Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».
Напомним, что в предыдущих материалах рубрики (1, 2) наиболее значимым событием в области электронного обучения в КНИТУ-КАИ в 2019 году было названо начало разработки МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в нашем университете. Там же были рассмотрены основные этапы этого процесса:
– этап проектирования МООК;
– производственный этап;
– этап сопровождения МООК на онлайн-платформе.
Пришло время оценить текущее состояние дел в этом направлении и сделать некоторые выводы.
На каком этапе находится сейчас разработка МООК в КНИТУ-КАИ?
Успешно преодолев этап проектирования, авторские коллективы уже в январе 2020 года перешли к производственному этапу разработки МООК. Этот этап предполагает подготовку всех материалов онлайн-курса и их выставление на онлайн-платформе. В качестве последней по ряду критериев была выбрана платформа Stepik. Сотрудниками Отдела ЭТвО на Stepik’e был создан «Демонстрационный курс для авторов КНИТУ-КАИ». Курс является практико-ориентированным; он содержит множество примеров реализации заданий различных типов (на Stepik’e существует более 10 типов заданий), а также примеров реализации практических занятий и лабораторных работ.
Для всех разрабатываемых МООК на Stepik’e организованы рабочие «площадки», где уже создана структура каждого курса, начато создание объектов и выставление материалов.
Особое место среди материалов онлайн-курсов принадлежит учебному видео. С одной стороны видео – это «лицо» курса, это то, что делает курс интересным и привлекательным для слушателей, «погружает» их в предметную область, знакомит с проблематикой научной дисциплины… С другой стороны – производство учебного видео – это самая сложная, самая трудо-, время- и финансово-затратная задача, возникающая при разработке МООК. Создание качественного видео требует очень тщательной предварительной подготовки, учёта огромного количества факторов. О самых основных требованиях к учебному видео было сказано в материале, сейчас же можно сделать некоторые выводы из опыта авторов МООК. Итак,
Что показал опыт создания учебного видео авторами МООК?
Во-первых, нужно отметить, что производство видеоресурсов (несмотря на объективные трудности с подготовкой помещений и настройкой оборудования) уже поставлено на поток. На сайте Отдела ЭТвО в разделе «Медиатека» создан подраздел «График записи учебного видео», где представлен «живой» календарь проведения видеосъёмок. На данный момент создано уже около 20 учебных видеороликов для разрабатываемых МООК. Это – большой опыт, полученный и авторами, и инженером Отдела ЭТвО Игорем Ермолаевым, непосредственно обеспечивающим как видеосъёмку, так и последующую обработку отснятого материала (postproduction).
Главный вывод, который можно сделать из полученного опыта, подтверждает тезис о необходимости самой тщательной предварительной подготовки к записи видео. Видео – это не «озвучка» конспекта, не чтение лекции на камеру. Современное учебное видео – это качественно новый уровень представления учебного материала. Это – своего рода синтез ораторского искусства, киноискусства, психологии, педагогики, эстетики, и, конечно, собственно, изучаемой предметной области.
При подготовке к видеозаписи автор онлайн курса должен ответить себе на вопросы:
– какую часть лекционного материала я буду выносить на видео? Почему именно этот материал?
– как видеоресурсы будут дополнять текстографические материалы лекции?
– какие результаты обучения будут достигнуты слушателями после просмотра видео?
– как можно проверить эти ожидаемые результаты обучения?
Огромное значение имеет правильность составления сценария видео (подробного плана выступления) и качество презентации как основы видеоресурса. Презентация должна не просто сопровождать видео в качестве эффектного фона, она должна визуализировать мысль спикера. Не следует перегружать презентации бессодержательными слайда – это только отвлекает слушателя. Непродуманный сценарий или некачественная презентация могут привести к тому, что весь труд по созданию видеоролика окажется напрасным (на заметку: чтобы создать качественный 10-минутный ролик, уходит от 3 до 6 часов напряжённой работы режиссёра и оператора-монтажёра).
Не менее важны такие аспекты, как качество речи (дикция, эмоциональность, грамотность, интонационный окрас, тембр голоса и прочее), харизма преподавателя, его внешний вид (одежда, причёска, макияж), манера держаться в кадре и так далее.
Безусловно, дело стоит того, чтобы отнестись к нему со вниманием. Да, в процессе работы в студии еще очень важна помощь и поддержка режиссёра, но при этом спикеры (преподаватели) получают возможность реализовать свои творческие замыслы в совершенно новой среде, визуализируя необходимые модули своих онлайн-курсов. Как бы это ни казалось парадоксальным, даже заядлые скептики, прошедшие «обкатку» в разработке учебных видеолекций, часто обнаруживают себя в роли весьма требовательных режиссёров-постановщиков своих учебных роликов. Дело захватывает не вопреки, а благодаря сложившейся в последние годы ауре учебного видео, доступности инструментальной базы, виртуализации видеосреды.
Мы сделали лишь самые общие выводы из опыта разработки МООК в КНИТУ-КАИ. Надеемся, что они окажутся полезными не только авторам – победителям Конкурса на создание МООК 2019 года, но и будущим авторам онлайн-курсов – это могут быть как МООК, так и курсы формата «SPOC» (англ.: Small Private Online Course, т.е. «маленькие частные онлайн-курсы»). Последние наиболее удобны для смешанного обучения, в частности, для реализации программ дополнительного образования.
Формат публикации не позволяет нам подробнее рассмотреть названные аспекты разработки видеоресурсов для МООК. Будем рады ответить на Ваши вопросы и предложения по этой проблематике.
Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:
– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;
– электронную почту: bergamo@inbox.ru, oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;
– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.
Ждём Ваших вопросов и предложений.
Источники:
1. С какими итогами авторы МООК подходят к концу года? // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 29.11.2019.
2. МООКи от КНИТУ-КАИ – ключ на старт! // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 19.04.2019.
3. МООКи от КНИТУ-КАИ – вторая ступень подготовительного этапа // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.05.2019.
4. Демонстрационный курс для авторов КНИТУ-КАИ // Интернет-ресурс (требуется регистрация).
5. Что такое «хорошо» и что такое «плохо», если речь идет о МООК? // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 31.05.2019.
6. Искусство презентации как основа создания качественного контента // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 18.10.2019.
- Автор:
- Отдел электронных технологий в образовании