Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»
Во-первых, кратко расскажем о государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда».
Правительство Российской Федерации приняло 16 ноября 2020 года Постановление№1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»», в котором утвердило Положение о государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» и установило, что Минобр осуществляет функции оператора системы и ввод в эксплуатацию системы и её отдельных подсистем будет осуществляться на основе правовых актов Минобра; а также установило, что всё финансирование будет веститсь за счёт средств федерального бюджета в рамках программы Российской федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
В Положении отмечается, что система создается в рамках реализации федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» в целях предоставления свободного доступа (бесплатного для участников системы) по принципу «одного окна» для всех категорий граждан, в том числе обучающихся по ОП ВО и ОП дополнительного профессионального образования, к онлайн-курсам, реализуемым различными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и образовательными платформами. Определены задачи, участники системы, их полномочия и ответственность. Важно, что выделена структура системы и порядок доступа к ней. Отдельно отметим, что в Положении несколько разделом описывают разного вида требования: правовой режим информации, содержащейся в системе, и программно-технических средств системы, а также требования к хранению информации, содержащейся в системе; к техническим и программным средствам системы. Четко прописаны правила информационного взаимодействия системы с иными информационными системами и образовательными платформами.
Это очень важный документ, который позволит упорядочить и значительно упростить работу с информационной системой «СЦОС».
Во-вторых, с 2021 года онлайн-курсы и обучающие цифровые платформы смогут официально получить лицензию на образование: это следует из нового положения о лицензировании образовательной деятельности, которое вступает в силу с 1 января 2021 года Рабочая группа определила, что срок действия этого положения составит один год. Разработкой нового подхода к "дистанту" в рамках российского образовательного поля и российского права занимались специалисты Агентства стратегических инициатив (АСИ), Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" и "Университета Национальной технологической инициативы 2035".
Подробнее см. здесь и комментарии здесь.
В-третьих, сегодня все делятся опытом работы в цифровой среде. Расскажем лишь о некоторых историях зарубежных коллег:
- Приоритетные стратегии для лучшего перехода к удаленному обучению. Авторы: Рашид Айт Маалем Лахчен, Рам Мохапатра и Байюн Чен, 16 ноября 2020 г.
Авторы предлагают две стратегии, которые могут помочь преподавателям успешно перейти к дистанционному обучению, используя технологии как способ сосредоточиться на критическом аспекте установления человеческих связей со студентами:
- Стратегия 1. Персонализация целевой обратной связи
- Стратегия 2. Включение человека-помощника в виртуальную онлайн-инструкцию
Вторая стратегия, включение человека-помощника в виртуальное онлайн-обучение, означает включение человека-помощника в виртуальные онлайн-лекции и часы работы - основана на теории социального обучения Альберта Бандуры. Основная часть этой теории состоит в том, что обучение посредством моделирования или обучения с наблюдением может убедить студентов подражать ассистенту, который участвует в лекции, а также отвечать на вопросы и писать комментарии. Ассистент может быть ассистентом аспиранта, студентом бакалавриата или сверстником. Результаты этой стратегии, как показал опыт авторов, были удовлетворительными.
Об авторах. Они работают в Университете Центральной Флориды: Рашид Айт Маалем Лахсен – младший преподаватель математики и координатор алгебры, Рам Мохапатра - профессор математики и академический директор, Байюнь Чен - старший разработчик учебных программ и программный директор отдела индивидуального адаптивного обучения
Ностальгия о былом в статье «За рамками формирующей оценки: билеты на выход привели меня в правильном направлении», Кари Кеннер, 12 ноября 2020 г.
Многие преподаватели согласятся с мнением Кари Кеннер: «Когда я думаю о своих осенних классах 2019 года, в меня закрадывается ностальгия. Были видны лица, столы были круглыми, учебники были бумажными, а телефоны были в рюкзаках. У моих учеников был один выбор, как посещать занятия, и я контролировал используемые нами технологии». Автор описал довольно простой, но весьма эффективный способ работы в онлайн: «Один из самых успешных методов, которые я использовал в своих синхронных онлайн-классах, - это классический инструмент обучения, который я никогда раньше не использовал: билеты на выход. Билеты на выход, описанные как способ проверить, «уловили ли учащиеся то, чему вы учили», уже давно используются в классе. Считающиеся формирующей оценкой, выходные билеты - это невысокая стоимость переходных мероприятий с низким уровнем стресса, которые позволяют профессорам и студентам проверять и корректировать преподавание и обучение по мере необходимости».
Это интересно и полезно:
Преобразование высшего образования
Понимание инновационных практик и творческих приложений образовательных технологий в поддержку преподавания и обучения студентов. Под редакцией Кэте Пеллетье , директора программы преподавания и обучения EDUCAUSE.
Образовательная инициатива EDUCAUSE (ELI) - это совместное сообщество, стремящееся продвигать обучение через ИТ-инновации.
Виртуальные лаборатории и технические симуляторы
Инициативный проект Института онлайн-образования Финуниверситета «Цифровая мастерская преподавателя», копилка цифровых инструментов.
Приглашаем весь коллектив КНИТУ-КАИ, преподавателей и обучающихся принять участие в обсуждении вопросов цифровизации обучения в нашем вузе.
Пожалуйста, ответьте на вопросы о вашем опыте в электронном обучении:
Преподаватели – здесь
Студенты - здесь
Для связи с отделом ЭТвО можно использовать:
– электронную почту: iishakirov@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru; gvivshina@kai.ru
– телефон: +7 (843) 231 16 31, 86-31.
Ждём Ваших вопросов и предложений.
Берегите себя!