Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

«Хочется быть преподавателем, от которого студенты заряжаются»

17.02.2020

Интервью с финалисткой конкурса «Кадровый резерв КНИТУ-КАИ» Розалией Габдуллиной.

В ноябре 2019 года завершился отбор в рамках конкурса «Кадровый резерв работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу КНИТУ-КАИ». По итогам отбора 12 аспирантов сформировали команду перспективных молодых специалистов, которые смогут внести позитивные изменения в жизнь университета, станут его опорой. Пресс-служба КНИТУ-КАИ начинает публикацию серии интервью из цикла «Кадровый резерв: будущее университета».

Герой нашей первой публикации – аспирантка 2 курса кафедры реактивных двигателей и энергетических установок (РДиЭУ) ИАНТЭ Розалия Габдуллина. Она рассказала, как совместить науку и воспитание детей, о своем видении роли преподавателя и о важных качествах будущих ученых.

 

— Что повлияло на ваше решение поучаствовать в программе? 

— Как только я поступила в КАИ на кафедру ТиЭМ, я поняла, что хочу работать преподавателем именно здесь. Я вдохновилась преподавателями кафедры: Софией Ниязовной Арслановой, Игорем Александровичем Поповым, Владимиром Григорьевичем Тонконогом, позже Алексеем Александровичем Лопатиным. Я на них смотрела и думала: «Хочу быть как они». На пути к этой цели важна поддержка не только научного руководителя, но и всего университета в целом, а в «Кадровом резерве» хорошие специальные меры поддержки молодых специалистов.

 

 

— А у вас в семье были преподаватели?  

— Мои бабушка и дедушка с папиной стороны всю жизнь проработали учителями: дедушка — учителем химии и биологии, бабушка — учителем русского языка и литературы. Мама некоторое время работала учителем английского языка, папа — инженер, но тоже проводит обучение у себя на работе. 

— Можно сказать, что вы продолжаете семейные традиции?

— Я считаю, что да. Наверное, любовь к людям у нас семейное. И мне хочется быть не просто преподавателем, а тем, от которого студенты заряжаются. Попов, Лопатин, Арсланова, Тонконог — от них идет такая энергетика… Они любят свое дело, они полностью отдают себя. Есть такие преподаватели, которые штатно пришли, отчитали. Есть те, кто просто сидят инженерами на кафедре, ассистентами, ничего не ведут, проводят для галочки. Я вижу преподавание по-другому. 

— Когда вы учились в школе, какие были планы на жизнь? 

— Я сразу знала, что хочу быть преподавателем. Родители советовали выбрать  техническую специальность. Поэтому я решила поступить в КАИ, а потом захотела заняться преподаванием в родном университете. 

 

 

— Какой путь вы прошли, учась в КАИ?

— Я изначально поступила на кафедру ТиЭМ, шесть лет отучилась по специальности «Теплотехника и теплоэнергетика», и сейчас продолжаю научную деятельность по данной тематике уже на кафедре РДиЭУ.

—Как проходила  защита на «Кадровом резерве»?

— Я всегда немного волнуюсь перед выступлениями. Но перед ректором было особенно волнительно выступать. Тем более, я выступала перед Альбертом Харисовичем впервые, было интересно послушать, что он скажет. Ректор сразу обозначил, что обстановка — дружеская, волноваться не стоит. Он сказал, что надеется, что я вернусь после рождения ребенка. Я, конечно, пообещала, что вернусь. 

— Как семья реагирует на вашу активную деятельность?

— Семья меня поддерживает. В магистратуре я защищалась, будучи беременной первым ребенком, экзамены в аспирантуру сдавала тоже беременной, академический отпуск  брать не стала: решила, что не стоит брать перерыв. Почти следом наступила и вторая беременность, и тоже без отпуска. Я думала, что во время второй беременности не буду заниматься научной деятельностью, но спокойно сидеть дома не получилось. Мне нравится, что я и сама развиваюсь, и с детьми успеваю одновременно. В первую беременность я выиграла большое количество грантовых конкурсов: У.М.Н.И.К., конкурс Фонда им. В. Потанина, другие различные гранты. Куда бы ни шла – всё брала. Кадровый резерв случился во вторую беременность – и снова успешно. Я думаю, что детей нам вовремя посылают.

— Расскажите о сфере ваших научных интересов.

— На данный момент мы вместе с моим научным руководителем Алексеем Александровичем Лопатиным занимаемся исследованием эффективности систем охлаждения с разрезным оребрением. Мне нравится эта тема. Она очень актуальна как в России, так и за рубежом. Сейчас развито такое направление, как топологическая оптимизация (метод автоматизированного проектирования, позволяющий получить оптимальную форму изделия в заданных условиях эксплуатации — прим.). То есть создается 3D-модель твоей охлаждающей системы любой формы, все обсчитывается в программе, и сразу видно, какая часть лишняя. Естественно, система используется не полностью, эффективное охлаждение идет не через всю поверхность. В программе лишнее можно убрать и только после этого изготавливать модель. В КАИ этим активно занимаются на кафедре лазерных технологий.

 

 

— Какие изменения вы могли бы предложить университету, будучи членом кадрового резерва? 

— Как будущий преподаватель, специалист, сотрудник кафедры, я вижу, что очень тяжело заинтересовать молодых ребят. Я искала себе помощников, чтобы делегировать полномочия, и долго не могла найти, потому что основная масса студентов, ничего не сделав, уже хочет получить материальную выгоду. Единственный путь, который я вижу – заинтересовать их своим примером, проводя занятия.

Есть еще такая проблема: развитие компьютерных технологий, расчетно-вычислительных программ идет очень быстро, и многие опытные преподаватели и профессора не успевают за прогрессом, а специалистов, способных научить студентов работать в современных полезных программах, катастрофически мало. Поэтому я бы хотела, чтобы университет поощрял как можно больше молодых специалистов, чаще отправлял их на обучение.

— Что бы вы посоветовали будущим участником конкурса «Кадровый резерв»?

— Я бы посоветовала быть трудолюбивыми – и самостоятельными. Учась в магистратуре, я поняла, что у научных руководителей зачастую нет возможности долго заниматься со своими подопечными. Поэтому я стала каждую неделю приходить с отчетом о проделанной работе.  Нужно развивать в себе стремление к самостоятельному проведению исследований. Если тебе действительно нужно написать работу, то ты должен сам проявить инициативу. А еще важно любить то, чем ты занимаешься.

 

Комментарий научного руководителя, проректора по образовательной деятельности и воспитательной работе Алексея Лопатина:

— Розалию отличает то, что она любит учиться. Она была одна из лучших студенток курса, круглая отличница и, необходимо сказать, большая трудяга. Будучи в магистратуре  и под моим руководством в аспирантуре, она помогала мне вести занятия, и я считаю, что в будущем из нее абсолютно точно получится прекрасный педагог. Видно, что она любит студентов, умеет с ними общаться.

Несмотря на то, что у нее уже большая семья, она очень успешный человек. Розалия продолжает заниматься исследованиями, она постоянно «в теме». Молодая мама двух детей успешно занимается диссертацией, выигрывает конкурсы — это очень показательно.

Чтобы попасть в кадровый резерв, нужно обладать определенными качествами характера. Главное – это целеустремленность: умение ставить задачи и их добиваться. Розалию как раз отличает целеустремленность, а еще определенный склад ума: она легко схватывает инженерную науку. Мне нравится, что кадровый резерв для нее – это шаг на пути к большой цели. Я уверен, что она успешно защитится и будет отличным преподавателем.


Автор:
Наиля Бадыкшанова, Ксения Иванова, Пресс-служба КНИТУ-КАИ

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Директор ГРИНТ: учеба за границей делит жизнь на «до» и «после»

23.06.2021

Вчера прошел выпуск слушателей курсов повышения квалификации по программе «Технический английский язык».

Эксперт УЗГА: есть дефицит IT-разработчиков в промышленном секторе

23.06.2021

В этом году кафедру прикладной математики и информатики (ПМИ) окончили 47 бакалавров и 31 магистр.

КАИ поднялся в мировом рейтинге на 64 пункта в технических науках

23.06.2021

Среди российских вузов в технической области университет занимает 25 место.

Почему не стоит бояться вакцины от коронавируса?

23.06.2021

На этот вопрос сотрудникам университета ответил генеральный директор городской клинической больницы № 12 Рамиль Ахметов.

Университет занял 14 место в рейтинге технических вузов России

22.06.2021

КНИТУ-КАИ вошел в федеральный рейтинг по уровню зарплат выпускников 2015–2020 годов, занятых в IT-отрасли.

В КНИТУ-КАИ стало в этом году на 403 бюджетных места больше

22.06.2021

Сегодня в Кабинете министров РТ прошел брифинг «Об особенностях приёмной кампании в вузы Республики Татарстан в 2021 году».

Награждение «КАИст года 2021»

22.06.2021

В честь окончания учебного года 24 июня на площадке между 2 и 8 учебными зданиями КНИТУ-КАИ пройдет концерт.

КАИ вспоминает студентов и сотрудников, ушедших на фронт

22.06.2021

Сегодня, в День памяти и скорби, члены поискового отряда Книга Памяти КАИ приняли участие в акции «Свеча Памяти-2021».

В вузе пройдет цикл лекций о вакцинации

21.06.2021

КНИТУ-КАИ приглашает на цикл лекций с участием экспертов «Вакцинация: мифы и реальность».