Навигация Навигация

Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

ГЛУШКО Валентин Петрович (1908–1989)

Инженер, крупный советский учёный в области ракетно-космической техники; один из пионеров ракетно-космической техники; основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения.

Родился в 1908 году в г. Одесса. В 1919 году зачислен в реальное училище им. св. Павла (переименованное в IV профтехшколу «Металл» им. Л. Троцкого), которое окончил в 1924 году. Одновременно с учёбой в училище руководил кружком общества любителей мироведения при одесском отделении Русского общества любителей мироведения (РОЛМ). С 1920 по 1922 год занимался в консерватории по классу скрипки, а затем был переведён в Одесскую музыкальную академию.

В 1924 году получил диплом об окончании профтехшколы. В это же время закончил работу над первой редакцией своей книги «Проблема эксплуатации планет», в газетах и журналах был опубликован его научно-популярные статьи о космических полётах «Завоевание Землёй Луны» (1924), «Станция вне Земли» (1926) и др.
По путёвке Наркомпроса УССР был направлен на учёбу в Ленинградский государственный университет. Параллельно с учёбой работал рабочим (сначала оптиком, а затем механиком) в мастерских Научного института им. П. Ф. Лесгафта, а в 1927 году геодезистом Главного геодезического управления Ленинграда.

В качестве дипломной работы, состоявшей из трёх частей, В. П. Глушко предложил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплана» с электрическими ракетными двигателями. В 1929 году третья часть, посвящённая электрическому ракетному двигателю, была сдана в отдел при Комитете по делам изобретений.

В 1929 году зачислен в штат Газодинамической лаборатории. В 1930 году им была разработана конструкция и начато изготовление первого отечественного жидкостного ракетного двигателя ОРМ-1. Одновременно Глушко в качестве компонентов ракетных топлив предложил азотную кислоту, растворы в ней азотного тетроксида, пероксид водорода и др. Им разработано и испытано профилированное сопло, разработана теплоизоляция камеры ракетного двигателя диоксидом циркония и другими составами.

За время работы в Газодинамической лаборатории были разработаны конструкции и испытаны двигатели серии ОРМ: ОРМ-1 – ОРМ-52 на азотнокислотном-керосиновом топливе. Кроме того, разработаны конструкции ракет серии РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100.

В 1934 году Глушко был переведён в Москву и назначен начальником сектора РНИИ Наркомата обороны. В 19331934 гг. читал курсы лекций в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, а в 1935 году вышла в свет книга «Ракеты: их устройство и применение» под редакцией Г. Э. Лангемака и В. П. Глушко.

В 1936 году были проведены официальные стендовые испытания ЖРД ОРМ-65 тягой до 175 кг на азотнокислотно-керосиновом топливе для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции С.П. Королёва. 16 декабря 1936 года проведено первое огневое наземное испытание жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) ОРМ-65 на ракетоплане РП-318.

В марте 1938 года В. П. Глушко был арестован и по август 1939 года находился под следствием внутренней тюрьмы НКВД на Лубянке и в Бутырской тюрьме. 15 августа 1939 года осуждён Особым совещанием при НКВД СССР сроком на 8 лет, впоследствии оставлен для работы в техническом бюро. До 1940 года он работал в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД (так называемой «шарашке») при Тушинском авиамоторостроительном заводе №82. За это время были разработаны проект вспомогательной установки жидкостного ракетного двигателя на самолётах С-100 и Сталь-7. В 1940 году Глушко был переведён в Казань, где он продолжил работы в качестве главного конструктора КБ 4-го спецотдела НКВД при Казанском заводе № 16 по разработке вспомогательных самолётных жидкостных ракетных двигателей РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3.

27 августа 1944 года по решению Президиума Верховного Совета СССР его досрочно освободили со снятием судимости, а в 1945 году по его собственному выбору назначили заведующим кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института. Глушко дали выбрать себе команду, состав кафедры сформировался из надежных, хорошо знакомых ему людей. И хотя на этой должности Глушко проработал не более года, он сохранил связи с кафедрой и институтом. После перевода в Москву приглашал преподавателей кафедры в подмосковные Химки, в демонстрационный зал, где находились модели разрабатываемых им двигателей. Реабилитирован в 1956 году.

В декабре 1944 года назначен главным конструктором ОКБ-СД (опытно-конструкторское бюро специальных двигателей), в г. Казань. В 19441945 гг. были проведены наземные и летные испытания ЖРД РД-1 на самолётах Пе-2Р, Ла-7, Як-3 и Су-6. Разрабатывается трёхкамерный азотнокислотно-керосиновый ЖРД РД-3 тягой 900 кг, проведены официальные стендовые испытания ЖРД РД-1ХЗ с химическим повторным зажиганием.

С июля по декабрь 1945 года и с мая по декабрь 1946 года В. П. Глушко находился в Германии, где изучал трофейную немецкую ракетную технику (в основном Фау-2) в институте «Нордхаузен».

3 июля 1946 года приказом Министерства авиационной промышленности авиационный завод № 456 в Химках был перепрофилирован под производство жидкостных ракетных двигателей с одновременным перебазированием на него коллектива ОКБ-СД из Казани. Этим же приказом Глушко был назначен главным конструктором ОКБ-456 (ныне НПО «Энергомаш»). Практически сразу же сложился Совет главных конструкторов, в который Глушко был включён.

10 октября 1948 года был произведён успешный пуск ракеты Р-1 с РД-100 (копия немецкой Фау-2). Проводились работы над модификацией двигателя РД-100 (РД-101 – РД-103). 19 апреля 1953 года был осуществлен успешный пуск ракеты Р-5 с РД-103.

По результатам испытаний 2 февраля 1956 года ракеты Р-5М с боевым ядерным зарядом В. П. Глушко получил звание «Герой Социалистического Труда».

В дальнейшем под руководством Глушко были разработаны мощные ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, используемые на первых ступенях и в большинстве вторых ступеней советских ракет-носителей и многих боевых ракет. Неполный список включает: РД-107 и РД-108 для ракеты-носителя «Восток», РД-119 и РД-253 для ракеты-носителя «Протон», РД-301, РД-170 для «Энергии» (самый мощный жидкостный ракетный двигатель в мире) и многие другие.

22 мая 1974 года В. П. Глушко был назначен директором и генеральным конструктором НПО «Энергия», которое соединило ОКБ, основанное В. П. Глушко, и КБ, руководимое ранее С. П. Королёвым. По его инициативе были свёрнуты работы по ракете-носителю Н-1, вместо которой по его предложению и под его руководством была создана многоразовая космическая система «Энергия-Буран». Он возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз», грузового корабля «Прогресс», орбитальных станций «Салют», созданию орбитальной станции «Мир».

Главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия Буран», академик АН УССР и АН СССР (1958; член-корреспондент с 1953), действительный член Международной академии аэронавтики, член КПСС с 1956 года, депутат Совета национальностей Верховного Совета СССР 711-го созывов от Калмыцкой АССР, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961), член ЦК КПСС (19761989).

Встреча с коллективом ОКБ В. П. Глушко 9 мая 1963 г.

Глушко В. П. – один из основателей советской ракетно-космической отрасли. 1975 г.

30-летие кафедры РД. Памятный сувенир вручает Генеральный конструктор Глушко В. П. 1975 г.

В. П. Глушко и В. В. Терешкова