Публикатор Публикатор

Назад

Они стояли у истоков

Они стояли у истоков

Сегодня рубрику «Они стояли у истоков» посвящаем Сергею Петровичу Гудзику.

Сергей Петрович  Гудзик (16.10.1905−09.09.1984 гг.)

 

С.П. Гудзик родился 16 октября 1905 года в местечке Бытень Слонимского уезда Гродненской губернии в семье рабочего. Трудовую деятельность начал с 13 лет. В 1931 году окончил Новочеркасский авиационный институт и был рекомендован в аспирантуру. Уже 23 июня 1932 года приказом по Главному управлению авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности С.П. Гудзик был назначен первым директором Казанского авиационного института. Одновременно он был переведен в аспирантуру КАИ по кафедре конструкции самолетов, в 1934 году был утвержден и.о. доцента кафедры теоретической и экспериментальной аэродинамики. С первых дней пребывания в КАИ Сергей Петрович активно включился в работу по созданию нового вуза. Летом 1932 года КАИ получил свое первое учебное здание по ул. К. Маркса, 10. Начались работы по его ремонту и оборудованию аудиторий и лабораторий. В октябре 1932 года С.П. Гудзик подписал приказ о создании первых кафедр и о назначении их первых заведующих: аэродинамики – Н.Г. Четаев, высшей математики – Е.И. Григорьев, теоретической механики – П.А. Широков, сопротивления материалов – Ю.А. Радциг, физики и химии –Б.М. Столбов.

В 1934 году состоялся первый выпуск инженеров КАИ в количестве 10 человек из числа студентов, переведенных в 1932 году с аэродинамического отделения КГУ. В этом же году в результате слияния аэродинамического и самолетостроительного отделений был организован первый (самолетостроительный) факультет.

Группа студентов Новочеркасского авиационного института. Верхний ряд 2 справа -Гудзик С.П.

 

1935−1936 годы в жизни КАИ были ознаменованы крупными достижениями в научной и опытно-конструкторской работе: звено из трех самолетов «КАИ-1», участвовавшее в круговом спортивном перелете легкомоторных самолетов над территорией СССР, добилось лучших результатов. Пилот-планерист Илья Коротов на гидропланере «КАИ-1» установил новый всесоюзный рекорд дальности безмоторного полета, пролетев 377 км. Это стало настоящей сенсацией в авиационных кругах страны и принесло известность молодому институту.

В августе 1936 года С.П. Гудзик был арестован, необоснованно репрессирован. Это случилось, когда приказом по министерству он был переведен на работу в Москву на должность директора МАИ. В декабре 1936 года он был отправлен на пять лет отбывания в ИТЛ. В связи с началом Великой Отечественной войны этот срок был продлен до 9-и лет. После освобождения (в мае 1945 года) Сергей Петрович работал инженером в Ухтинском комбинате МВД, одновременно преподавал математику в вечерней школе, затем был преподавателем машиноведения и черчения в техникуме г. Кольчугино Владимирской области. В 1953 году по всеобщей амнистии с него была снята судимость. 22 марта 1956 года Президиум Верховного суда Татарской АССР полностью его реабилитировал. На работу в КАИ он больше не вернулся, но  продолжал интересоваться жизнью института, также неоднократно приезжал на традиционные сборы выпускников 1938 года самолетостроительного факультета КАИ.

После реабилитации Сергей Петрович работал в Москве на Вертолетном заводе под руководством своего однокурсника по институту – известного конструктора вертолетов М.Л. Миля.