Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

«Самое интересное происходит на стыке наук»

10.04.2020

Интервью с финалистом конкурса «Кадровый резерв КНИТУ-КАИ» Тимуром Аглиуллиным.

Герой четвертой публикации из цикла «Кадровый резерв: будущее университета» – аспирант второго курса, ассистент кафедры радиофотоники и микроволновых технологий Тимур Аглиуллин. Он рассказал, как детское увлечение определило его научные интересы, почему лучше работать на стыке двух наук и почему разным кафедрам важно сотрудничать друг с другом.

- В 2012 году я поступил в КАИ на кафедру радиофотоники и микроволновых технологий и учился по профилю «Радиофизика». После окончания бакалавриата поступил в магистратуру, немного сменив направление. Дело в том, что я увлекаюсь автомобилями, и поступил на недавно открывшееся на тот момент направление «Проектирование автомобилей и их систем» в рамках ГРИНТ. Мне понравилось учиться, положительные впечатления остались и после семестра в Германии. После окончания магистратуры я понял, что хочу объединить радиофотонику и автомобилестроение. Поэтому решил заниматься аспирантурой именно на кафедре РФМТ.

- Вы давно увлекаетесь автомобилями?

- Я с детства читал автомобильные журналы - можно сказать, что я учился читать по ним. Автомобильная тема была всегда близка мне. Я бывал на гонках Формулы-1, видел с трибуны работу механиков команд. Я с детства смотрел гонки Формулы-1 по телевизору, и было приятно увидеть их своими глазами.

***

- Почему вы изначально поступили на кафедру РФМТ, а не на автомобилестроение, к примеру?

- Мой отец говорит, что самое интересное происходит на стыке наук, поэтому я хотел попробовать как раз найти этот «стык» между радиофотоникой и автомобилестроением.

- Насколько успешно получается совместить два, на первый взгляд, разных направления?

- Я сейчас занимаюсь измерительными системами, которые реализуются методами радиофотоники. Их можно применить в совершенно разных областях, в том числе и в автомобилестроении. На данный момент я разрабатываю систему измерения сил, действующих на колеса, которая реализуется за счет того, что на ступичные подшипники устанавливается волоконно-оптические датчики, сформированные особым образом, которые позволяют осуществлять радиофотонный метод опроса. Такой подход значительно упрощает и удешевляет всю измерительную систему, и она становится применима для автомобилей.

 

 

- Какая у вас тема кандидатской диссертации?

- «Радиофотонный тензометрический комплекс на основе оптоволоконных адресных измерений и их применение в системе управления автомобилем». Мы уже опубликовали несколько научных статей на эту тему в соавторстве с моим научным руководителем, Айратом Жавдатовичем, заведующим кафедрой, Олегом Геннадьевичем, и другими аспирантами.

- Над чем вы работаете в данный момент?

- Мы сейчас работаем над тем, чтобы создать адресные волоконно-оптические датчики для того, чтобы провести эксперименты.

Начнем с того, что такое волоконно-оптический датчик. Это нить из стекла, очень тонкая. Датчик формируется внутри этого оптического волокна, там создается брэгговская решетка за счет периодического изменения показателя преломления волокна. Благодаря этому, запуская в волокно оптическое излучение, мы можем смотреть, на какой длине волны свет отражается от этой решетки. По этой длине волны мы можем сказать, насколько растянуто или сжато волокно в конкретном месте. Такие датчики можно поставить на подшипник и смотреть, насколько деформируется кольцо подшипника. Это нужно, чтобы определить, какая нагрузка действует на подшипник: чем сильнее нагрузка, тем больше растягивается волокно. И, зная эту нагрузку, можно сказать, насколько хорошо тормозит или разгоняется автомобиль и судить о состоянии дорожного покрытия. В зависимости от характеристик дорожного покрытия можно настроить и систему стабилизации, которая управляет колесами. Имея такую систему, мы можем сделать торможение и разгон более эффективным и поддерживать устойчивость автомобиля, а водитель, в свою очередь, сможет безопаснее управлять автомобилем. Это касается и беспилотных автомобилей, для них это даже более важно - получать информацию о состоянии дорожного полотна. Внутри автомобиля стоит блок обработки оптических сигналов. С этого блока данные передаются на компьютер, он обрабатывает эти данные и передает их системе стабилизации. 

***

- Насколько мне известно, вы состоите в сообществе фотоники SPIE. Расскажите подробнее.

- На базе нашей кафедры сформирована студенческая ячейка сообщества фотоники SPIE (Общество оптики и фотоники (Society of Photo-Optical Instrumentation Engineers) — профессиональное некоммерческое международное объединение учёных, инженеров и студентов в области оптики и фотоники. SPIE объединяет свыше 17 тысяч членов из разных уголков Земного шара, в том числе участников около 100 студенческих подразделений - прим.). Организация привлекает студентов для научно-исследовательских работ. Также за счет средств сообщества фотоники мы можем проводить различные конференции, приглашать иностранных специалистов в этой области. Я в нашей ячейке занимаю должность секретаря.

- Почему существование подобных сообществ полезно для университета?

- Прежде всего, это обмен опытом с иностранными коллегами, это развивает нас как специалистов. Участие в подобных сообществах дает возможность познакомиться с работами ведущих зарубежных ученых.

 

 

- Почему вы решили участвовать в программе «Кадровый резерв»?

- Я увидел в программе новые для себя возможности, чтобы совершенствоваться как преподавателю, уделять максимум внимания и научной работе - все условия для этого кадровый резерв предоставляет. Например, сейчас у нас идут курсы повышения квалификации по педагогике. То есть мы за короткий срок можем улучшить свои знания, умения и навыки по образовательной деятельности. Думаю, это очень полезно.

- Каким, по-вашему, должен быть член кадрового резерва КНИТУ-КАИ?

- Это человек, который любит выбранное направление, любит заниматься наукой, свою специальность, всегда готов учиться чему-то новому.

- Какие изменения вы бы предложили университету, будучи членом кадрового резерва?

- Я бы предложил наладить более активное взаимодействие между кафедрами, причем необязательно в рамках только одного института. Это можно реализовать, к примеру, выполняя совместные грантовые проекты. Технические науки являются прикладными, поэтому, сотрудничество разных кафедр могло бы помочь им найти новые применения для своих разработок. Возможно, это стимулировало бы изобретательскую активность университета.  

- Что бы вы пожелали тем людям, которые в будущем захотят поучаствовать в программе?

- Никогда не терять потребность в новых знаниях, сохранять стремление учиться новому, и, конечно, любить то, что ты делаешь.

 

Комментарий научного руководителя, д.т.н, профессора кафедры РФМТ Сахабутдинова Айрата Жавдатовича:

- Тема, которой занимается Тимур, довольно актуальна и не лишена новизны. Радиофотоника, а также методы и техника измерений в ней открывают новые возможности для создания измерительных систем с недостижимыми ранее характеристиками, которые применимы в различных областях промышленности, в том числе в автомобилестроении. Система, которую разрабатывает Тимур в рамках исследовательской работы, позволит в значительной степени повысить безопасность движения за счет встраиваемой в автомобиль системы контроля и мониторинга состояния дорожного полотна. С помощью нее автоматизированные системы автомобиля получат контроль над сцеплением колес с дорогой.

Тимур обладает незаурядными способностями к научной работе, всегда был в числе лучших студентов, несмотря на то, что занимался разнообразными направлениями. Его отличает дисциплинированность, целеустремленность и стремление добиваться качественных результатов своей работы. Большой потенциал Тимура мне видится и в его педагогической деятельности. Я считаю, что все это делает Тимура достойным участником кадрового резерва КАИ.


Автор:
Ксения Иванова, пресс-служба КНИТУ-КАИ

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Лицеисты СУНЦ КАИ стали победителями Всероссийского «Техно-вызова»

28.03.2024

Трое семиклассников Инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ привезли дипломы лидеров состязания в номинации «Аддитивные технологии»

КНИТУ-КАИ: в фокусе – управление человеческим капиталом

27.03.2024

В университете прошла проектно-аналитическая сессия с экспертами «Социоцентра»

Студентка КИТ КАИ стала «Медийщиком года» в Татарстане

27.03.2024

Состоялся финал Республиканской премии для обучающихся профессиональных образовательных организаций «Достижение года – 2023»

99 лет отметил ветеран КАИ Файзулхак Газизович Газизуллин

27.03.2024

Профессор-экономист, участник Парада Победы - 1945, живая легенда КАИ, Файзулхак Газизович принимал поздравления от коллег

На базе КНИТУ-КАИ появился новый диссертационный совет

26.03.2024

Министерство науки и высшего образования опубликовало приказ о выдаче разрешения на создание совета по защите диссертаций

Ученые КНИТУ-КАИ запатентовали новый способ изготовления оснастки

26.03.2024

Обновленная оснастка уже внедрена в производство на АО «УЗГА», АО «Кронштадт», АО «ИЭМЗ «Купол» и АО «ПРОМТЕХ-Ульяновск»

КНИТУ-КАИ приглашает всех на «Научный Бум»!

26.03.2024

Всероссийский карьерный форум «Научный BOOM» стартует 29 марта на площадке 8-го здания университета

В КНИТУ-КАИ обсудили перспективное развитие с экспертами «Социоцентра»

25.03.2024

С 25 по 27 марта в университете проходит проектно-аналитическая сессия (ПАС) по реализации программы «Приоритет 2030»

Студенты ИИЭиП заявили о себе на федеральных площадках

25.03.2024

Инсаф Тагиров и Рамиль Садыков вернулись из Москвы с новыми компетенциями