Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

«Студенты чувствуют, когда в работу вкладывают душу»

22.05.2020

Интервью с финалистом конкурса «Кадровый резерв» Александром Терентьевым.

Выпускник кафедры РДиЭУ, аспирант первого года кафедры лазерных технологий, преподаватель кафедры Александр Терентьев рассказал пресс-службе КНИТУ-КАИ о мечтах об авиации, преподавательских лайфхаках и магии в инженерном деле. 

-        Александр, в вашем портфолио написано, что вы из Сыктывкара. Как вы оказались здесь, в Казани, в КАИ?

-        В Сыктывкаре моя семья жила с 2006 года. До этого мы жили севернее, в городе Печора, это тоже Республика Коми. Город небольшой, но там есть свой аэропорт, там работала практически вся семья. Папа авиационный инженер, занимается технической эксплуатацией самолетов и двигателей; мама работает в диспетчерской службе, по профессии она инженер-строитель. Дед по папиной линии диспетчер, дед по маминой линии работал с авиационным оборудованием. Для меня звук Ан-24, который идет по рулежной дорожке, — это колыбельная. 

-        Вы, наверное, хотели пойти по стопам родителей. 

-        Естественно, с детсва были мечты об авиации. В детстве хотел стать летчиком, потом авиадиспетчером, авиаконструктором. Я лет в 10 знал, как работает газотурбинный двигатель, что такое шасси и где на нем колеса, представлял, что такое уравнение Бернулли (теорема Бернулли или интеграл Бернулли – закон, который устанавливает зависимость между скоростью стационарного потока жидкости и её давлением — прим.), знал про разность давлений снизу и сверху крыла; знал, что когда самолет «машет» крыльями – это нормально, ведь конструкция должна «дышать». Но физикой и математикой я основательно занялся только в 10-м классе. 

-        Почему?

-        В 2006 году мы переехали в Сыктывкар. До седьмого класса я учился в обычной школе, потом был выбор – пойти в лицей или гимназию. Поступить в лицей я не смог из-за слабой физмат базы, поэтому выбор пал на Пушкинскую гимназию с гуманитарным уклоном. Там я основательно подтянул английский. В 9 классе я решил из любопытства пойти на ГИА по физике, и неожиданно мне понравилось решать задачи. Я продолжил заниматься в 10 и 11 классе углубленно, сдал ЕГЭ по физике, подал документы в несколько вузов и в итоге оставил оригиналы в КАИ. Изначально я поступил на специалитет, на кафедру Теплотехники и энергетического машиностроения ИАНТЭ, после второго курса перевелся на кафедру реактивных двигателей и энергетических установок. 

 

 

-        Сложно было учиться после гуманитарной гимназии?

-        На первых порах я всё свободное время учился, читал учебники. Параллельно я поступил на переводчика. Не знаю, как я всё успевал. После второго курса я перешел на кафедру РДиЭУ. 

-        В портфолио вы указали, что имеете патент. 

-        У нас был цикл предметов по ракетным двигателям, изучали процессы горения, эмиссии, то есть выделения в окружающую среду различных вредных веществ, например, угарного газа и разных окислов азота. И решил я написать патент по газотурбинным двигателям. Посоветовался с Алексеем Александровичем Лопатиным, подал патент и его одобрили. Потом мы с Алексеем Александровичем стали заниматься термоэлектрическими генераторами и их внедрением в газотурбинные двигатели. Тепловой КПД у термоэлектрического генератора 1-3%. Грубо говоря, это энергия из воздуха, только за счет тепла. Если такое устройство внедрить в газотурбинный двигатель, то прибавка будет колоссальная. Мы прорабатывали этот вопрос теоретически и делали экспериментальный стенд. 

-        Что вы делали после окончания специалитета?

-        Я защитил диплом и через некоторое время устроился на КАПО им. Горбунова. Спустя четыре месяца мне позвонил Алексей Александрович и предложил мне пойти в аспирантуру. Я прошел собеседование с ректором и стал аспирантом кафедры лазерных технологий, там я преподаю и занимаюсь научной работой. 

 

 

-        У вас раньше был опыт работы с людьми?

-        Да, во время студенчества я подрабатывал: демонстрировал технику в строительном магазине. Ещё на выставке «Город роботов» показывал, для чего нужна та или иная установка или робот. Например, там было приспособление, которое надевалось на голову и снимало электроэнцефалограмму мозга. И нужно было заставить «силой мысли» управлять кубиком на экране. Я наблюдал, как в серьезном мужчине просыпается пацан – потому что я уделил человеку время, рассказал, как это работает, он в свою очередь попробовал, ему понравилось. Меня ставили на самого скучного робота, – и народ шел. 

Я и со студентами стараюсь так же работать. В рамках одного предмета попробовал дать основы работы с ANSYS (ПО для инженерного анализа и численного моделирования – прим.). Объяснял им, долго, часов пять примерно, к каждому подходил и объяснял на пальцах, зато каждый понял, как работать. Им понравилось, что я с ними так долго и упорно сидел. Студенты чувствуют, когда в работу вкладывают душу. 

-        Кто из преподавателей КАИ вам запомнился больше всего? 

-        Могу особенно отметить Германа Викторовича Демидова с кафедры машиноведения и инженерной графики, он у нас вел начертательную геометрию. Он хорошо давал материал на практических занятиях.  Окончательно я понял предмет только на экзамене: он принимал не ради оценки, а с теми, кто хочет понять предмет, сидел до победного – и объяснял. За это ему большое спасибо. Еще отмечу Алмаза Фивзатовича Гайсина. У него на занятиях по физике я подметил прием, который успешно опробовал. Например, сдают студенты лабораторную работу. Ставлю их полукругом перед доской, – и начинают мне рассказывать. Вижу, у кого-то тускнеет взгляд – и я сразу переключаюсь на него. И таким образом нагружаю больше тех, кто кажется потерянным или стеснительным. И видно, как студент раскрывается, как интерес к предмету. У нас в основном ребята стеснительные, и вызывать по отдельности к доске не особо эффективно. А вот когда ставишь их всех вместе, прививается коллективный разум – формируется свое собственное понимание предмета. Ведь смысл учебы в том, чтобы сформировать образ мышления, а не получить какую-то оценку. 

-        Будучи в кадровом резерве, какие бы вы предложили изменения?

-        Я считаю, что всему университету нужна сильная физико-математическая база с первого курса. Конечно, сейчас все расчеты производятся на компьютере, но, чтобы сделать расчет, нужно знать, как считать. 

Также у меня есть соображения насчет взаимодействия студента и преподавателя. Я считаю, что хорошим инженером не стать, если просто смотреть видео и читать литературу. Нужна модель взаимодействия «мастер-ученик», наставничество. Инженерную философию нужно закладывать. Во время выполнения одного из курсовых проектов Александр Иванович Глазунов с кафедры РДиЭУ как раз привил нам инженерную философию. Суть ее такая: проектируя какую-либо деталь или изделие, надо понимать, как её будут изготавливать, собирать и эксплуатировать. Надо очень много вещей держать в голове.  

 

 

-        Чем вы сейчас занимаетесь на кафедре, помимо преподавания?

-        Я занимаюсь топологической оптимизацией авиационных конструкций. Сейчас очень популярны композиты, но тем не менее, в авиационной технике от металлических частей не отказаться никак. Но развиваться и модернизировать как-то надо. Есть два метода: либо берем готовую деталь и ее оптимизируем, либо заново перепроектируем связку деталей – это называется генеративным дизайном. Сейчас стоит задача по перепроектированию многих деталей. Мне нравится работать в КАИ, потому что здесь у меня много возможностей для реализации своих идей. Здесь я могу сгенерировать деталь и распечатать ее на 3D-принтере. Мало какому рядовому инженеру удается пройти этот цикл от разработки детали до ее физического воплощения. В этом есть своя магия. 

 

Комментарий научного руководителя, заведующего кафедрой лазерных технологий, ректора КНИТУ-КАИ Альберта Гильмутдинова:

-        Тема диссертации Александра Терентьева чрезвычайно актуальна. Она посвящена исследованию влияния акустического воздействия на процессы аддитивного производства. Тема очень новая, идея перспективная и крайне востребованная для промышленности. 

Что касается вопроса, является ли Александр достойным членом кадрового резерва, не сомневаюсь, что он – достойная, сильная кандидатура. Александр очень мотивированный, работоспособный, дисциплинированный человек, с очень хорошей образовательной подготовкой, талантливый, креативный. У него есть опыт работы на производстве. Поэтому я убежден, что Александр занимает достойное место в кадровом резерве университета, и в будущем он вместе с еще одним представителем нашей кафедры Сергеем Никифоровым составит ядро не только нашей кафедры, но и университета в целом.


Автор:
Ксения Иванова, Наиля Бадыкшанова, пресс-служба КНИТУ-КАИ

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Полезная папка в руках первокурсников КНИТУ-КАИ

25.09.2020

Если увидите юношей и девушек с красочной папкой, на которой красуется логотип КАИ. Знайте, перед вами студенты I курса вуза.

Российский совет олимпиад школьников отметил лицей КАИ

25.09.2020

Инженерный лицей-интернат получил благодарность за подготовку победителей и призеров олимпиад.

Минобрнауки утвердило новые правила приема в вузы

25.09.2020

Новые правила вступят в силу с 2021/2022 учебного года.

К 135-летию Сергея Лебедева

25.09.2020

25 сентября исполняется 135 лет со дня рождения одного из основоположников инженерного образования КАИ С. Ф. Лебедева.

Научно-технический семинар

24.09.2020

К 100-летию Виктора Иосифовича Локая.

58-й Слёт Турклуба КАИ

24.09.2020

Слёт пройдет со 2 по 4 октября на берегу реки Юшут в Республике Марий Эл.

У студентов КНИТУ-КАИ I место в онлайн-хакатоне «Digital SuperHero»

24.09.2020

Финальный онлайн-хакатон прошел в рамках форума KAZAN DIGITAL WEEK 2020.

Сотрудники КНИТУ-КАИ получили почетную награду фестиваля «КрымДок»

24.09.2020

Специальным дипломом жюри III Крымского фестиваля документального кино «КрымДок» был отмечен фильм «Будьте же счастливы».

Рабочий визит компании “Ferry Vatt”

23.09.2020

Представители посетили инжиниринговый центр «КАИ-Лазер», центр композитных технологий и лаборатории кафедры лазерных технологий.