Несколько фактов из биографии Героя Советского Союза Магубы Сыртлановой
Продолжаем тему славного боевого пути
легкого ночного бомбардировщика У-2 / По-2.
По-2, выпускавшийся в Казани в годы Великой Отечественной войны, стал одним из символов Победы над фашизмом. Эффективным оружием некогда мирный биплан сделали конструкторы, рабочие, инженерно-технический персонал заводов, включая студентов и выпускников КАИ, и специалисты по тактике ВВС. Но главными творцами славной биографии маленького самолета стали, конечно, летчики. В широком плане – все учившиеся летать на машине Поликарпова, то есть абсолютное большинство советских пилотов. А непосредственно – те, кто на По-2 изо дня в день отправлялся на боевые задания. Шестьдесят летчиков и штурманов легкого ночного бомбардировщика удостоены высшей награды – звания Героя Советского Союза. Наш рассказ – о Магубе Сыртлановой (1912–1971), чья биография неразрывно связана с Татарской и Башкирской АССР.
ИЗ ДВОРЯН ИЛИ ЗЕМЛЕПАШЦЕВ?
Впереди - Победа - triptonkosti.ru
Единственную на две республики женщину, ставшую Героем Советского Союза, считают своей в обоих регионах: родилась Магуба Хусаиновна в Уфимской губернии, летала на самолетах, сделанных в Татарии, жила в Казани… Впрочем, еще в грозные сороковые Сыртланова и ее боевые подруги стали легендами для всей огромной страны.
О летчицах 46-го гвардейского авиаполка под командованием Евдокии Бершанской писали в книгах и газетах, снимали документальные и художественные фильмы. Да и сами они активно участвовали в военно-патриотической работе. Так что о небесных ласточках, которых враги называли ночными ведьмами, и конкретно о Сыртлановой известно, казалось бы, все. Однако некоторые страницы биографии знаменитой летчицы открываются лишь в наши дни.
Ровно четыре года назад в преддверии Дня Победы автору этих строк удалось побеседовать с дочерью и внучкой Магубы Сыртлановой. Один из вопросов коснулся родителей Героя Советского Союза. В официальной биографии сказано, что родилась она 15 июля 1912 года в городе Белебее Уфимской губернии в семье татарских землепашцев. Между тем, существует версия, что летчица продолжила ратные традиции дворянского рода Сыртлановых, вошедших в привилегированное сословие за верную службу Отечеству.
– Дата и место рождения соответствуют действительности, но настоящая фамилия мамы – Рахманкулова. Ее отец Хусаин и дед были купцами, – раскрыла тайну происхождения Магубы Сыртлановой ее дочь Светлана Максимовна. – В конце двадцатых, спасаясь от преследований по классовом признаку, семья решила затеряться на просторах Средней Азии. Там мама и стала Магубой Гусейновной Сыртлановой. Слегка переделала отчество и взяла фамилию родственников. Но по линии наших Сыртлановых корни не дворянские, а действительно крестьянские.
ВОЗДУШНАЯ ЛЕЗГИНКА
Лётчицы 46-го НБАП на аэродроме
Как бы то ни было, характер у Магубы, чье детство пришлось на суровые годы Гражданской войны, оказался боевым. Еще в школе она решила стать авиатором. Однажды на окраине Белебея сел на вынужденную самолет, и мечта появилась, словно любовь с первого взгляда. В то время, когда и автомобиль был в диковинку, девчонка помогала летчику подносить бидоны с бензином и с упоением рассматривала удивительную крылатую машину.
После переезда в Ташкент, покуда авиация по объективным причинам была недостижима, девушка смогла поступить на медицинский факультет Среднеазиатского университета. И можно только предполагать, каким ударом было для нее отчисление ввиду обнаружившегося непролетарского происхождения.
Подвешивание авиабомбы под крыло У-2 техниками 46 НБАП - photoby.ru
Девять из десяти обычных людей навсегда отчаялись бы, разочаровались в жизни, но только не Магуба, которая именно тогда и решила стать Сыртлановой. Добывая свой хлеб, она работала телеграфисткой, трудилась на фабрике и по-прежнему думала о небе.
Приблизиться к мечте удалось с поступлением на курсы техников-изыскателей, занимавшихся поиском посадочных площадок для прокладываемых в Туркестане авиационных маршрутов.
– Такая работа подходила скорее для суровых мужчин, чем для хрупкой девушки, – отметила в нашей беседе внучка летчицы-героя Алина Радиевна. – Когда я увлеклась верховой ездой, мама сказала, что это не иначе как бабушкины гены. Ведь в ходе изыскательских работ ей приходилось дни напролет проводить в седле под палящим солнцем. Кроме того, в Туркестане в это время было еще очень неспокойно. Однажды она ночевала в каком-то кишлаке и едва успела уехать, как туда ворвались басмачи, перерезав всех, кто хоть как-то был связан с Советской властью…
В 1932 году служащая Среднеазиатского управления Гражданского воздушного флота добилась ведомственного направления в открывшуюся в Балашове летную школу, где стала одним из лучших курсантов. Однако Магубу словно преследовал злой рок – всех девушек отчислили, освободив места для будущих военных летчиков-мужчин.
Напутствие перед вылетом - zelengarden.ru
Но даже эта катастрофа не заставила опустить руки. В 1935 году Сыртланова переехала в Грузию, где, работая в авиаремонтных мастерских, параллельно обучалась в аэроклубе и планерной школе. В этот период Магуба получила бесценный опыт полетов в горной местности с ее мощными разнонаправленными и не всегда предсказуемыми воздушными потоками.
Однажды она удивила мастерством пилотажа председателя Осоавиахима Грузии Хацрынова. И он произнес нечто среднее между комплиментом и цветистым кавказским тостом: «Слушай, Сыртланова, в горном ауле джигитов много, но лучше всех пляшет лезгинку один. Сегодня самолет в твоих руках плясал настоящую лезгинку в воздухе».
Думала ли тогда Магуба, что впереди у нее и у «летающей парты» У-2 – суровая боевая биография? Что лезгинку придется танцевать в паре с самой смертью?
ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ
Лётчица в зимнем обмундировании - ru.pinterest.com
В ряды ВВС РККА Тбилисский горвоенкомат призвал Магубу Сыртланову в июле 1941 года. Однако в боевую часть ее отправили лишь в декабре 1942-го после отчаянного шага. Инструктор военно-авиационной школы, младший лейтенант добилась встречи с командующим 4-й воздушной армией Константином Вершининым и смогла убедить генерала в том, что ее место – на фронте.
По данным военных историков, с немцами воевали до семидесяти полков, вооруженных По-2, но, вопреки расхожему мнению, большинство были сугубо мужскими, несколько – смешанными. И лишь 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, которым командовала Евдокия Бершанская, от начала до конца оставался чисто женским. Именно ее подопечных гитлеровцы со злости называли «ночными ведьмами». Объективно же часть больше походила на женский монастырь, в котором чтили не только воинский, но и свой собственный строгий устав.
Сочетание дисциплины с безупречной боевой выучкой дало удивительный результат. Из всех 95 женщин – Героев Советского Союза 23 были летчицами полка Бершанской. В феврале 1943 года за мужество и героизм личного состава он был преобразован в 46-й Гвардейский НБАП.
Задание выполнено - dzen.ru
В женский авиаполк брали только лучших из лучших. Но даже их не отправляли в бой без прохождения специального курса подготовки и сдачи зачетов. Возраст личного состава женского авиаполка был от 17 до 22 лет. Исключение составляли только командир и прибывшая Магуба Сыртланова, которая в тридцать лет и при всем ее летном опыте должна была перенимать ратное мастерство у совсем еще юных летчиц. Впрочем, у некоторых из них было уже по двести боевых вылетов.
Комполка не раз повторяла: «Победителем бывает тот, кто при выполнении боевого задания способен преодолеть любые трудности, проявляя умение, мастерство, храбрость, выдержку». С волевыми качествами и уровнем пилотажа проблем не было изначально. Ночные полеты, приемы ухода от прожекторов и зениток Магуба Сыртланова освоила за две недели под руководством замечательной летчицы-штурмана Евгении Рудневой (1920–1944, Герой Советского Союза посмертно). И уже после первых боевых заданий получила признание фронтовых подруг.
ВЫЗЫВАЯ ОГОНЬ НА СЕБЯ
Магуба Сыртланова с боевыми наградами - novochag.ru
Главным оружием и одновременно возможностью спасения для «ночных ведьм» были маневр, скрытность и внезапность. В заданную точку группа полого пикировала на малом газу, невидимая и неслышимая для противника. Головная машина должна была быстро обнаружить и подсветить цель, вызывая при этом огонь на себя. Столь ответственная и опасная миссия, требующая высокого летного мастерства, нередко возлагалась на экипаж Сыртлановой. Затем другие машины, двигаясь под углом к курсу первой, выходили на объект для прицельного бомбометания.
«Над головой – звезды и звезды, высота – полторы тысячи метров. Приближаемся к цели, – вспоминала об одном из полетов Магуба Хусаиновна в книге «Звездные ночи». – С приглушенным мотором иду на снижение. Высота – триста метров. Где-то здесь, по данным разведки, склады горючего. Штурман сбрасывает светящуюся авиабомбу – САБ, которая повисает на парашюте. Вижу цель. Но и немцы нас видят. Ослепительно сверкают зеркала прожекторов. Бьют крупнокалиберные спаренные пулеметы. Чуть позже заговорили «Эрликоны» – автоматические зенитные пушки.
Серии снарядов при взрывах превращаются в красно-белые облака, начиненные смертью. Попадет один такой снаряд – все, конец, самолет вспыхнет, как факел, мы сгорим заживо. Парашютов нет, мы отказываемся от них, предпочитаем брать дополнительные бомбы. Два прожектора впились в нас, взрывы – со всех сторон. Самолет вздрагивает, как жеребенок. Выдерживаю боевой курс, отклоняться нельзя. Ах, какими долгими, долгими, оказывается, могут быть секунды. Штурман прицеливается, нажимает на рычаг бомбосбрасывателя. Самолет качнуло. Резко пикирую, ныряю под хищный рой трассирующих пуль. На земле – яркая вспышка, мощный взрыв. Попали! Бросаю самолет влево, вправо. Нет, не уйти! И вдруг один прожектор погас. Двойной взрыв. Погас второй. Снова взрывы. А ночь еще только начинается…»
Именно такая работа стоит за скупыми строчками донесений о выполнении задания Мугубой Сыртлановой. Вот один из типичных фрагментов: «В ночь на 26 марта 1945 г. уничтожила скопление войск противника в районе Данцига. Несмотря на сильную ПВО противника, экипаж умело отыскивал цель и точно производил бомбометание. За ночь было произведено 8 боевых самолетовылетов, был подавлен огонь артбатареи».
УНИЧТОЖАТЬ ФАШИСТСКУЮ НЕЧИСТЬ!
Грамота Президиума Верховного Совета СССР
С врагом полк воевал яростно – то, что творили гитлеровцы, было за гранью человеческого понимания и требовало отмщения.
– Однажды мама, выступая в школе, где я училась, рассказала такую историю, – с дрожью в голосе вспоминает дочь Магубы Сыртлановой Светлана Максимовна. – Во время освобождения Белоруссии их полк перебазировался на аэродром возле одной из деревень, откуда недавно выбили немцев. Летчицы обратили внимание на обезумевшую женщину, которая ходила кругами вокруг дерева, надрывно повторяя: «Оленька, Оленька…» Оказалось, что на глазах этой женщины – жены командира партизанского отряда – фашисты били ее двухлетнего ребенка головой о ствол. Били, пока голова не оторвалась… Слушая этот жуткий рассказ, ни мы, ни наши учителя не могли сдержать слез.
Уничтожая фашистскую нечисть, за годы войны летчицы полка произвели без малого 24 тысячи боевых вылетов. В небе их самолеты находились в общей сложности почти 1200 полных суток. Работая с аэродромов подскока рядом с линией фронта, девушки за ночь выполняли от шести «рейсов» летом и до двенадцати долгими зимними ночами. Рекорд поставил экипаж, выполнивший однажды 18 боевых вылетов.
После десяти часов, проведенных в кабине самолета, даже крепких мужчин приходилось выносить из нее на руках, что уж говорить о хрупких девушках. Но они никогда не жаловались, били врага, не щадя своих сил. Полк Бершанской сбросил на врага более трех тысяч тонн бомб, 26 тысяч зажигательных снарядов. Вместе с живой силой противника – тысячами гитлеровцев – летчицы уничтожили семнадцать переправ, две железнодорожные станции, девять поездов, сотни автомобилей, топливных и оружейных складов, огневых точек и прожекторных установок.
Конечно, и у «ночных ведьм» не обходилось без потерь. Самой черной стала ночь на 1 августа 1943 года, когда на участок, где действовал полк, немцы неожиданно перебросили группу ночных истребителей «Мессершмитт-110». В одночасье совместно с вражескими зенитчиками были сбиты сразу четыре наших самолета.
ДОЛЕТЕТЬ ИЛИ УТОНУТЬ…
За все время существования полка безвозвратные потери составили 23 человека и 28 самолетов. В плен ни одна из летчиц не попала, предпочитая погибнуть, но не сдаться. Такая судьба едва не выпала и Магубе Сыртлановой. Во время Крымской наступательной операции весной 1944 года полк с Азовского побережья утюжил позиции немцев под Севастополем. До цели можно было относительно безопасно, но медленно добираться над морем или же быстро по диагонали пересечь территорию, занятую врагом. Второй путь считался предпочтительным, хотя летчиц подстерегали мощная немецкая ПВО и пусть невысокие, но достаточно коварные горы. Впрочем, для Сыртлановой с ее пилотажным опытом они были наименее значимой проблемой.
В одну из апрельских ночей экипаж был направлен в Севастополь на бомбардировку вражеского аэродрома. Сбросив свой груз, самолет попал в смертельный капкан прожекторов, от которого никак не удавалось освободиться. Вспышки зенитных разрывов неумолимо приближались. Гибель была почти неотвратимой, но Сыртланова сымитировала беспорядочное падение сбитого самолета. И немцев удалось обмануть!
Выровнявшись у самой земли, Магуба хотела было лечь на обратный курс, когда почувствовала, что мотор работает с перебоями. Садиться в расположении немцев в планы категорически не входило, и решено было идти над водой. Дотянуть до своих… Или утонуть.
«Штурман Татьяна Сумарокова дала мне курс. С потерей высоты, еле-еле, на оборотах 1300, чудом вышли на Азовское море, – вспоминала позднее Магуба Хусаиновна. – Получили сигнал с земли и по этой красной ракете буквально упали на пятачок у самой воды. И тут же заглох мотор. Мы вылезли из самолета и обнялись со штурманом, радуясь, что остались живы и находимся у своих».
В биографии заместителя командира эскадрильи 46-го гвардейского НБАП Магубы Сыртлановой – оборона Северного Кавказа и прорыв «Голубой линии» на Таманском полуострове, освобождение Новороссийска и Севастополя, участие в боях на территории Белоруссии, Польши, Восточной Пруссии, в Берлинской наступательной операции. За годы войны гвардии старший лейтенант была награждена двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды. А 15 мая 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу Магуба Сыртланова удостоена звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В наградном листе говорилось: «В боях проявляла исключительную смелость, мужество и отвагу, совершила 780 боевых вылетов с боевым налетом 928 часов, сбросила 190 тонн бомбового груза. В самых сложных метеорологических условиях Сыртланова с большой точностью выводила группы самолетов в заданные районы…»
ГОДЫ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ, СЧИТАЛИ ГЛАВНЫМИ В ЖИЗНИ
Встреча со школьниками - tatfrontu.ru
После демобилизации Магуба Хусаиновна командовала звеном легких самолетов в Грузинском управлении ГВФ. В Тбилиси встретила будущего мужа Максима Бабкина. Весельчак и балагур, он, оказалось, тоже был связан с авиацией, будучи инженером эвакуированного из Таганрога авиазавода №31. Кроме того, очень гордился тем, что прошел курс летной подготовки под руководством знаменитой Валентины Гризодубовой. Интересно, что родился кубанский казак, как любил представляться Максим Федорович, в станице Казанской.
В столице Грузии у молодых, но уже далеко не юных супругов родилась первая дочь, однако ей был отведен лишь год жизни. Скоротечное воспаление легких, врачи помочь не смогли. Спасшая сотни людей в бытность летчиком санитарной авиации, победившая смерть на фронте, здесь Магуба Хусаиновна оказалась бессильна.
С мужем и дочерьми - из семейного архива
– Для мамы это, наверное, была самая тяжелая утрата за всю жизнь, – говорит Светлана Максимовна. – Даже находиться в Тбилиси, где у них был замечательный дом с садом, она больше не смогла и решила уехать в Казань, где жила двоюродная сестра с детьми. У нее и обитали первое время, пока не получили свою жилплощадь. В Казани мама обрела наконец свое женское счастье с появлением меня и моей сестры Натальи. Воспитывать нас они с отцом старались в строгости, мама даже казалась более суровой, но мы всегда чувствовали родительскую любовь.
До 1962 года, пока позволяло здоровье, Герой Советского Союза работала контролером ОТК на заводе «Электроприбор». Много сил и времени отдавала общественной работе, встречалась с молодежью, со школьниками и студентами вузов, в том числе Казанского авиационного института, рассказывая о войне без прикрас.
С боевыми подругами - lifeglobus.ru
– Не забывала и о боевых подругах, – рассказывает Светлана Максимовна. – Каждый год 2 мая, в день последнего боевого вылета в победном 1945-м, однополчанки старались приехать в Москву и традиционно встретиться возле Большого театра. А фронтовой штурман мамы Татьяна Сумарокова даже гостила у нас дома. Годы, опаленные войной, они считали главными в своей жизни.
Сегодня именем Магубы Сыртлановой названы школы и улицы в Казани и Белебее. Здесь, а также в Краснодарском крае и в Крыму установлены памятники прославленной летчице. Открыли их, к слову, совсем недавно – к 105-летию Магубы Хусаиновны. Она жива в благодарной памяти потомков.
Антон ШАБАРДИН,
заместитель заведующего музеем КАИ
фото - из открытых источников
Фото на главной странице: В послевоенные годы - warheroes.ru
- Автор:
- Музей КАИ