ИХ ИМЕНАМИ НАЗВАНЫ УЛИЦЫ КАЗАНИ ИХ ИМЕНАМИ НАЗВАНЫ УЛИЦЫ КАЗАНИ

Назад

Королёв Сергей Павлович

Королёв Сергей Павлович

Улица Академика Королёва в Казани получила своё наименование в честь советского учёного, конструктора и организатора производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основателя практической космонавтики, академика — Королёва Сергея Павловича.

Расположение

Улица Академика Королёва пролегает с востока на запад Московского района от пересечения с магистральным проспектом Ибрагимова и заканчивается в поселке Урицкого, упираясь в лесопарковую зону парка им. Урицкого. Эта улица связывает между собой Проспект Ибрагимова и улицу Декабристов, расположена параллельно улицы Гагарина  и пересекает улицы: Профессора Мухамедьярова, Восход, Хасана Туфана.

Улица Академика Королева получила это название в 1977 году. В период с 1961 года по 10 января 1977 года эта улица называлась Производственной, а до этой даты была переименована из 13-й Союзной в 1961 году. Впервые на плане города улица появилась в 1930 году и была обозначена как 13-я Союзная. На плане 1926 года эта улица отсутствует.

О Сергее Павловиче Королёве

27 сентября 1938 года 31-летний дивизионный инженер Московского реактивного научно-исследовательского института Сергей Королев по ложному доносу был осужден за якобы участие в троцкистско-террористической организации. Целый год Королёв провёл в Бутырской тюрьме, где на допросах подвергался жестоким пыткам и избиениям, в результате которых ему сломали челюсть.

В 1939 г. Особым совещанием при НКВД он был приговорён к десяти годам лагерей, попал в Магаданский край на золотой прииск Мальдяк, где работал истопником в бараке с уголовниками. 

Осенью 1940 г. он был переведён в «туполевскую шарагу» (московская спецтюрьма НКВД ЦКБ-29). Здесь он принимал активное участие в создании самолётов Пе-2 и Ту-2, а также в разработке проекта управляемой аэроторпеды и нового ракетного перехватчика, работа над которым и явилась причиной перевода его 19 ноября 1942 г. и ещё нескольких инженеров и учёных в Казань, на эвакуированный из Воронежа 16-й авиамоторный завод (ныне Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение» (ОАО «КМПО»). 

Свои ракетные разработки он испытывал и на 22-м самолетостроительном заводе, эвакуированном из Москвы (ныне Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова).

В Казани семья Королева С. П. проживала в посёлке Урицкого по улице 13-я Союзная (ныне ул. Академика Королева, дом 26)

Поначалу Сергей Королев вместе с другими учеными и инженерами жил тут же, на заводе, под надзором вооруженных охранников. Для «спецконтингента» выделили два этажа заводоуправления. ОКБ располагалось на четвертом. А на третьем этаже размещалось общежитие. 

Восьмого января 1943 г. вышел приказ по Наркомату авиапромышленности СССР о назначении заключенного С.П.Королева главным конструктором группы реактивных установок на ОКБ моторостроительного завода №16 в Казани. 

27 июля 1944 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о досрочном освобождении всех 29 работников казанского ОКБ со снятием судимости. Спустя месяц «спецконтингенту» выделили жилье неподалеку от завода, в Соцгороде - в только что построенном доме №5 по улице Лядова. 

 

Сергею Павловичу выделили комнату, что побольше, а в меньшей поселился его охранник. Комната Королёва была солнечная, уютная, именно здесь он начал фундаментальные работы по созданию планов ракет. Работа в Казани окончательно убедила Королева заняться ракетами. Сохранились его записи, чертежи, математические расчеты, говорящие о работе над проектом баллистической ракеты длиной 4,5 м и с боевым зарядом 200 кг. Сергей Павлович говорил своим соратникам и друзьям по несчастью, что собирается слетать на Луну. И, конечно, никто тогда не верил, что мечты его могут осуществиться.

Учёных освободили, но конвоиров не убрали. На работу Сергей Павлович, как и все, ездил на заводском трамвае №9, остановка которого была рядом с его домом. Перед самой войной этот маршрут №9 принадлежал Казанским авиазаводам. Проходил он из посёлка Урицкого, где жили работники заводов, по современной улице академика Королёва, поворачивал влево на улицу Декабристов, и шёл до 16-го и 22-го авиазаводов, именно на нём привозили и отвозили работников заводов на работу и с работы. Это была своеобразная «трамвайная маршрутка». Рано утром «спецконтингент» собирался на остановке, где его считали, а затем по одному пропускали в «салон», и под стражей везли на завод. У проходной, в отстойнике, их опять пересчитывали, а затем запускали на завод.

Таким образом в суровые военные годы в Казани, на моторостроительном заводе зародился коллектив будущего конструкторского бюро ракетного двигателестроения. Именно в Казани началось восхождение Королева к вершинам ракетно-космической техники.

Первоочередной послевоенной задачей было создание ракетно-ядерного щита. Осознавая всю важность и перспективность ракетной техники, В.П. Глушко вместе с директором КАИ Г.В. Каменковым и деканом С.В. Румянцевым выступили с предложением о создании кафедры реактивных двигателей. Это предложение было одобрено правительством. На основании приказа Народного комиссариата была организована кафедра реактивных двигателей. 

Приказом № 187 по Казанскому авиационному институту от 14 июля 1945 года директор института Г.В. Каменков утвердил первый состав новой кафедры «Реактивных двигателей», организованной с 01-го мая 1945. 

Так КАИ стал первым вузом страны, где была создана кафедра реактивных двигателей.

В послевоенные годы, кафедра реактивных двигателей КАИ на тот момент являлась уникальной и единственной в своем роде среди всех советских вузов. В состав преподавателей, в должности старшего преподавателя с окладом 800 рублей вошел и Сергей Павлович Королев. Свои знания и любовь к избранной профессии Сергей Павлович с успехом передавал молодёжи.

После окончания войны С.Королеву не хотелось уезжать из Казани. Нравилось все: и квартира, и люди, и работа. Да и его мечта о создании ракетоплана вот-вот должна была осуществиться. Но Королев себя не чувствовал реабилитированным, он был всего лишь прощенным.

Получив относительную свободу, Сергей Петрович начал новую жизнь в условиях поражения в правах. Он не имел права ходить на демонстрации, принимать участие в выборах руководящих советских органов и каждую неделю обязан был отмечаться на «Черном озере» в Комитете государственной безопасности.

Усталый, больной и изможденный, он заботился прежде всего о своем детище и о судьбе своего маленького коллектива. Королев направил в адрес Наркомата докладную записку с просьбой реорганизовать его группу в самостоятельное конструкторское бюро. Конец войны означал для него начало. Да, все надо было начинать сначала. 

В августе 1946 года ОКБ-16 переехало в Москву. Вместе со своей группой Королев уехал в Москву. Казанский период истории конструкторского бюро и Королева закончился. 

Началась эра освоения космоса.

Сергей Павлович прекрасно понимал перспективы ракетной техники, смотрел далеко вперед. Ему было уже тогда ясно, что недалеко то время, когда оборонная мощь страны будет определяться уровнем ракетной техники.

В 1949 г. стартовала созданная под руководством Сергея Павловича оригинальная ракета Р-2, впервые в мире достигшая дальности 600 км. После этого слова «впервые в мире» сопровождали все последующие творения королевского гения, навсегда вошедшие в историю прогресса человечества. На сегодняшний день можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники.

Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича Королева не прервала творческий полет его мыслей. 

Предлагаем посмотреть

По материалам сайтов:

https://kazved.ru/news/sergey-korolev-zhizn-pod-konvoem

https://kazned.ru/news/6186

https://proza.ru/2016/08/10/1961

https://kazved.ru/news/sergey-korolev-zhizn-pod-konvoem

http://history-kazan.ru/velikaya-pobeda/2453-498

http://mysteric.ru/mysteries/korolev-sergej-pavlovich-tyurmy-i-kolyma-glavnogo-konstruktora.html

https://kazved.ru/news/sergey-korolev-zhizn-pod-konvoem

https://prokazan.ru/news/view/116931