Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

«Стекло – это интересный материал, поистине неисчерпаемый»

16.08.2019

Интервью с Членом Палаты ремесел РТ, руководителем НТЦ «Переработка стекла», зам. директора ИАЭП КНИТУ-КАИ С. М. Шавалеевой.

Наука и творчество – два безусловных двигателя человечества. Доцент кафедры общей химии и экологии КНИТУ-КАИ Светлана Шавалеева, химик, автор более 20 научных статей, руководитель научно-технологического центра «Переработка стекла» рассказала, с чего начался ее путь в стеклоделие, с какими трудностями приходятся сталкиваться ремесленникам, и как наука и творчество стали ее личными двигателями.

С. М. Шавалеева – кандидат химических наук, доцент кафедры общей химии и экологии КНИТУ-КАИ, заместитель директора Института автоматики и электронного приборостроения (ИАЭП) КНИТУ-КАИ по профориентационной работе, руководитель НТЦ «Переработка стекла» ИАЭП КНИТУ-КАИ, председатель совета Регионального Общественного Движения (РОД) «Художники выходного дня РТ», Член Палаты ремесел РТ, художник (живопись, художественное стекло).

- Какими видами творчества Вы занимаетесь?

- В настоящее время основное внимание я уделяю художественному стеклу, создаю витражи, панно, детали интерьера, украшения, сувенирную продукцию. Использую технологию высокотемпературной обработки стекла «фьюзинг» (от англ. to fuse – плавить), которая позволяет спекать отдельные стеклянные элементы в единое целое. Рабочие температуры зависят от сорта стекла и лежат в диапазоне 750-950 0С. Обязательно нужен программатор, так как для успешного фьюза необходимо выдерживать строго определенный температурный график нагрева и остывания специальной «фьюзинговой» печи, отжига изделий.

Как все началось? Совершенно неожиданно. В 2007 году я повела дочку на мастер-класс известной казанской художницы Мили Нуруллиной, чтобы она попробовала свои силы в живописи маслом. Миля предложила мне самой попробовать порисовать, я долго отнекивалась. Мне тогда было 39 лет, никогда до этого художественным творчеством заниматься не приходилось. Ей все-таки удалось меня уговорить. Раньше были «страх чистого листа» и боязнь множества красок, но Миле удалось на «моем» физико-химическом языке объяснить принцип получения любого цвета из четырех основных (четвертый – белила) и это оказалось так увлекательно! Я стала посещать мастер-классы других известных мастеров, экспериментировать, сочетать «несочетаемые» цвета, пробовать смешивать «теплое» с «холодным», разные инструменты и фактуры. Принимала участие в самых различных выставках, за плечами Казань, Москва, Пермь, Франкфурт-на-Майне, Париж. Первая персональная выставка состоялась в моем родном Азнакаево в галерее «Мизгел».

- Правильно ли я поняла, что стеклоделие – основной Ваш вид творчества? Расскажите о самом начале Вашей работы со стеклом: почему заинтересовались темой, когда сделали первую поделку из стекла, кто Вас вдохновил на работу со стеклом?

- Да, вы все правильно поняли, и о стекле я могу говорить часами!

В 2008 году в Турции мы оказались в магазине, где продавались «фьюзинговые» изделия из стекла, которые заворожили меня и очаровали. Тогда я не знала ничего о работе со стеклом и не думала, что когда-нибудь я буду сама этим заниматься. Но интерес оказался таким сильным, что я прочитала все, до чего дотянулась в интернете, об этом виде творчества и технологии и даже съездила в Москву на мастер-класс, чтобы попробовать своими руками сделать что-то. Специально ездила на остров Мурано (Италия), посетила стекольные мастерские в Австрии, Германии, Чехии. Попутно открыла для себя, что в Волжской Булгарии стеклоделие было развито еще в XII веке, задолго до европейских производств (они датируются XV-XVI вв.), но по неизвестным нам причинам было утрачено. И даже вспомнила, что когда-то на химфаке у нас были «лабораторки» по стеклодувным технологиям.

 

 

К тому времени я уже знала, что фьюзинг – дорогостоящее удовольствие, требующее довольно серьезных материальных затрат и думала, что вряд ли мне лично когда-нибудь оно будет доступно. Мне помогла Универсиада-2013, в преддверии которой Агентство стратегических инициатив РТ предлагало грантовую поддержку мастерам народных промыслов Татарстана. Был написан бизнес-план, изготовлены образцы, и проект «Возрождение Булгарских традиций стеклоделия на основе современных технологий» получил поддержку. На полученный грант было закуплено необходимое оборудование и инструменты: фьюзинговая печь, стеклорезы, ломатели, кусачки, шлифмашинка, алмазная пила и т.д. Стекло и вспомогательные материалы закупались за свой счет. С тех пор я занимаюсь больше стеклом, чем живописью.

- Вы учились и работали в КГУ, потом перешли в КАИ. С чем это было связано?

- Я заканчивала химический факультет Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина, защищала кандидатскую диссертацию в начале 1990-х, и практически сразу после защиты была вынуждена покинуть академическую среду. Вплоть до 2005 года работала секретарем-референтом, руководителем аппарата, коммерческим директором, даже председателем ТСЖ. Все это было тогда мне очень интересно, полученный опыт – бесценен, а с некоторыми коллегами мы дружим до сих пор. За это время три раза уходила в декретный отпуск, а когда дети подросли, смогла позволить себе вернуться на преподавательскую работу.

Работать в КАИ меня пригласил мой научный руководитель, д.х.н., профессор Александр Николаевич Глебов. Это человек, который с первого моего курса на химфаке КГУ поддерживал меня всегда и во всем и, как я считаю, «вывел в люди». В то время он заведовал кафедрой Общей химии и экологии КАИ и помог мне вернуться в эту область деятельности. Работа со студентами меня так увлекла, что году в 2009-м я полностью перешла в КАИ и с тех пор здесь работаю. Александр Николаевич и нобелевский лауреат Ричард Фейнман стали моими «иконами стиля» в преподавании химии, мои студенты это знают (улыбается). Да, совмещать работу (работы!) с воспитанием детей непросто, и только колоссальная поддержка моей семьи, мужа и родителей позволили мне заниматься любимым делом.

В 2013 году я стала заместителем директора ИАЭП по профориентационой работе, работа со школьниками - будущими абитуриентами мне тоже очень понравилась. Тогда в моей жизни открылась совершенно новая страница.

 

 

- Поделки из стекла - это логичный результат научной деятельности любого, кто работает со стеклом, или это лично Ваше желание выразить себя творчески?

- Нет, конечно. Логичным результатом научной деятельности являются рейтинговые статьи, высокий индекс Хирша, докторская степень и т.д. (улыбается). А поделки из стекла – это, я бы сказала, как раз алогичный результат моей научной деятельности. Точнее наоборот, мое желание выразить себя творчески через стекло впоследствии оказало влияние на область научных интересов. Стекло – это очень интересный материал, поистине неисчерпаемый, как с точки зрения художества, так и науки. Ведь стандартная зависимость «состав-свойства» оказывает непосредственное влияние на возможность использования того или иного сорта стекла в поставленных целях и, кстати, оказывается ключевой, например, при выборе метода утилизации стеклянных отходов. Здесь много хитростей и загадок, некоторые из которых мы сейчас разрабатываем.

- С какими проблемами Вы сталкиваетесь в процессе работы?

- Как ни странно, художественное стекло и изделия из него не очень знакомы большинству соотечественников, лишь у некоторых на слуху муранское и чешское стекло. На самом деле, великолепные мастера фьюзинга творят в самых разных странах мира, в своем «Инстаграме» я подписана на мастеров из Японии, США, Германии, Великобритании, Италии и других стран. В России тоже есть хорошие мастера, но их мало. Мы друг друга знаем поименно и с большим интересом следим за творческими успехами, делимся новостями. В Казани «стекольщики» есть, но больше тех, кто работает в технике Тиффани (это когда кусочки стекла по краям оборачиваются медной фольгой и соединяются между собой пайкой), собственно «фьюзеров» очень мало. Это с одной стороны.

С другой – фьюзинг это дорогостоящая технология, изделия получаются недешевыми, и широкого спроса на них нет. Один квадратный метр фьюзингового стекла стоит от 8000 рублей, есть сорта стекла за 30 000 руб/кв.м. Нужны мастерская для установки печи, сама печь, специальные инструменты, вспомогательные материалы, упаковка. Чтобы все это окупать, нужны хорошие заказы, с которыми, к сожалению, всегда трудно, особенно сейчас. Поскольку мне всегда было жаль выбрасывать обрезки, остающиеся от создания крупных работ – дорогие же! – я стала делать «мелочевку» – украшения и сувенирную продукцию: кулоны, кольца, серьги, браслеты, магниты, брелоки и др. Особенно люблю создавать изделия с татарским орнаментом. Эти небольшие изделия как будто более востребованы, да и мне самой интересно этим заниматься.

Мало кто обращает внимание на то, что стекло – не просто прекрасный, используемый в самых разных областях, но и неразлагаемый в условиях окружающей среды материал. Утилизация стеклянных отходов – отдельная тема, о которой можно говорить долго, отмечу только, что это не так просто, как кажется. В настоящее время назрела жизненная необходимость принятия самых решительных мер для сбора и утилизации хотя бы бывшей в употреблении стеклянной тары – банок, бутылок, которых производится и завозится в РФ порядка 1,5 миллиарда (!) штук в год. Конечно, они менее опасны для природы, чем пластиковые бутылки, но только за счет инертности материала – стекло при воздействии влаги подвергается, хотя и очень медленно, химической коррозии и защелачивает свое окружение сотни лет. Смешные сплющенные стеклянные бутылки в виде арт-объектов или креативных тарелок являются напоминанием об ответственности человека за экологичность пространства, в котором он живет.

- Заметили ли Вы тенденцию на увеличение популярности поделок ручной работы? Если да, то почему так, по вашему мнению, произошло?

- Есть некоторое увеличение интереса, возможно связанное с тем, что Казань становится все более туристически привлекательным городом. Правда, к сожалению, наибольшим спросом пользуются недорогие сувениры массового производства, преимущественно иностранного, а ручная работа по определению не может быть дешевой и поэтому с реализацией есть проблемы.

 

 

- Как университет помогает Вам в реализации задумок?

- С 2011 года я приобрела некоторую известность: меня стали показывать по телевизору, брать интервью и факт моей работы в КАИ всегда вызывал удивление. Возник синергетический эффект: говорили «это доцент из КАИ, которая работает со стеклом», или «это мастер по стеклу, которая работает в КАИ». И, как мне кажется сейчас, объединение этих двух ипостасей было неизбежно. С самого начала я планировала не просто работать со стеклом сама, но и проводить мастер-классы и экскурсии, знакомить гостей с этим видом творчества, рассказывать о стекле, истории его создания, делиться секретами мастерства. Наш ректор Альберт Харисович Гильмутдинов, директор ИАЭП Андрей Валентинович Ференец, Ученый Совет КНИТУ-КАИ поддержали мое предложение о сотрудничестве, и теперь в КАИ работает научно-технологический центр «Переработка стекла», и в настоящее время сплелась «косичка» из трех составляющих: наука, педагогика, профориентация, а красной нитью через все это проходит тема экологии.

Многие гости КАИ, в том числе зарубежные, после посещения мастерской увозят с собой небольшие тематические подарки, и, надеюсь, вспоминают КАИ добрым словом, в том числе с моей помощью. Поэтому мне кажется, я полезна университету и как художник.


Автор:
Управление по связям с общественностью

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Не стало Ахметзянова Фуата Юнусовича

04.06.2020

Коллектив университета и кафедры физической культуры и спорта глубоко скорбит о невосполнимой утрате.

«История одного выпускника КАИ. Становление дизайнера»

04.06.2020

Видеоинтервью с выпускником кафедры компьютерных систем КНИТУ-КАИ 2015 года Эмилем Исхаковым.

Успей подать заявку на «КАИст года»!

04.06.2020

Прием заявок на одно из самых масштабных мероприятий КНИТУ-КАИ продлится до 8 июня 2020 года включительно.

Турнир молодых профессионалов «ТеМП» госкорпорации «Росатом»

04.06.2020

Успей зарегистрироваться до 30 июня 2020 года!

Итоги «Весенней капели 2020»

02.06.2020

СПО ИКТЗИ занял II место среди колледжей при вузе.

Успейте зарегистрироваться на олимпиаду по программированию!

02.06.2020

Предварительная электронная регистрация для участия в олимпиаде обязательна и будет доступна до 3 июня 2020 г.

Вакансии от партнеров Международного клуба работодателей

02.06.2020

Материал подготовлен отделом развития карьеры УОПАРК.

В Казани пройдёт вебинар по интеллектуальным транспортным системам

02.06.2020

Мероприятие состоится в преддверии международного онлайн-форума Kazan Digital Week — 2020.

Внимание, КАИсты!

01.06.2020

КНИТУ-КАИ продолжит осуществлять учебный процесс в дистанционном формате.