Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Открытые ЭОР в обучении будущих инженеров

16.03.2018

Материал предоставлен Научно-технической библиотекой им. Н. Г. Четаева в рамках постоянной рубрики.

Уважаемые преподаватели КНИТУ-КАИ, в рамках этой публикации мы рассмотрим информационное обеспечение учебного процесса открытыми электронными образовательными ресурсами.

В России использование электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) в учебном процессе предусмотрено ФГОС ВО и СПО по всем направлениям подготовки бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. В 2016 году Правительство Российской Федерации утвердило паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ», целью которого было заявлено «создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн человек к концу 2025 года». В рамках этого проекта реализуется и Проект «Национальная платформа открытого образования». «Открытое образование» – современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной ведущими университетами – МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО.  

 

 

 

Как отмечают создатели, Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» позволит эффективно, в течение нескольких лет сделать онлайн-обучение гармоничной частью сложившейся образовательной системы. При этом будет обеспечен свободный доступ граждан к обучающим онлайн-курсам любого уровня с возможностью зачета их прохождения учебными заведениями и получения сертификатов, подтверждающих успешное завершение учебы. Наконец, реализация этого проекта способствует интеграции среднего и высшего образования, преемственности в академической среде, проникновению онлайн-технологий в образование и эффективному их применению через повышение компетенций педагогов.

Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы был утвержден Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС РФ).

Летом 2017 года Министерство образования и науки Российской Федерации провело конкурс среди российских вузов на разработку элементов образовательной платформы. В число победителей конкурса вошли ведущие университеты страны: МГУ имени М. В. Ломоносова, НИТУ «МИСиС», университет ИТМО, УрФУ, Томский Государственный университет, Дальневосточный государственный университет и другие.

Рассмотрим некоторые результаты реализации проекта СЦОС РФ.

Сегодня число отечественных и зарубежных обучающих платформ исчисляется десятками, а онлайн-курсов – тысячами. Но для того, чтобы отыскать нужный онлайн-курс, необходимо потратить значительное время, и не факт, что он будет качественным и эффективным. Очевидно, что одна из главных целей реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» – объединение онлайн-платформ и отдельных онлайн-курсов под эгидой информационного ресурса, обеспечивающего доступ к ним по принципу «одного окна».

Воспользоваться возможностями ресурса «одного окна» может любой человек, независимо от места проживания и уровня образования.

Студентам он поможет на практике реализовать принцип виртуальной академической мобильности, предоставив им доступ к качественному образовательному контенту от ведущих вузов страны. При этом результаты прохождения онлайн-курса будут зачтены наравне с результатами очного обучения.

Преподавателям ресурс позволит изучить лучший отечественный педагогический опыт и даст возможность выделить больше времени на практические занятия со студентами и на повышение собственной квалификации. Людям, стремящимся получить новые знания или актуализировать навыки, он предоставит удобный и качественный сервис. Работодатели смогут напрямую высказывать свои пожелания к обучающему контенту, с целью привести его в соответствие с требованиями рынка труда. Образовательным платформам и создателям онлайн-курсов ресурс «одного окна» даст уникальную возможность расширить аудиторию, повысить качество своего продукта, предложит гибкий и удобный инструмент аналитики.

Таким образом, ресурс «одного окна» будет обладать рядом ключевых особенностей, делающих онлайн-обучение удобным, доступным и качественным:

  • - работать по принципу «одного окна», когда для доступа к материалам десятков образовательных платформ используется один ресурс;
  • - обеспечивать единую аутентификацию пользователей;
  • - отслеживать процесс обучения и фиксировать достижения;
  • - реализовывать механизм многоступенчатой оценки качества онлайн-курсов.

В настоящее время ресурс «одного окна» находится в опытной эксплуатации, осуществляется процедура подключения к ресурсу образовательных организаций и интеграции с платформами онлайн-обучения. Наш университет (КНИТУ-КАИ) подключился к этому ресурсу.

 

 

Каталог курсов доступен всем и открыт для использования.

На пресс-конференции, посвященной текущим результатам реализации приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», А.Б. Соболев отметил ориентированность Проекта, в первую очередь, на студентов, доступность качественного образования.

Напомним, что речь идет об открытых онлайн-курсах (MOOC).

Мы полагаем, что широкое распространение МООС (англ. Massive open online courses, MOOC) — интернет-курсы с массовым интерактивным участием и открытым доступом, одна из форм дистанционного образования – требует переосмысления электронного образования будущих инженеров. В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса, таким как видео, чтение и домашние задания, массовые открытые онлайн-курсы дают возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества студентов, преподавателей и ассистентов (TAS). В качестве аргумента, что этим надо заниматься приведем мнение Анантана Агарвала (профессор MIT, основатель EdX), который в одном из своих выступлений говорит об актуальности MOOC, но отмечает, что в данный момент дистанционное образование не может полностью заменить аудиторные занятия, однако их смешение позволит создать наиболее совершенную, экспериментальную форму обучения.

21 февраля 2018 года в Москве прошла проектная сессия «Опыт создания и встраивания онлайн-курсов (MOOC) в образовательные программы университетов». В мероприятиях приняли участие более 300 представителей вузов из 52 регионов России и стран СНГ. Как подчеркнули спикеры конференции, онлайн-образование – это тот драйвер, который сделает региональное образование более конкурентным, позволит интегрировать вузы страны в общее образовательное пространство, а в перспективе поможет решить проблему «утечки мозгов» из регионов.

13 марта 2018 года в Институте образования НИУ ВШЭ (Москва) были доложены результаты эксперимента, проведенного в Центре социологии высшего образования НИУ ВШЭ (И. Чириков, Т. Семенова, Н. Малошонок) по Проекту ФЦПРО «Исследование новых форм организации образовательного процесса с использованием открытых онлайн-курсов» (УрФУ, ВШЭ) по заказу Министерства образования и науки РФ. Для эксперимента были выбраны 3 вуза: 2 технических и классический университет. Отбор дисциплин был проведен по 5 критериям: обязательный курс в рамках ООП; студенты должны проходить курс в начале 2 года обучения; на НТОО должен быть размещен аналогичный курс; онлайн-курс должен соответствовать ФГОС; онлайн-курс должен быть предназначен для выбранных направлений подготовки. В качестве дисциплин были выбраны инженерная механика и технология конструкционных материалов. Обучение велось в трех форматах: традиционный, смешанный и онлайн. Сравнение групп велось по уровням освоения дисциплины, удовлетворенности форматом курса, вовлеченности в освоение дисциплины. Кратко полученные результаты:

  • - Формат обучения не влияет на результаты студентов;
  • - Студенты, обучавшиеся в онлайн-формате, менее удовлетворены своим курсом;
  • - Студенты скорее предпочитают традиционный или смешанный формат обучения;
  • - Один из курсов оказался сложнее для прохождения онлайн;
  • - В одном из курсов студенты тратят меньше времени для прохождения его онлайн.

Обобщающие выводы:

  • - Формат обучения (онлайн, смешанный, традиционный) не влияет на образовательные результаты студентов.
  • - Студенты пока настороженно относятся к онлайн-формату обучения, предпочитая ему смешанный или традиционный.
  • - Некоторые МООС могут оказаться более сложными для прохождения в полностью онлайн-формате.
  • - В рамках некоторых MOOC студенты могут инвестировать меньше времени в их прохождение онлайн.
  • - Также отмечено, что низкий уровень самоэффективности студентов отрицательно влияет на обучение в онлайн-формате.

Можно ли эти результаты распространить на широкий круг инженерных вузов? Конечно, пока нет, так как это был «полевой» эксперимент с определенными ограничениями, но некоторые выводы аналогичны результатам, полученным работниками Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ ( см. новости от 9.03.2018, 23.02.2018 и др.)

P.S. В рамках методического обеспечения очного обучения по ООП в РПУД в разделе 4. Обеспечение дисциплины необходимо привести сведения об информационном обеспечении дисциплины: в подразделе 4.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины приводятся основная, дополнительная, методическая литература, и методические рекомендации, а в подразделе 4.2. Информационное обеспечение приводится основное информационное обеспечение, где указываю имеющиеся ЭОР в LMS BlackBoard (собственные ресурсы КНИТУ-КАИ) в поддержку этой дисциплины, и теперь по рекомендации МОиН РФ следует указывать перечень МООК с площадки Открытого образования России.

Полезные материалы:


Автор:
Научно-техническая библиотека им. Н. Г. Четаева