Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Открытые онлайн-курсы в вузах: организационно-финансовые аспекты

14.12.2018

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Внедрение онлайн-обучения в образовательную деятельность университетов, очевидно, является одной из современных тенденций развития образования во всём мире. Вместе с тем это очень сложный и многосторонний процесс, требующий тщательной предварительной подготовки. В первую очередь, это касается подготовки специалистов, участвующих в реализации образовательных программ с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Подготовка специалистов по онлайн-обучению как необходимый этап внедрения ЭО, ДОТ в вузе: опыт Уральского федерального университета.

«Организационно-финансовые модели использования открытых онлайн-курсов в образовательных программах университета» – так назывался вебинар, организованный Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования (НПОО)» [1] 3 декабря 2018 года Ведущая вебинара – начальник отдела финансов и маркетинга Института технологий открытого образования (ИТОО) Уральского федерального университета (УрФУ), член Правления Ассоциации НПОО Александра Владимировна Кузьмина – подчеркнула, что проблема подготовки кадров, способных эффективно применять ЭО, ДОТ при обучении студентов по программам бакалавриата и магистратуры, стоит очень остро. УрФУ с 2017 года активно занимается разработкой онлайн-курсов для повышения квалификации специалистов по онлайн-обучению. Важно, что речь идёт не только о подготовке ППС вуза – круг этих специалистов очень широк. Он включает в себя следующие категории:

  • - административно-управленческий персонал;
  • - руководители образовательных программ;
  • - заведующие кафедрами (руководители учебных подразделений вуза);
  • - профессорско-преподавательский состав;
  • - тьюторы;
  • - технические специалисты;
  • - учебно-вспомогательный состав;
  • - обучаемые (студенты, слушатели).

Для эффективного применения онлайн-обучения в вузе «нужно обучить «критическую массу» людей, которые будут способны заниматься внедрением ЭО, ДОТ», – отметила А. В. Кузьмина.

Презентация выступления А. В. Кузьминой находится в открытом доступе [2].

С Каталогом курсов, разработанных в УрФУ для специалистов в области применения ЭО, ДОТ в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» [3], можно познакомиться на платформе НПОО [4].

Симулировать профессиональную деятельность… зачем?

Одной из наиболее интересных разработок в области обучения специалистов по онлайн-образованию является созданный в УрФУ Компьютерный симулятор профессиональной деятельности онлайн-обучения.

Симулятор позволяет моделировать целый набор профессиональных задач по внедрению, управлению и развитию ЭО, ДОТ в вузе. Рассматривается три уровня управления:

  • - уровень университета (стратегические решения);
  • - уровень образовательной программы (управление учебными планами);
  • - уровень онлайн-курса (проектирование, создание, использование, модернизация курса).

Все процессы моделируются с учётом организационных и финансовых аспектов. Пользователи могут выбрать модель включения онлайн-курса в учебный процесс: от «перевёрнутого класса» до исключительно дистанционного обучения. Использование симулятора, таким образом, позволяет понять, насколько широки «рамки» организации онлайн-обучения в университете.

Симулятор профессиональной деятельности является составной частью нескольких курсов УрФУ из названной категории. Полный список курсов, в которых доступен симулятор, можно найти на странице [5].

Как в УрФУ строится финансовая схема отношений с авторами онлайн-курсов?

В УрФУ с автором онлайн-курса заключается договор, допускающий три варианта оплаты:

  • - единовременное денежное вознаграждение (ЕДВ) – автор получает его за то, что создал онлайн курс и передал его в университет (онлайн-курс регистрируется в вузе как нематериальный актив; многие вузы ставят онлайн-курсы на баланс в качестве так называемых РИДов (результатов интеллектуальной деятельности), регистрируя их как программы для ЭВМ или иные интеллектуальные ресурсы);
  • - полный отказ от единовременного денежного вознаграждения (модель роялти, предусматривающая, что автор получает процент от продажи);
  • - частичный отказ от единовременного денежного вознаграждения (59% от ЕДВ, остальное – роялти);

Помимо прямых договоров на создание онлайн-курсов, в УрФУ применяются также иные средства стимулирования преподавателей. Это, например,  

  • - начисление автору баллов за передачу исключительного права на созданный ресурс (если курс создан не для НПОО, а для внутренней платформы онлайн-обучения УрФУ);
  • - начисление преподавателям баллов за сопровождение открытых онлайн-курсов;
  • - премии по итогам Конкурса авторов лучших образовательных ресурсов.

Как расходуются средства, получаемые вузом от продажи онлайн-курсов?

В презентации ([2], слайд 9) подробно рассмотрены направления расходования в УрФУ тех средств, которые вуз получает от реализации разработанных онлайн-курсов. Помимо отчислений в НППП (10%), возмещения затрат на создание курса и авторских отчислений (от 20%), они включают оплату тьютора/асессора (до 30%), организационное сопровождение (20%), прокторинг (10%) и другие мероприятия.

Тема организационно-финансовых аспектов создания и использования онлайн-курсов чрезвычайно широка, её изучение требует очень внимательного и тщательного подхода. Формат публикации не позволяет нам остановиться на всех вопросах, связанных с организационно-финансовой схемой онлайн-обучения. Отдел ЭТвО планирует продолжить освещение этой темы в последующих материалах «Новостей…» на Портале КНИТУ –КАИ.

Приглашаем преподавателей КНИТУ-КАИ и всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении возможности и целесообразности внедрения онлайн-обучения в университете.

Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники

1. Ассоциация «Национальная платформа открытого образования» //  Каталог онлайн-курсов.

2. А. В. Кузьмина. Организационно-финансовые модели использования открытых онлайн-курсов в образовательных программах университета // Презентация доклада.

3. «Современная цифровая образовательная среда» // Приоритетный проект Министерства образования и науки РФ.

4. Каталог курсов и профессий УрФУ для специалистов в области применения ЭО, ДОТ.

5. Семинар-практикум «Онлайн-курсы и практика их использования в учебном процессе образовательных организаций» // УрФУ, июль 2018 г.


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Московские и нижегородские студенты впечатлены КАИ и Казанью

22.07.2024

Программа Объединенной авиастроительной корпорации «Корпоративная межрегиональная практика» подошла к концу

Выпускник КНИТУ-КАИ Ван Цзяньюань: «Скучаю по КАИ»

22.07.2024

Быть КАИстом перестать невозможно, где бы ты в итоге ни жил и сколько бы времени ни прошло

В России растет доля студентов, удовлетворенных учебой в вузе

22.07.2024

Статистика КНИТУ-КАИ подтверждает данные соцопроса, проведенного ВЦИОМ и платформой «Неравнодушный человек»

КАИсты о КАИ. Карина Вахрушева (ИАЭП):

22.07.2024

«Я верю, что мы достигнем больших вершин»

Федорову Игорю Игоревичу -75

19.07.2024

19 июля 2024 года исполняется 75 лет со дня рождения доцента кафедры КиПЛА Федорова Игоря Игоревича

ПИШ КАИ представила перспективы своего развития

19.07.2024

Выставку передовых инженерных школ развернули на китайско-российском форуме по наращиванию инженерного потенциала

Я - выпускник КАИ

19.07.2024

Радик Хасанов: Верю, будущие выдающиеся конструкторы, будущие руководители высокотехнологичных компаний начинаются здесь, в КАИ!

КАИсты о КАИ. Михаил Демин (ФМФ):

19.07.2024

«Совпало идеально: и город, и направление обучения, и вуз, который можно назвать одним из лучших»

Шайхутдинову Ильязу Гаязовичу - 80

19.07.2024

19 июля исполняется 80 лет старшему преподавателю кафедры теоретической и прикладной механики и математики И.Г. Шайхутдинову