Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

«Самое интересное происходит на стыке наук»

10.04.2020

Интервью с финалистом конкурса «Кадровый резерв КНИТУ-КАИ» Тимуром Аглиуллиным.

Герой четвертой публикации из цикла «Кадровый резерв: будущее университета» – аспирант второго курса, ассистент кафедры радиофотоники и микроволновых технологий Тимур Аглиуллин. Он рассказал, как детское увлечение определило его научные интересы, почему лучше работать на стыке двух наук и почему разным кафедрам важно сотрудничать друг с другом.

- В 2012 году я поступил в КАИ на кафедру радиофотоники и микроволновых технологий и учился по профилю «Радиофизика». После окончания бакалавриата поступил в магистратуру, немного сменив направление. Дело в том, что я увлекаюсь автомобилями, и поступил на недавно открывшееся на тот момент направление «Проектирование автомобилей и их систем» в рамках ГРИНТ. Мне понравилось учиться, положительные впечатления остались и после семестра в Германии. После окончания магистратуры я понял, что хочу объединить радиофотонику и автомобилестроение. Поэтому решил заниматься аспирантурой именно на кафедре РФМТ.

- Вы давно увлекаетесь автомобилями?

- Я с детства читал автомобильные журналы - можно сказать, что я учился читать по ним. Автомобильная тема была всегда близка мне. Я бывал на гонках Формулы-1, видел с трибуны работу механиков команд. Я с детства смотрел гонки Формулы-1 по телевизору, и было приятно увидеть их своими глазами.

***

- Почему вы изначально поступили на кафедру РФМТ, а не на автомобилестроение, к примеру?

- Мой отец говорит, что самое интересное происходит на стыке наук, поэтому я хотел попробовать как раз найти этот «стык» между радиофотоникой и автомобилестроением.

- Насколько успешно получается совместить два, на первый взгляд, разных направления?

- Я сейчас занимаюсь измерительными системами, которые реализуются методами радиофотоники. Их можно применить в совершенно разных областях, в том числе и в автомобилестроении. На данный момент я разрабатываю систему измерения сил, действующих на колеса, которая реализуется за счет того, что на ступичные подшипники устанавливается волоконно-оптические датчики, сформированные особым образом, которые позволяют осуществлять радиофотонный метод опроса. Такой подход значительно упрощает и удешевляет всю измерительную систему, и она становится применима для автомобилей.

 

 

- Какая у вас тема кандидатской диссертации?

- «Радиофотонный тензометрический комплекс на основе оптоволоконных адресных измерений и их применение в системе управления автомобилем». Мы уже опубликовали несколько научных статей на эту тему в соавторстве с моим научным руководителем, Айратом Жавдатовичем, заведующим кафедрой, Олегом Геннадьевичем, и другими аспирантами.

- Над чем вы работаете в данный момент?

- Мы сейчас работаем над тем, чтобы создать адресные волоконно-оптические датчики для того, чтобы провести эксперименты.

Начнем с того, что такое волоконно-оптический датчик. Это нить из стекла, очень тонкая. Датчик формируется внутри этого оптического волокна, там создается брэгговская решетка за счет периодического изменения показателя преломления волокна. Благодаря этому, запуская в волокно оптическое излучение, мы можем смотреть, на какой длине волны свет отражается от этой решетки. По этой длине волны мы можем сказать, насколько растянуто или сжато волокно в конкретном месте. Такие датчики можно поставить на подшипник и смотреть, насколько деформируется кольцо подшипника. Это нужно, чтобы определить, какая нагрузка действует на подшипник: чем сильнее нагрузка, тем больше растягивается волокно. И, зная эту нагрузку, можно сказать, насколько хорошо тормозит или разгоняется автомобиль и судить о состоянии дорожного покрытия. В зависимости от характеристик дорожного покрытия можно настроить и систему стабилизации, которая управляет колесами. Имея такую систему, мы можем сделать торможение и разгон более эффективным и поддерживать устойчивость автомобиля, а водитель, в свою очередь, сможет безопаснее управлять автомобилем. Это касается и беспилотных автомобилей, для них это даже более важно - получать информацию о состоянии дорожного полотна. Внутри автомобиля стоит блок обработки оптических сигналов. С этого блока данные передаются на компьютер, он обрабатывает эти данные и передает их системе стабилизации. 

***

- Насколько мне известно, вы состоите в сообществе фотоники SPIE. Расскажите подробнее.

- На базе нашей кафедры сформирована студенческая ячейка сообщества фотоники SPIE (Общество оптики и фотоники (Society of Photo-Optical Instrumentation Engineers) — профессиональное некоммерческое международное объединение учёных, инженеров и студентов в области оптики и фотоники. SPIE объединяет свыше 17 тысяч членов из разных уголков Земного шара, в том числе участников около 100 студенческих подразделений - прим.). Организация привлекает студентов для научно-исследовательских работ. Также за счет средств сообщества фотоники мы можем проводить различные конференции, приглашать иностранных специалистов в этой области. Я в нашей ячейке занимаю должность секретаря.

- Почему существование подобных сообществ полезно для университета?

- Прежде всего, это обмен опытом с иностранными коллегами, это развивает нас как специалистов. Участие в подобных сообществах дает возможность познакомиться с работами ведущих зарубежных ученых.

 

 

- Почему вы решили участвовать в программе «Кадровый резерв»?

- Я увидел в программе новые для себя возможности, чтобы совершенствоваться как преподавателю, уделять максимум внимания и научной работе - все условия для этого кадровый резерв предоставляет. Например, сейчас у нас идут курсы повышения квалификации по педагогике. То есть мы за короткий срок можем улучшить свои знания, умения и навыки по образовательной деятельности. Думаю, это очень полезно.

- Каким, по-вашему, должен быть член кадрового резерва КНИТУ-КАИ?

- Это человек, который любит выбранное направление, любит заниматься наукой, свою специальность, всегда готов учиться чему-то новому.

- Какие изменения вы бы предложили университету, будучи членом кадрового резерва?

- Я бы предложил наладить более активное взаимодействие между кафедрами, причем необязательно в рамках только одного института. Это можно реализовать, к примеру, выполняя совместные грантовые проекты. Технические науки являются прикладными, поэтому, сотрудничество разных кафедр могло бы помочь им найти новые применения для своих разработок. Возможно, это стимулировало бы изобретательскую активность университета.  

- Что бы вы пожелали тем людям, которые в будущем захотят поучаствовать в программе?

- Никогда не терять потребность в новых знаниях, сохранять стремление учиться новому, и, конечно, любить то, что ты делаешь.

 

Комментарий научного руководителя, д.т.н, профессора кафедры РФМТ Сахабутдинова Айрата Жавдатовича:

- Тема, которой занимается Тимур, довольно актуальна и не лишена новизны. Радиофотоника, а также методы и техника измерений в ней открывают новые возможности для создания измерительных систем с недостижимыми ранее характеристиками, которые применимы в различных областях промышленности, в том числе в автомобилестроении. Система, которую разрабатывает Тимур в рамках исследовательской работы, позволит в значительной степени повысить безопасность движения за счет встраиваемой в автомобиль системы контроля и мониторинга состояния дорожного полотна. С помощью нее автоматизированные системы автомобиля получат контроль над сцеплением колес с дорогой.

Тимур обладает незаурядными способностями к научной работе, всегда был в числе лучших студентов, несмотря на то, что занимался разнообразными направлениями. Его отличает дисциплинированность, целеустремленность и стремление добиваться качественных результатов своей работы. Большой потенциал Тимура мне видится и в его педагогической деятельности. Я считаю, что все это делает Тимура достойным участником кадрового резерва КАИ.


Автор:
Ксения Иванова, пресс-служба КНИТУ-КАИ

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Полезная папка в руках первокурсников КНИТУ-КАИ

25.09.2020

Если увидите юношей и девушек с красочной папкой, на которой красуется логотип КАИ. Знайте, перед вами студенты I курса вуза.

Российский совет олимпиад школьников отметил лицей КАИ

25.09.2020

Инженерный лицей-интернат получил благодарность за подготовку победителей и призеров олимпиад.

Минобрнауки утвердило новые правила приема в вузы

25.09.2020

Новые правила вступят в силу с 2021/2022 учебного года.

К 135-летию Сергея Лебедева

25.09.2020

25 сентября исполняется 135 лет со дня рождения одного из основоположников инженерного образования КАИ С. Ф. Лебедева.

Научно-технический семинар

24.09.2020

К 100-летию Виктора Иосифовича Локая.

58-й Слёт Турклуба КАИ

24.09.2020

Слёт пройдет со 2 по 4 октября на берегу реки Юшут в Республике Марий Эл.

У студентов КНИТУ-КАИ I место в онлайн-хакатоне «Digital SuperHero»

24.09.2020

Финальный онлайн-хакатон прошел в рамках форума KAZAN DIGITAL WEEK 2020.

Сотрудники КНИТУ-КАИ получили почетную награду фестиваля «КрымДок»

24.09.2020

Специальным дипломом жюри III Крымского фестиваля документального кино «КрымДок» был отмечен фильм «Будьте же счастливы».

Рабочий визит компании “Ferry Vatt”

23.09.2020

Представители посетили инжиниринговый центр «КАИ-Лазер», центр композитных технологий и лаборатории кафедры лазерных технологий.