Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Онлайн-образование в России: тенденции и стратегия развития

07.09.2018

Отдел электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ возобновляет постоянную рубрику «Новости электронного обучения».

Заметным событием в области российского образования стал семинар-практикум «Онлайн-курсы и практика их использования в учебном процессе образовательных организаций», состоявшийся в июле 2018 года. Мероприятие имело практическую направленность: цель его проведения состояла в том, чтобы проинформировать руководителей вузов и преподавателей о современных тенденциях и перспективах онлайн-обучения, возможных моделях использования онлайн-курсов в учебном процессе, о технологических, нормативных и финансовых аспектах разработки и применения онлайн-курсов.

«Современные тренды и стратегия развития онлайн-образования в России»

– так назвался доклад [1], сделанный на семинаре заместителем председателя Комитета по профобразованию и подготовке кадров Деловой России, основателем компании «Профессиональное электронное образование» Александром Молчановым. Предлагаем преподавателям КНИТУ-КАИ ознакомиться с нашим анализом содержания доклада и принять участие в обсуждении возможностей внедрения онлайн-обучения в образовательную деятельность нашего университета.

Следуя принципам диалектики…

Докладчик начал анализ тенденций развития онлайн-образования с ретроспективы – первые шаги в этом направлении были сделаны более 30 лет назад, когда в вузах стал стихийно создаваться электронный контент в поддержку преподавания различных дисциплин. Сначала этим занимались в основном отдельные преподаватели-энтузиасты, позже появились организации, профессионально занимающиеся разработкой и реализацией электронной учебной продукции. В то время учебный контент был неотделим от носителя и сильно зависел от используемой операционной системы. Коммерческая реализация контента, по существу, означала продажу его цифрового носителя.

Эволюция компьютерной техники, операционных систем, программного обеспечения, носителей информации, развитие сети Интернет и появление облачных технологий привели к качественному скачку в области создания электронного учебного контента, а главное, – в способах организации доступа к нему: контент «оторвался» от цифрового носителя, стал бесплатным и доступным неограниченному кругу лиц. Появились открытые операционные системы, открытые образовательные ресурсы. В 2002 году Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology, MIT) создает среду открытых курсов (OpenCourseWare, OCW). Вначале это был фурор – видеолекции лучших профессоров одного из лучших университетов планеты бесплатно доступны всем желающим! Однако вскоре ажиотаж угас – из многих тысяч слушателей, записавшихся на открытые курсы, активно продолжали заниматься лишь несколько десятков. Стало ясно, что

Доступ к электронному учебному контенту – это еще не электронное обучение!

Несмотря на понимание того обстоятельства, что организация доступа к образовательным ресурсам не тождественна организации онлайн-обучения, создание массовых открытых онлайн-курсов (Massive Open Online Courses, MOOC) почти сразу же стало источником множества мифов и опасений. Основные лозунги противников этого явления звучали так: «Онлайн-обучение убьет высшее образование!», «MOOC разрушат университеты!». Эти страхи, безусловно, не обоснованы. Платформы MOOC (например, такие известные, как Coursera) существуют более 10 лет, и ни один университет за это время еще не закрылся.

На протяжении последних 10 лет основные ожидания академического сообщества были связаны с развитием электронного обучения за счет внедрения новых технологий и оборудования (интерактивных досок, гаджетов, программных продуктов), призванных сделать учебный процесс более интересным и привлекательным. На все это, заметим, вузы затратили немалые финансовые средства. Однако на этом пути многих ждало разочарование – сначала студенты стали приходить на лекции не с тетрадками и авторучками, а с гаджетами для выхода в Интернет (в том числе, и чтобы проверить сказанное преподавателем), а затем студенческие аудитории и вовсе стали пустеть. Апофеозом этого процесса стала сложившаяся практика видеозаписи студентами лекции, проводимой в аудитории, с последующим бесплатным размещением ее на видеохостинге YouTube. Возник вопрос:

В чем заключается роль преподавателя в условиях наличия открытого образовательного контента?

Как пояснили сами студенты, наличие качественного открытого образовательного контента означает необходимость кардинального изменения самого процесса обучения и, в первую очередь, видов учебной нагрузки и роли преподавателя в формировании образовательной траектории. Лекция, как модель коммуникации, остающаяся неизменной с XIV века, сегодня теряет актуальность. Современный преподаватель должен быть не только и не столько «живым носителем» информации, сколько организатором учебного процесса, практиком, ставящим конкретные задачи, разбирающим проблемные ситуации. Иными словами, преподавателями необходимо кардинально изменить свой подход к учебному процессу. Другой очень важный аспект современного образования – это

Новая мотивация к обучению в условиях цифровизации

Если два-три десятилетия назад понятия «образованность» и «успешность» были почти синонимами, то сегодня можно привести немало примеров сверхуспешных в той или иной сфере людей, не имеющих диплома о высшем образовании – взять хотя бы такие известные имена, как Стив Джобс, Билл Гейтс или Марк Цукерберг. Сегодня многие студенты считают, что, даже не завершив образование, они будут востребованы и успешны. Отчасти они правы – поскольку сейчас существуют широчайшие возможности для самообразования и саморазвития. Очевидно, что в современных условиях, когда происходит цифровизация жизни общества, вузам необходимо и изменять систему мотивации студентов к получению знаний, и совершенствовать методологию обучения за счет применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ([2], п. 23).

Документ «Цифровая экономика Российской Федерации» [3] детализирует положения «Стратегии…» до уровня конкретных мероприятий.

Мероприятие 1 – разработать механизм независимой аттестации (оценки) компетенций в рамках системы образования и рынка труда в условиях цифровой экономики (иными словами, каждый гражданин должен иметь возможность аттестовать сам себя, не выходя из дома, а затем предъявить паспорт компетенций работодателю). Это звучит почти фантастически, но первый опыт в этом направлении уже есть – он внедрен в первом в России университете, обеспечивающем профессиональное развитие человека в цифровой экономике – Университете НТИ «20.35» [4].

Мероприятие 2 – создать формат персональных профилей компетенций граждан и траекторий их развития, а также определить правила доступа к этой информации физических и юридических лиц в рамках пилотного проекта (иными словами, для каждого гражданина будет создаваться персональная траектория развития с учетом его потребностей и способностей к обучению).

Докладчик подчеркнул, что успех реализации стратегии развития цифрового общества в России во многом зависит от активности самих вузов – это касается разработки локальной нормативной базы, совершенствования методики обучения, поиска новых подходов к мотивации студентов.

«MOOC и пик хайпа», или «клиент всегда прав»

Основной характеристикой многочисленных платформ открытого образования, как подчеркнул А. С. Молчанов, является ориентация на клиента, то есть обучающегося (школьника, студента, специалиста, повышающего свою квалификацию, или слушателя, расширяющего свой кругозор). Единственный критерий качества онлайн-курса – его востребованность у обучающихся. Если слушатели массово уходят с курса, значит, он неинтересен и/или не полезен, и разработчикам курса нужно искать новые образовательные методики и технологии.

Здесь могут быть очень интересны результаты мониторинга развития цифровых технологий, проводимого издательством Gartner (на приведенном ниже рисунке показана «кривая хайпа» за 2017 год):

 

 

Первый локальный максимум этой кривой – так называемый «пик хайпа» – все новые технологии вызывают интерес до тех пор, пока они не достигнут этого пика. Затем происходит неизбежный спад. На этом этапе одни технологии отмирают, другие же, напротив, «обрастают» методиками применения и вызывают новую волну популярности. MOOC на данный момент уже прошли свой «пик хайпа», ажиотаж вокруг них уже утих, и они находятся на уровне обычного применения, так как про них уже все понятно. Сегодня «сползают по склону» такие нашумевшие в недавнем прошлом технологии как блокчейн и машинное обучение (при помощи роботов и искусственного интеллекта).

Итак, главный вопрос:

Что ждет цифровой мир в ближайшем будущем?

Во-первых, кардинально изменится модель коммуникации. Исчезнет классно-урочная система, так как она не обеспечивает обучение в индивидуальном темпе. Лекции будут вытесняться индивидуальными практическими заданиями, предусматривающими проектную деятельность. «Команда» такого проекта может быть виртуальной – она может состоять из нескольких десятков и даже сотен человек, совместно решающих одну и ту же задачу, общаясь через интернет.

Во-вторых, дисциплину можно будет изучать не только большими блоками, но и маленькими пятиминутными «треками».

В-третьих, индивидуализация образовательных траекторий приведет к отмене формальных сроков обучения.

В-четвертых, большое значение будет иметь индивидуальное портфолио – что, как и где изучал данный человек, включая кружки и секции по интересам, реализованные проекты и так далее.

В-пятых, изменится форма обучения – «перевернутый класс» станет основным форматом учебных занятий; кардинально изменится содержание очного контакта.

В-шестых, формирование «индивидуальных портфолио» приведет к отмене традиционных форм и уровней образования.

Этот список можно продолжать и дальше, но мы предлагаем уважаемым читателям – преподавателям и сотрудникам КНИТУ-КАИ – ознакомиться с видеозаписью выступления А. С. Молчанова см. в ([5], 00:38:00 – 01:10:00) и с процитированными здесь источниками и поделиться с нами своими мнениями по рассмотренным здесь вопросам.

Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании Вы можете использовать:

форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;

Ждем Ваших вопросов и предложений по вопросам о модернизации образовательной деятельности нашего университета в связи с реализацией стратегии развития онлайн образования в России.

Источники

  • 1. А. С. Молчанов. Современные тренды и стратегия развития онлайн-образования в России (презентация доклада). [Интернет-ресурс]. URL:
  • http://openedu.urfu.ru/files/seminar/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2_03-07-18.pdf
  • 2. Видеозапись первого дня семинара. [Интернет-ресурс]. URL: https://youtu.be/da0lUj94sAQ
  • 3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203)
  • 4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р)
  • 5. Университет НТИ «20.35». URL: http://2035.university

Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

ИИЭиП провел первое заседание совета партнеров

19.04.2024

В его состав вошли представители двенадцати предприятий, финансовых и общественных организаций

КАИсты – доноры крови: это не геройство, это должно стать частью жизни

19.04.2024

Порядка 20 студентов КНИТУ-КАИ ежемесячно участвуют в донациях

«Студвесна -2024»: в КНИТУ-КАИ выявили самых ярких

19.04.2024

Итоги фестиваля «Студенческая весна» были подведены в Казани. Два Гран-при достались команде Колледжа информационных технологий

Студенты КНИТУ-КАИ побывали на производственных площадках Казани

19.04.2024

Будущие инженеры и технологи воспользовались возможностью оценить карьерные перспективы заранее

Фан-клуб КНИТУ-КАИ – один из лучших в России

19.04.2024

Фан-клуб КНИТУ-КАИ вышел в финал, став вторым в заочном этапе рейтинга АССК России

«Технополис-КАИ» в третий раз стал базой для обучения студотрядовцев

19.04.2024

У всех заинтересовавшихся еще есть возможность присоединиться к одной из групп в Казани, Альметьевске или Чистополе

КАИ участвует в образовательных выставках в России и за рубежом

18.04.2024

Будущих студентов привлекают и гонками на FPV-дронах

В КНИТУ-КАИ провели День кораблестроителя

18.04.2024

Студенты встретились с представителями молодежной организации судостроительной корпорации «АкБарс»

КАИ принял международную конференцию по автомобилестроению

18.04.2024

18 апреля в вузе обсуждали инновационные технологии на транспорте