Отображение сетевого контента
АРЖАНОВ Николай Николаевич (1913–1976)
Лётчик-испытатель Казанского авиационного завода (1944–1964). Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР.
Родился в д. Вокшево Костромской области. Во время учебы в КАИ в числе первых студентов окончил аэроклуб и Высшую инструкторскую школу летчиков, был назначен начальником филиала Казанского аэроклуба при институте, который занимался подготовкой летчиков, планеристов и парашютистов из числа студентов.
В 1936–1937 гг. работал начальником филиала Казанского аэроклуба. За это время лично подготовил шесть лётчиков запаса ВВС и среди них свою будущую жену Таисию Ивановну Вострову, с которой счастливо прожил всю жизнь.
После окончания с отличием самолетостроительного факультета был направлен на Казанский авиационный завод. Работал инженером-конструктором КБ, начальником летно-испытательной станции, летного отряда. С 1944 по 1964 год – летчик-испытатель, летчик-испытатель I класса, с 1965 года инженер-конструктор.
За 20 лет безаварийных полетов внес много творческих элементов в исследование и испытание новых образцов авиационной техники. Летал на самолетах У-2, ТБ-3, Р-5, АНТ-40 (СБ), Пе-2, Ю-52, Ил-12, Ли-2, Ту-4, Ту-16, ДБА, УТ-2, УТ-3.
В 1940 году вместе с Героем Советского Союза Г. Байдуковым испытывал первый самолет АНТ-42 (ТБ-7), впоследствии – Пе-8. В 1941 году на этой машине в звене под руководством Героя Советского Союза М. Водопьянова выполнял первый полет на дальность.
За годы Великой Отечественной войны опробовал и испытал в воздухе свыше 1200 боевых машин. После войны испытывал первые реактивные пассажирские самолеты Ту-104 Б, Ту-110 А, Ту-110 Б, Ту-110 Е. Дважды на испытанных им самолетах принимал участие в воздушных парадах на Красной площади в Москве.
В октябре 1941 года в Казань из Москвы был эвакуирован авиационный завод № 22. Вскоре оба завода были объединены, а Николай Николаевич был назначен заместителем начальника лётно-испытательной станции объединённого завода. Но небо продолжало манить его, и он перешёл на должность лётчика-испытателя.
После ухода в 1964 году с лётной работы Николай Николаевич с родным заводом не расстался и продолжал работать на нём в должности инженера до последнего дня своей жизни. Принимал активное участие в общественной жизни предприятия, постоянно избирался делегатом на партийные конференции, был членом партийного комитета цеха.
За героизм и мужество, проявленные при испытании современных реактивных самолетов, за многолетнюю творческую работу по испытаниям и исследованию новых образцов авиационной техники Н.Н. Аржанову были присвоены почетные звания Героя Советского Союза (1957) и заслуженного летчика-испытателя СССР (1961). Он награжден орденами: Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», двумя орденами Красной Звезды.