Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Разработка новой модели распределения бюджетных мест в вузах

06.08.2019

В Москве прошло заседание рабочей группы по подготовке новой модели расчета и распределения контрольных цифр приема в вузы.

В заседании межведомственной рабочей группы, которое состоялось в НИУ ВШЭ, приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования РФ Сергей Кузьмин, директор Департамента экономической политики Минобрнауки России Андрей Омельчук, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Екатерина Бабелюк.

В основу обсуждения, участниками которого стали представители вузов и отраслевых министерств, легла модель расчета контрольных цифр, подготовленная Министерством науки и высшего образования РФ с учетом предыдущих предложений рабочей группы. О ее принципах и основных параметрах рассказал директор Департамента экономической политики Минобрнауки России Андрей Омельчук.

Распределение контрольных цифр происходит в два больших этапа. На первом необходимо установить общий объем бюджетных мест (исходя из госгарантий и численности выпускников школ), их разбивку по укрупненным группам направлений и специальностей и по регионам. Здесь важна роль центров ответственности – министерств и ведомств, отвечающих за отраслевую подготовку, а также роль регионов, в которых происходит создание рабочих мест и трудоустройство подготовленных специалистов.

При региональном и отраслевом распределении бюджетных мест предлагается учитывать данные о трудоустройстве по той или иной специальности за последние три года в конкретном регионе. В то же время некоторые члены рабочей группы считают, что более репрезентативными будут сведения о заработках — они учитывают и тех выпускников, кто не трудоустроен официально или находится на самозанятости.

Как звучало на совещании, говоря о спросе на рынке труда, необходимо помнить и о том, что он покрывается не только выпускниками-бюджетниками. «Мы понимаем, что разные специальности, как и разные регионы, различаются в плане привлекательности и возможностей коммерческого обучения», – заметил Андрей Омельчук.

Заместитель проректора ВШЭ Юлия Лежнина в связи с этим обратила внимание на еще одну проблему — недофинансирования отдельных направлений подготовки, очень популярных у абитуриентов. Конкурс на таких направлениях или специальностях оказывается настолько высоким, что абитуриентам даже с очень хорошими баллами приходится идти на платные места (характерный пример – востоковедение). А на другие направления спрос заметно ниже, а бюджетных мест относительно много. В результате там бесплатно могут учиться абитуриенты с невысокими баллами.

Второй этап распределения контрольных цифр – конкурс между вузами. Они направляют заявки на то количество бюджетных мест, которое считают для себя необходимым. Но как совместить эти запросы, не выйдя за пределы общих контрольных цифр? Предлагается удовлетворять аппетиты вузов не пропорционально, а последовательно – от лучших вузов вниз по списку. Критерии такого ранжирования вузов также являются предметом дискуссии. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что более гибким подходом было бы не присваивать каждому вузу индивидуальный рейтинг, а объединять их в группы.

На обсуждение было вынесено предложение выделить до 10% от общего числа бюджетных мест лучшим вузам на федеральном уровне, а оставшиеся – распределять на региональном уровне. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов предложил сохранить нынешний баланс: 30% на 70%.

Участники совещания также высказались за предоставление ведущим вузам большей гибкости при распределении контрольных цифр – делать это не по стандартной схеме с почти 60 укрупненными направлениями подготовки, а в рамках более общих направлений: по естественным, экономическим, гуманитарным наукам и т. д. Также предложено установить минимальное количество мест, которое может быть выделено каждому вузу по отдельному направлению подготовки, например, не менее 50 мест на массовых направлениях и не менее 25 – на остальных. 

Все высказанные в ходе обсуждения рекомендации будут обобщены и представлены в Минобрнауки России для доработки новой модели распределения контрольных цифр. Ее внедрение планируется начать в 2021 году, оно будет постепенным. Окончательный переход на новую модель предполагается завершить в 2025 году.

Использованы фотоматериалы пресс-службы НИУ ВШЭ


Автор:
По материалам пресс-центра Минобрнауки РФ
Источник:
https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1720

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Иностранные студенты КНИТУ-КАИ востребованы в группе «Аэрофлот»

26.04.2024

За два года сотрудничества с вузом в ООО «Аэрофлот Техникс» прошли практику 24 студента КАИ, в том числе 19 иностранцев

КАИ и БГТУ договорились о совместной подготовке специалистов по БпЛА

26.04.2024

Соответствующее соглашение было подписано в Минске во время делового визита делегации КНИТУ-КАИ

«Умников и умниц» наградили дипломами и памятными подарками

26.04.2024

Завершился конкурс-викторина «Знаешь ли ты Alma mater?»

Мяч мужской сборной КАИ по регби стал серебряным

26.04.2024

Завершился финальный тур Чемпионата студенческой регбийной лиги Татарстана

Аспирантка КНИТУ-КАИ стала одной из лучших на конференции МФТИ

26.04.2024

Работа Марии Орловой, представляющей кафедру лазерных и аддитивных технологий вуза, отмечена среди 17 докладов секции ВТМ

ИАЭП развивает сотрудничество с Республиканской клинической больницей

26.04.2024

Стороны разработали дорожную карту дальнейшего взаимодействия

КНИТУ-КАИ стал участником XVIII Российского венчурного форума

25.04.2024

На стенде вуза продемонстрировали перспективные студенческие стартапы

Преподаватель КНИТУ-КАИ разработала образовательную игру по химии

25.04.2024

Светлана Шавалеева получила Гран-при 2024 года от конвента авторов и издателей настольных игр «Граникон» и уже создает новую игру

Тактико-специальные учения

25.04.2024

На территории опасного производственного объекта – котельной №1 КНИТУ-КАИ – прошли тактико-специальные учения