственно с завода. Диплом посвящался эксплуатации, но там была и конструктивная часть, которую я подготовил, в том числе рисовал эскизы на базе конструкции самолета, который изготавливали на заводе.

 - Чему вас научила учеба в вузе?

 - Учеба в вузе добавила мне уверенности. Нас учили: если не знаешь чего-то, ты, как инженер, должен найти решение, либо знать, где найти это решение. Нам давали фундаментальные знания по авиации и конструкции, по базовым предметам и, конечно же, прикладным. Вуз старался идти в ногу со временем в части применения компьютеров в проектировании, программного обеспечения. Мой курсовой проект я сделал уже на компьютере, что позволило прийти в конструкторское бюро полностью готовым специалистом.

КАИ научил меня работать в команде. И еще я понял, что из каиста может вырасти высококлассный специалист в любой отрасли, он может приобрести любые компетенции. Когда я пришел на работу, в нашем КБ даже директор по финансам и главный бухгалтер были каистами.

- Как вы поддерживаете связь с вузом сегодня?

 - В КБ по традиции всегда набирали молодых специалистов, и на практику принимали студентов КАИ. Сейчас мы во всех действующих вузовских программах участвуем, я, как ответственный за подразделения конструкторов и ведущие технологические отделы на заводе, поддерживаю эти направления. Совместно с отделом кадров занимаемся программами, определяем, какая специализация студентов нам интересна, темы для дипломных работ предлагаем…Так, сегодня я принимал участие в промежуточной защите студенческих работ по программе «Крылья Ростеха», принимаю участие в организации Передовой инженерной школы на базе завода (ПИШ КАИ). КАИ стал более гибкой структурой, подстраивается под наши запросы и требования, поэтому взаимодействие с вузом укрепилось и развивается. Приятно, что ректор КАИ Тимур Лазович Алибаев не забывает приглашать на вузовские праздники, на юбилейные мероприятия, так что моя связь с alma mater не прерывается.

 - А с однокашниками?

 - Я постоянно поддерживаю с бывшими однокурсниками деловые и личные контакты. У нашей бывшей учебной группы есть свой чат. Недавно, в апреле, мы с одногруппниками встречались на день группы. Думаю, около 60% выпускников остаются работать в отрасли, так что повод встретиться и темы для разговоров искать не нужно. Можно совершенно случайно по работе столкнуться с выпускником КАИ, и всегда это общие воспоминания, эмоции, чувство родства, даже если прежде с этим человеком не был знаком.

- Нет желания снова сесть за учебную парту?

 - За парту я вернуться не планирую. Лет пять как мне перестали сниться сны про то, что я сдаю экзамен. По работе я проходил повышение квалификации в КФУ по специальности «менеджмент» и для себя понял, что мне достаточно. Бывают короткие полезные обучающие программы прямо на заводе, но, чтобы прямо за парту – нет.

 - С учетом вашего опыта какой предмет вы бы могли преподавать студентам?

 - По работе получается разбираться в любом предмете со всех сторон, чего не могут себе позволить специалисты в конкретных направлениях, так что потребность передавать опыт я полностью покрываю на работе. Наверное, смог бы читать лекции по конструкции самолетов, потому что мне это близко. Но это очень большая ответственность и постоянное удержание в оперативной памяти огромных дополнительных объемов информации. Пока не готов.

 - Что бы вы пожелали вузу и студентам?

 - Что пожелать студентам? Считается, что студенчество – счастливая пора, меньше ответственности, тебя учат, тебя оберегают… Когда на работу поступаешь, проблем становится больше. Желаю насладиться студенческой жизнью, ну и, конечно, вовремя понять, что взять по максимуму от этого периода.

Желаю КАИ сохранять заложенные основателями вуза традиции и развиваться дальше. Чтобы состоялись перемены к лучшему в системе образования, которые служат сквозной темой для обсуждения на попечительском совете вуза. Чтобы преподаватели и студенты могли реализовать себя в актуальных научных исследованиях, чтобы укреплялась научная база КАИ, тем более что в развитие науки и образования сегодня много вкладывается. У КАИ большое будущее!

 - Каков образ выпускника будущего ПИШ по мнению индустриального партнера?

 - Нам бы хотелось, чтобы молодой специалист демонстрировал уверенное пользование CAD/CAM/CAE модулями NX, умение работать с цифровыми двойниками производства и изделия, знание различных технологий изготовления деталей из композиционных материалов, знание современных подходов к изготовлению и сборке ЛА, проектирование ЛА, расчёт ЛА на прочность, подбор конструкционных материалов в элементах конструкции ЛА, применение композиционных материалов в конструкции ЛА. И, разумеется, чтобы наш новый коллега был коммуникабельным и ответственным.


Автор:
Пресс-служба