Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

МООКи от КНИТУ-КАИ – ключ на старт!

19.04.2019

Материал подготовлен Отделом электронных технологий в образовании в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Внедрение онлайн-обучения в КНИТУ-КАИ, до недавнего времени составлявшее предмет оживлённых дискуссий [1–3], начинает приобретать более конкретную форму. К настоящему времени определились авторские коллективы и названия онлайн-курсов, которые они будут создавать. На состоявшемся 10 апреля 2019 года совещании руководителей и членов авторских коллективов с проректором по образовательной деятельности и воспитательной работе Алексеем Лопатиным и сотрудниками Отдела электронных технологий в образовании (ЭТвО) был утверждён план-график работ по реализации первого этапа жизненного цикла Массовых открытых онлайн-курсов (МООК) – подачи заявки на Конкурс по созданию онлайн-курсов.

Здесь и в последующих материалах рубрики мы будем освещать ход реализации процесса создания МООК в КНИТУ-КАИ и отвечать на вопросы, наиболее часто возникающие в этой связи у преподавателей университета.

Как будет организован контроль разработки МООК в КНИТУ-КАИ?

На упомянутом выше совещании было решено осуществлять координацию и мониторинг всех видов работ по созданию МООК в КНИТУ-КАИ с помощью специально созданного с этой целью электронного курса в MOODLE «Организационная площадка для создания МООК» [4]. Ближайшие задачи на данный момент – это:

  1. Заполнение заявки (Формы 1 и 2) – сведений о разрабатываемом МООКе и о его авторах;
  2. Подготовка к записи (составление сценария) пробного видео для МООКа.

Каждая задача имеет свои дедлайны и контрольные точки: для первой задачи это 15, 19 и 24 апреля, для второй – 17, 24 и 30 апреля соответственно.

Наличие электронного курса делает весь процесс производства МООК совершенно прозрачным и удобным для контроля – как методического, со стороны Отдела ЭТвО, так и административного, со стороны проректора по ОД и ВР.

Отличается ли проектирование МООК от проектирования электронного курса для поддержки очного обучения (например, в Blackboard)?

Да, отличается, и принципиально. Но сначала нужно сказать о том общем, что характерно и для курсов в поддержку очного обучения, и для онлайн-курсов. Современные образовательные стандарты предусматривают не «знаниевый» (как было ещё в недавнем прошлом), а компетентностный подход, ставящий во главу угла результаты обучения. Именно от ожидаемых результатов обучения должно начинаться проектирование курсов – и это в обоих случаях. Однако способы достижения этих результатов, способы выстраивания образовательной траектории кардинально различаются при веб-поддержке обучения и при обучении онлайн. Отсюда и различия в методике и технологии проектирования курсов.

В упомянутой выше Форме 1 авторам предстоит выполнить реструктуризацию рабочей программы дисциплины, для которой они собираются создавать МООК: основной «единицей» учебного процесса становится неделя (а не тема, как при очном обучении). Весь учебный материал подлежит разбивке на недельные «блоки», для каждого из них должны быть указаны названия тем и выполнена «расчасовка» по всем видам учебных занятий для достижения планируемых результатов обучения. Важно, чтобы нагрузка была равномерной: рекомендуемый объём – не более 9 часов в неделю при 16-недельном обучении. Наличие тщательно продуманного понедельного плана существенно упрощает дальнейший процесс проектирования МООК.

Как выдерживается принятый график работ?

В задаче заполнения Форм 1 и 2 конкурсной заявки на создание МООК по состоянию на 18 апреля 2019 года первые две контрольные точки успешно прошли следующие авторы и авторские коллективы:

  • - профессор кафедры Материаловедения, сварки и производственной безопасности ИАНТЭ Татьяна Александровна Ильинкова (курс «Материаловедение. Технология  конструкционных материалов»);
  • - группа преподавателей кафедры Экономики и управления на предприятии ИУЭиСТ во главе с заведующим кафедрой Газизом Фуатовичем Мингалеевым (курс «Экономика предприятия и цифровое производство»);
  • - группа преподавателей кафедры Прикладной математики и информатики ИКТЗИ, руководимая профессором Светланой Владимировной Новиковой (курс «Компьютерное моделирование»);
  • - авторский коллектив кафедры Производства летательных аппаратов ИАНТЭ, возглавляемый заведуюшим кафедрой Валентином Илдаровичем Халиулиным (курс «Технология интегральных конструкций из композитов»);
  • - доцент кафедры Философии ИЭУиСТ Алия Хазиахметовна Гимазетдинова (курс «Философия»);
  • - старший преподаватель кафедры Промышленной и экологической безопасности ИАЭП Александр Викторович Кузьмин (курс «Пожаровзрывозащита, часть 1»).

Что касается составления сценария пробного видео, здесь у преподавателей  возникли определённые трудности, связанные с недопонимаем места и роли учебного видео в МООКах. Специалистами Отдела ЭТвО в настоящее время готовятся методические рекомендации по проектированию МООК и разработке сценариев видеолекций.

МООК – это видеозапись аудиторной лекции?

Действительно, так думают многие преподаватели. Но это мнение ошибочно. Самое трудное для понимания – это тот факт, что 1 час аудиторной лекции должен быть представлен в МООКе видеороликом продолжительностью 5 – 10 минут. Дело в том, что учебное видео в МООКах выполняет принципиально иную функцию, нежели просто «оцифровка» устной речи преподавателя.

Во-первых, учебное видео ни в коей мере не заменяет собой лекционный материал! МООК в обязательном порядке должен содержать полный текст и презентацию каждой лекции:

– презентация – это своего рода визуальный путеводитель по учебному материалу. Её назначение – помочь обучаемому охватить содержание темы в целом, понять структуру учебного материала, выделить основные «опорные точки»;

– учебный видеоролик – это концентрированное изложение проблематики, рассматриваемой в рамках изучаемой темы, основных принципов и подходов к её исследованию. Кроме того, назначение учебного видео состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемого в освоении материала, выработать у него понимание важности исследуемой проблемы, а также понимание того, зачем это нужно ему лично.

В помощь авторам МООК специалистами ОЭТвО подготовлена подборка соответствующих методических материалов. Надеемся, что авторам будет полезна коллекция хороших видеолекций, предлагаемых в МООКах ведущих российских вузов, а также видеоинструкция «Как записывать видеолекцию?» от Вятского государственного университета (ВятГУ, г. Киров) [5] – всё это можно найти в электронном курсе [4].

Для более подробного изучения разнообразных аспектов создания МООК, в том числе – записи учебного видео, советуем авторам записаться на онлайн-курс [6] и другие (бесплатные до конца 2019 года) онлайн-курсы повышения квалификации от МГУ [7] (в [8] мы поделились собственным опытом обучения на одном из них, а в [9] проанализировали итоги посвящённого тематического вебинара «Проект МГУ в области онлайн-обучения «Университет без границ»»).

Уважаемые коллеги! Коллектив ОЭТвО открыт для обсуждения любых аспектов электронного обучения в КНИТУ-КАИ, в том числе и вопросов создания  МООК. Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

– электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;

– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ».

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники:

1. Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: учебно-методические семинары // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 08.02.2019.

2. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ: итоги года и новые задачи // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 12.01.2018.

3. Открытые онлайн-курсы в вузах: организационно-финансовые аспекты // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 14.12.2019.

4. «Организационная площадка для создания МООК» // Электронный курс ОЭТвО.

5. Как записывать видеолекцию? // Видеоинструкция ВятГУ.

6. Основы видеопроизводства для массовых открытых онлайн курсов (МООК) // Онлайн-курс МГУ.

7. Курсы повышения квалификации для преподавателей МГУ им. М. В. Ломоносова (проект «Университет без границ»).

8. «Педагогическое обеспечение онлайн-обучения»: полезный курс от МГУ // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 22.03.2019.

9. Опыт МГУ в онлайн-обучении. Проект «Университет без границ» // Материал рубрики «Новости» Портала КНИТУ-КАИ от 18.02.2019.


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Московские и нижегородские студенты впечатлены КАИ и Казанью

22.07.2024

Программа Объединенной авиастроительной корпорации «Корпоративная межрегиональная практика» подошла к концу

Выпускник КНИТУ-КАИ Ван Цзяньюань: «Скучаю по КАИ»

22.07.2024

Быть КАИстом перестать невозможно, где бы ты в итоге ни жил и сколько бы времени ни прошло

В России растет доля студентов, удовлетворенных учебой в вузе

22.07.2024

Статистика КНИТУ-КАИ подтверждает данные соцопроса, проведенного ВЦИОМ и платформой «Неравнодушный человек»

КАИсты о КАИ. Карина Вахрушева (ИАЭП):

22.07.2024

«Я верю, что мы достигнем больших вершин»

Федорову Игорю Игоревичу -75

19.07.2024

19 июля 2024 года исполняется 75 лет со дня рождения доцента кафедры КиПЛА Федорова Игоря Игоревича

ПИШ КАИ представила перспективы своего развития

19.07.2024

Выставку передовых инженерных школ развернули на китайско-российском форуме по наращиванию инженерного потенциала

Я - выпускник КАИ

19.07.2024

Радик Хасанов: Верю, будущие выдающиеся конструкторы, будущие руководители высокотехнологичных компаний начинаются здесь, в КАИ!

КАИсты о КАИ. Михаил Демин (ФМФ):

19.07.2024

«Совпало идеально: и город, и направление обучения, и вуз, который можно назвать одним из лучших»

Шайхутдинову Ильязу Гаязовичу - 80

19.07.2024

19 июля исполняется 80 лет старшему преподавателю кафедры теоретической и прикладной механики и математики И.Г. Шайхутдинову