Навигация Навигация

Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

СИМОНОВ Михаил Петрович (1929–2011)

Генеральный конструктор АООТ «ОКБ СУХОГО», Герой России (1999), лауреат Ленинской премии (1976) и Государственных премий РФ (1998, 1999).

Родился в 1929 году в г. Ростове-на-Дону. После окончания самолетостроительного факультета КАИ был оставлен в институте заведующим лабораторией и ассистентом кафедры конструкций и проектирования самолетов.

Организатор и руководитель одного из первых в стране студенческого конструкторского бюро – СКБ КАИ (1956–1959), один из инициаторов и организаторов создания на базе СКБ КАИ Опытного конструкторского бюро спортивной авиации, заместитель главного конструктора этого ОКБ (1959–1969).

При его непосредственном участии и руководстве в СКБ КАИ и ОКБ спортивной авиации разработаны и внедрены в серийное производство спортивный планер КАИ-6, первые в стране цельнометаллические учебные и рекордные планеры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-19. (Двухместный планер КАИ-12 «Приморец» строился крупной серией – около 800 экземпляров, на планере КАИ-19 был установлен ряд мировых рекордов).

С 1969 года – заместитель главного конструктора на заводах Министерства авиационной промышленности СССР, с 1977 года – главный конструктор, первый заместитель Генерального конструктора ОКБ им. П. О. Сухого. В 1979–1983 гг. – заместитель министра авиационной промышленности СССР. С 1983 года – Генеральный конструктор ОКБ им. П. О. Сухого. После преобразования ОКБ в акционерное общество открытого типа – Генеральный директор АООТ «ОКБ Сухого» (1993–1999), Генеральный конструктор.

Принимал участие в создании сверхзвукового фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25 и их модификаций. Развивая идеи, заложенные Генеральным конструктором П. О. Сухим в проект высокоманевренного многоцелевого истребителя Су-27, М. П. Симонов руководил его проектированием, испытанием и внедрением в серийное производство. (На самолетах Су-27 выступает с демонстрационными полетами знаменитая пилотажная группа «Русские витязи»). На основе базовой модели истребителя Су-27 под его руководством была создана серия боевых многоцелевых самолетов: истребители-перехватчики, фронтовые истребители-бомбардировщики, палубные истребители (Су-27К, Су-30, Су-32, Су-30МКИ, Су-33, Су-35). На некоторых из них (Су-30МКИ, Су-35) впервые в отечественном самолетостроении установлены двигатели с изменяемым вектором тяги. Внес большой вклад в создание многоцелевого истребителя оригинальной аэродинамической компоновки (схема «утка» с крылом обратной стреловидности) Су-37. Под его руководством разработано семейство спортивно-пилотажных самолетов Су-26, Су-29, Су-31, которые поставляются во многие страны мира, в том числе – в США.

На самолете П-42 (рекордном варианте истребителя-перехватчика Су-27) в 1986–1988 гг. установлено 27 мировых рекордов. Истребители семейства Су-27 позволили освоить новую область полетных режимов – область сверхманевренности, которая недоступна другим самолетам мира («Кобра Пугачева», «Чакра Фролова», «Мангуст» и другие уникальные фигуры высшего пилотажа).

Большое внимание уделял конверсионной тематике: кроме спортивных самолетов были созданы грузопассажирский самолет С-80ГП, сельскохозяйственный самолет С-38 и др.

Доктор технических наук (1998), почетный профессор КГТУ им. А. Н. Туполева (1997). Депутат Верховного Совета СССР (1989–1991). Награжден орденами и медалями СССР и РФ.

М. П. Симонов являлся президентом Международного авиационного консорциума (МАК) «Гражданские самолеты», созданного в 1988 году на базе ряда предприятий Казани и Москвы, НИИ РФ, ОКБ Сухого.

Редакцией журнала «Aviation week and Space Technology» в 1998 году был назван «легендой года». Его имя занесено на доску почета Зала Славы Национального музея авиации и космонавтики в г. Вашингтоне (США).

2014 год был посвящен памяти М. П. Симонова, в честь этого предприятию ОКБ «Сокол» (Казань) было присвоено его имя. На предприятии был открыт памятник и создан музей М. П. Симонова. В КНИТУ-КАИ установлен бюст М. П. Симонова в третьем учебном здании, где он учился и работал с 1951 по 1969 год, на первом учебном здании появилась мемориальная доска. В этот год состоялась традиционная Региональная студенческая Олимпиада по самолетостроению им. М. П. Симонова, а также прошел велопробег на кубок М. П. Симонова по маршруту: Казань – Ульяновск – Самара – Нурлат – Набережные Челны – Чистополь – Алексеевск – Казань протяженностью 1300 км.

Памятные доски открыты в г. Каменске-Шахтинском на здании средней школы №3, которую Михаил Петрович окончил в 1947 году, в Москве на доме, где он жил с 1988 по 2011 год.

Велопробег. Впереди - М. П. Симонов. 1953 г.

Симонов М. П. Коллектив СКБ-1 КАИ. Испытание на прочность крыла планера КАИ-6. 1956 г.

Симонов М. П., советский и российский авиаконструктор, генеральный конструктор ОКБ Сухого. 2007 г.