Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

МООКи от КНИТУ-КАИ – вторая ступень подготовительного этапа

17.05.2019

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Разработка массовых открытых онлайн-курсов (МООК) – быстро развивающаяся во всём мире сфера университетской деятельности. Как и в других вузах, разработка МООК в КНИТУ-КАИ осуществляется на конкурсной основе. Конкурс, напомним, проводится путём отбора заявок (содержащих сведения о МООКе и об авторском коллективе) и пробных видеороликов.

По состоянию на 15 мая 2019 года в Отдел электронных технологий в образовании (ЭТвО) поступило девять заявок на разработку МООК от шести учебных подразделений КНИТУ-КАИ: ИАНТЭ, ИКТЗИ, ИАЭП, ИРЭТ, ИУЭиСТ, ФМФ. Теперь на первый план выходят вопросы мониторинга хода выполнения проекта.

«Организационная площадка для создания МООК» как центр «управления полётом»

Как было сказано в [1], для оказания методической и организационной помощи авторам МООК сотрудниками Отдела ЭТвО был разработан электронный курс [2]. Структура курса соответствует этапам проведения Конкурса и процесса разработки МООК. Для каждого этапа сотрудниками Отдела подготовлены соответствующие методические материалы и рекомендации (видеоролики, презентации, текстовые документы). Основа этих материалов – результаты творческого анализа и осмысления опыта российских вузов, лидирующих в сфере онлайн-образования: МГУ, УрФУ, ТГУ, СпбПУ, ВятГУ и других.

Поскольку, как известно, «лучше один раз увидеть…», мы предлагаем авторам будущих МООК ознакомиться в качестве примера с онлайн-курсом «Инженерная механика» [3] Уральского федерального университета. Этот курс занял 1 место в номинации «Лучшая практика создания открытых онлайн-курсов» на четвертом международном конкурсе открытых онлайн-курсов «EdCrunch Award OOC 2018». Знакомство с «Инженерной механикой» поможет преподавателям КНИТУ-КАИ в проектировании структуры разрабатываемых ими онлайн-курсов, в распределении учебной нагрузки по видам занятий, реализуемых средствами системы управления обучением, в проектировании практико-ориентированных заданий. Предлагаем ознакомиться с анализом структуры модуля/недели МООК, проведённого нами в [4].

Обращает на себя внимание и тот факт, что курс разработан большой командой, в которую входят как преподаватели вуза, так и программисты, и технические специалисты. Запись на курс открыта до 2 июня 2019 года, поэтому участникам проекта следует поторопиться!

Напомним, что мониторинг разработки МООК в КНИТУ-КАИ предполагает ряд «контрольных точек» на каждом этапе – на «Организационной площадке» они реализованы как задания. Выполняя их, конкурсанты размещают в системе те или иные материалы для своих будущих МООК. Это обеспечивает прозрачность процесса, позволяет оперативно выявлять и устранять возникающие проблемы.

К настоящему времени Этап I (формирование конкурсных заявок) успешно пройден, ведётся работа по реализации Этапа II – подготовке к записи пробных видеороликов.

Подготовка к записи пробного видео: в чём сложность этого этапа?

Современное учебное видео – это не просто фиксация вербального процесса, это – самостоятельный учебный продукт. Качество его определяется, в первую очередь, качеством сценария. (Не следует путать понятия «сценарий» и «текст лекции»!) Важное значение имеют визуальные и звуковые материалы, используемые в учебном видео: презентации, фотографии, схемы, рисунки, аудио-включения. Роль преподавателя здесь вообще трудно переоценить – это не просто диктор, зачитывающий текст лекции, а рассказчик, собеседник, исследователь, который должен объяснить проблематику дисциплины, дать ключ к пониманию наиболее сложных и важных моментов, заинтересовать обучаемого, «погрузить» его в предметную область. Автор МООК – это не только блестящий специалист в той или иной области науки и техники, но, отчасти, и сценарист, и артист, и психолог. Конечно, нельзя умалять и роль технических специалистов, участвующих в создании учебного контента, нельзя игнорировать вопросы, связанные с выполнением определённых требований к видеооборудованию  и условиям видеопроизводства. Напомним, что вопросам создания качественного учебного видео посвящены наши публикации [5] и [6].

Отделом ЭТвО совместно с авторами будущих МООК в настоящее время ведётся большая работа по подготовке сценариев и определению времени и места записи пробного видео.

Уважаемые коллеги! Коллектив ОЭТвО открыт для обсуждения любых аспектов электронного обучения в КНИТУ-КАИ, в том числе и вопросов создания МООК. Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники:

1. МООКи от КНИТУ-КАИ – ключ на старт! // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 23.04.2019.

2. Организационная площадка для создания МООК // Электронный курс ОЭТвО.

3. Инженерная механика // Онлайн-курс УрФУ.

4. Структура модуля МООК (на примере курса «Инженерная механика» УрФУ).

5. Учебный видеоконтент в инженерном образовании // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 15.06.2018

6. Учебный видеоконтент в инженерном образовании  (продолжение) // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 29.06.2018


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Московские и нижегородские студенты впечатлены КАИ и Казанью

22.07.2024

Программа Объединенной авиастроительной корпорации «Корпоративная межрегиональная практика» подошла к концу

Выпускник КНИТУ-КАИ Ван Цзяньюань: «Скучаю по КАИ»

22.07.2024

Быть КАИстом перестать невозможно, где бы ты в итоге ни жил и сколько бы времени ни прошло

В России растет доля студентов, удовлетворенных учебой в вузе

22.07.2024

Статистика КНИТУ-КАИ подтверждает данные соцопроса, проведенного ВЦИОМ и платформой «Неравнодушный человек»

КАИсты о КАИ. Карина Вахрушева (ИАЭП):

22.07.2024

«Я верю, что мы достигнем больших вершин»

Федорову Игорю Игоревичу -75

19.07.2024

19 июля 2024 года исполняется 75 лет со дня рождения доцента кафедры КиПЛА Федорова Игоря Игоревича

ПИШ КАИ представила перспективы своего развития

19.07.2024

Выставку передовых инженерных школ развернули на китайско-российском форуме по наращиванию инженерного потенциала

Я - выпускник КАИ

19.07.2024

Радик Хасанов: Верю, будущие выдающиеся конструкторы, будущие руководители высокотехнологичных компаний начинаются здесь, в КАИ!

КАИсты о КАИ. Михаил Демин (ФМФ):

19.07.2024

«Совпало идеально: и город, и направление обучения, и вуз, который можно назвать одним из лучших»

Шайхутдинову Ильязу Гаязовичу - 80

19.07.2024

19 июля исполняется 80 лет старшему преподавателю кафедры теоретической и прикладной механики и математики И.Г. Шайхутдинову