Web Content Display
Работа по грантам
Проект при поддержке фонда президентских грантов.
Название проекта «Подготовка тьютора с ограниченными возможностями здоровья по слуху как необходимого звена в инклюзивном образовании»
Сроки реализации 1 декабря 2017 года, время окончания и подведения годовых итогов – 30 ноября 2018 года.
Цель проекта – подготовить глухих и слабослышащих выпускников вуза к проведению занятий в школе, среднем учебном заведении и вузе в качестве тьюторов
Этапы реализации:
- Подготовка УМК по 6 дисциплинам и аудио-видео словарей жестов к этим УМК; (отчёт 10 мая)
- Адаптация учебных фильмов; (отчёт 5 сентября)
- Создание новых учебных фильмов, напасание 6 учебно-методических пособий по заявленным дисциплинам и подготовка тьютеров к ведению занятий (в школе, среднем и высшем учебных заведениях) (отчёт 30 ноября)
I зтап
Результаты первого этапа реализации проекта (Подготовка УМК по 6 дисциплинам и аудио-видео словарей жестов к этим УМК):
Адаптивный курс физики https://bb.kai.ru:8443/webapps/blackboard/content/listContentEditable.jsp?content_id=_292808_1&course_id=_14175_1&mode=reset
Теоретические основы химии
Сопротивление материалов
Адаптивный курс начертательной геометрии
Психоакустика и основы медико-технической реабилитации
Результаты первого этапа реализации президентского гранта опубликованы в журнале ВЕС (№4 2018г. а так же на сайте ВОГ.
II этап
Очередной этап большого пути
Коллектив преподавателей и сотрудников КУИМЦ, работающих по президентскому гранту, взял очередную высоту: создано 5 новых учебных фильмов – 3 фильма по математике по темам: «Умножение матриц», «Вычисление определителя третьего порядка. Часть 1, теория», «Вычисление определителя третьего порядка. Часть 2, практика»; один фильм по физике по теме «Радиоактивность. Альфа, бета, гамма-излучения» и один фильм по химии по теме «Титриметрический метод определения концентрации кислоты».
Созданию фильмов предшествовала серьезная работа по отбору представляемого материала, его редактированию, по методике его преподнесения в видеоформате. Учебные фильмы проходили апробацию в аудитории обучающихся с проблемами слуха. Такие пробные просмотры давали создателям фильмов возможность учитывать все пожелания аудитории и искать новые пути решения возникающих проблем.
Все фильмы сопровождены глоссарием, который призван подготовить обучающихся к восприятию нового материала и расширить их словарный запас.
Звучащий в кадре голос дублируется титрами и профессиональным сурдопереводом на русский жестовый язык. Разработчики фильмов постарались максимально учесть особенности восприятия новой сложной научной информации обучающимися с проблемами слуха: выдержан удобный темп речи, минимизирована речевая загруженность фраз, последовательность появления на экране титров и сурдоперевода выстроена так, чтобы не отвлекать внимание смотрящего от содержания лекции.
Данные фильмы являются частью учебно-методического комплекса по соответствующим дисциплинам и призваны помочь в усвоении учебного материала.
Материал, подаваемый в такой форме, имеет много неоспоримых преимуществ, важнейшим из которых является возможность пересматривать фильмы столько раз, сколько это необходимо для прочного усвоения информации.
Кроме вновь созданных фильмов, оттитрованы 6 фильмов по математике, физике и химии. Теперь они доступны для обучения студентов с проблемами слуха. Текстовый материал титров также прошел определенную адаптацию к речевым возможностям аудитории с проблемами слуха.
Проделанная коллективом работа – начало большого пути, призванного сделать образование доступным для всех граждан нашей страны.
Результаты второго этапа реализации проекта
по математике:
//bb.kai.ru:8443/webapps/blackboard/content/listContentEditable.jsp?content_id=_293018_1&course_id=_14175_1;
по химии:
bb.kai.ru:8443/webapps/blackboard/content/listContentEditable.jsp?content_id=_292809_1&course_id=_14175_1&mode=reset;
по физике:
/bb.kai.ru:8443/webapps/blackboard/content/listContentEditable.jsp?content_id=_292808_1&course_id=_14175_1&mode=reset.
III зтап
Проект закрыт, но работа продолжается
30 ноября этого года закончился срок реализации проекта «Подготовка тьюторов с ограниченными возможностями здоровья по слуху», целью которого было внедрить в учебный процесс новую методику преподавания, где новый материал объясняет глухой тьютор. В ходе реализации проекта коллективом преподавателей технического вуза (КНИТУ-КАИ) для тьюторов были подготовлены учебно-методические комплексы (текст лекций и презентации) по техническим дисциплинам, созданы аудио- видео словари жестов, оттитрованы (адаптированы) обучающие фильмы по высшей математике, химии, физике, обучены тьюторы ведению практических занятий и лекций по готовым УМК.
Данный проект имел не только практическую направленность. В его основе лежала идея социальной адаптации людей с ограниченными возможностями по слуху. Сегодня, подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что польза глухих тьюторов на занятиях бесспорна.
Работа над проектом обнаружила следующие проблемы. С одной стороны, преподаватели, готовя глухих тьюторов к ведению занятий, столкнулись с тем, что глухой человек – это носитель иной культуры, соответственно и подходы к обучению нужны иные. С другой стороны, неслышащим людям очень сложно преодолеть себя и выбрать такую непростую публичную профессию, где они вынуждены общаться не только с глухими, но и cлышащими людьми. Глухой тьютор должен преодолеть социальную робость и научиться быть толерантным не только к глухим, но и слышащим, научиться быть ответственным за качество обучения.
Несмотря на то, что целевая группа проекта небольшая, решаемые задачи чрезвычайно актуальны, так как все большее количество людей с ограниченными возможностями хотят получить высшее образование и быть хорошими специалистами.
Использованная методика показала свою эффективность в ходе проведения занятий на базе казанского учебно-методического и научного центра (КУИМЦ) КНИТУ-КАИ. Данный метод обучения особенно эффективен там, где обучается не один неслышащий среди обычных студентов (в этом случае неусвоенный материал одним студентом не будет выявлен преподавателем), а где основной состав студентов имеют проблемы со слухом. Эффективность в данном случае нами была оценена по следующим показателям: посещаемость, успеваемость, заинтересованность (обратная связь с тьютором).
Эту методику мы уже можем предложить преподавателям и учителям специализированных школ, сузов, вузов. Так, 7 декабря 2018 г., состоится методическое совещание преподавателей КУИМЦ и преподавателей Казанского авиационного колледжа по передаче опыта ведения занятий и подготовке тьюторов.
На базе КУИМЦ прошли обучение первые тьюторы. Они провели свои пробные занятия, обменялись впечатлениями и, очень надеемся, что все они в последующем смогут устроиться в образовательные учреждения. Мы закрываем проект, но продолжаем работать и надеяться, что образование для людей с особыми потребностями станет более доступным, в том числе и благодаря тьюторам.