Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Модели применения онлайн-курсов

17.06.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Данная публикация продолжает серию аналитических заметок, посвящённых опыту применения онлайн-обучения в вузах России, по итогам серии вебинаров, организованных ООО «Юрайт Академия» в мае 2020 г. Напомним, что предыдущий материал нашей рубрики был посвящён анализу опыта Московского авиационного института в области проведения лабораторных работ по техническим дисциплинам при онлайн-обучении. Здесь мы хотим остановиться на другом очень важном вопросе – моделях применения онлайн-курсов при реализации образовательных программ. Рассмотрим подход к решению этого вопроса, предложенный в Уральском Федеральном университете (по материалам доклада директора Центра развития онлайн-обучения УрФУ Александры Владимировны Кузьминой на вебинаре «Юрайт Академии» от 28.05.2020).

Прежде, чем перейти непосредственно к рассмотрению моделей онлайн-обучения, необходимо остановиться на вопросе:

Каковы основные направления развития онлайн-обучения в России?

В докладе были выделены три основных направления, озвученных на состоявшейся в конце 2018 г. встрече Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева с ректорами российских вузов.

1) развитие единой платформы онлайн образования по основным и дополнительным образовательным программам

2) расширение использования онлайн-обучения при реализации основных образовательных программ, в том числе – в заочной форме;

 3) использование графических индикаторов (QR-кодов) в документах об образовании (повышении квалификации) для обеспечения доступа работодателей к портфолио выпускников.

Национальный проект «Образование» в числе прочих целей развития онлайн-обучения провозглашает свободный доступ к образовательным ресурсам и контроль качества образовательных программ. Утверждается, что к концу 2024 г. более 20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины или модули по выбору в онлайн-формате. В проекте также закреплена необходимость организации виртуальной академической мобильности, предполагающей использование университетами, помимо собственных онлайн-курсов, образовательные ресурсы иных образовательных организаций (и даже индустриальных партнёров). Это должно обеспечить соответствие уровня подготовки студентов мировым стандартам качества.

Несмотря на то, что термины «онлайн-обучение», «онлайн-курс» у всех на слуху, не будет лишним напомнить основные квалифицирующие признаки онлайн-курса.

Каковы основные квалифицирующие признаки онлайн-курса?

Как подчеркнул докладчик, это

– во-первых, это реализация полного цикла обучения с применением исключительно электронного обучения и, что особенно важно, – обязательная оценка степени достижения конкретных результатов обучения (компетенций);

– во-вторых, проектирование онлайн-курса происходит «с конца»: сначала определяются ожидаемые результаты обучения, на их основе разрабатываются проверочные материалы, и лишь потом создаётся контент (лекции, в том числе видео, скринкасты, презентации, текстографические  материалы и т.д.).

Заметим, что в УрФУ под термином «онлайн-курс» понимают массовый и открытый онлайн-курс (МООК), в КНИТУ-КАИ мы различаем эти понятия. Напомним, что в нашем университете термин «онлайн-курс» понимается шире – онлайн-курс не обязательно должен быть массовым, и не обязательно открытым, он может предназначаться, например, для использования внутри вуза в рамках модели дистанционного или даже смешанного обучения. 

Какие факторы определяют решение вуза о запуске в производство того или иного онлайн-курса?

В УрФУ, по словам А.В. Кузьминой, определяющими в решении этого вопроса являются два фактора:

– первое – это цель, целесообразность создания  собственного онлайн-курса;

– второе – это площадка, на которой курс будет размещён.

У университета есть три стратегических решения относительно выбора площадки. Это может быть:

– одна из международных площадок онлайн-обучения (Coursera, EdX… ) – мотивом для этого выбора является стремление к продвижению бренда вуза в мировом образовательном пространстве, к расширению партнёрских отношений с ведущими зарубежными вузами, к созданию совместных образовательных программ;

– российская национальная платформа «Открытое образование» – здесь УрФУ преследует две цели: расширение сетевого взаимодействия с российскими университетами и распространение собственных курсов и собственного опыта в российском образовательном пространстве, привлечение слушателей как из числа студентов, так и школьников, а также лиц, нуждающихся в повышении квалификации или занимающихся самообразованием. Важно, что размещение онлайн-курса на НПОО требует немалых «вливаний» ресурсов: финансовых (оплата вступительного и членского взносов) и трудовых (в университете должен быть создан штат работников, занимающихся сопровождением курса).

– локальная платформа университета. Многие вузы используют для этих целей LMS MOODLE. А.В. Кузьмина подчеркнула, что выбор локальной платформы – предпочтительный вариант для размещения «рабочих» версий онлайн-курсов, пригодных для использования в учебном процессе внутри вуза, но не отвечающих жёстким критериям, предъявляемым к качеству курсов на международных платформах и НПОО. (Напомним, что в КАИ также используется MOODLE, где размещаются онлайн-курсы для дистанционного и смешанного обучения по программам дополнительного образования, в то же время, для размещения электронных курсов, используемых для обеспечения веб-поддержки по основным образовательным программам, служит LMS Blackboard.)

Очень актуален вопрос:

Как выбрать «сторонний» онлайн-курс для включения в учебный процесс?

В УрФУ, по словам спикера, используется следующий порядок выбора онлайн-курсов для включения в учебный процесс (он не зависит от онлайн-платформы):

– нужно зайти на страницу курса, ознакомиться с его описанием. Оно должно включать:

– название курса (оно курса может не совпадать с названием дисциплины, для которой его предполагается использовать);

– трудоёмкость (объём академической нагрузки – он должен быть не меньше трудоёмкости соответствующей дисциплины, если речь идёт об исключительно дистанционном обучении, и, соответственно, не больше этого объёма, если речь идёт о смешанном обучении), при этом также важна продолжительность курса (в неделях) и объём недельной нагрузки  (в часах);

– сроки начала и окончания обучения (так, на НПОО онлайн-курсы обычно запускаются два раза в год);

– тематику (содержание);

– ожидаемые результаты обучения (компетенции) – если они совпадают с результатами обучения по дисциплине, то онлайн курс можно использовать в рамках модели чисто дистанционного обучения, однако при выявлении расхождений в ожидаемых результатах обучения можно говорить лишь о частичном «покрытии» дисциплины онлайн-курсом, то есть только о смешанной модели обучения;

– рекомендуемые направления подготовки, в которых может быть использован онлайн-курс.

Решение о выборе онлайн-курса в УрФУ принимает руководитель образовательной программы. Важно, что при онлайн-обучении сильно меняется роль преподавателя, причём в значительной степени это зависит от модели обучения. Эти вопросы мы рассмотрим в наших последующих публикациях.

Уважаемые преподаватели КНИТУ-КАИ! Обращаем Ваше внимание на то, что 22 – 26 июня образовательная платформа «Юрайт» проводит серию вебинаров в рамках «Летней школы преподавателя» – «Пять цифровых навыков для дистанта» [3]. Предлагаем Вам принять участие в вебинарах «Летней школы».

Приглашаем преподавателей КНИТУ-КАИ и всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении вопросов электронного обучения в вузе.

Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:

– электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;

– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ».

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники

1. Лабораторные работы в онлайн-обучении // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 29.05.2020.

2. Модели применения онлайн-курсов в образовательных продуктах университета. // Видеозапись вебинара ООО «Юрайт Академия» от 28.05.20, спикер: А. В. Кузьмина.

3. Национальный проект «Образование» // Раздел Портала Правительства Российской Федерации.


Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Институту радиоэлектроники, фотоники и цифровых технологий – 70 лет

20.05.2022

Университет в год 90-летия отмечает еще несколько крупных дат – 70 лет исполнилось радиотехническому (пятому) факультету.

Определился чемпион Комплексной спартакиады КАИ по футболу

20.05.2022

Вчера завершились соревнования по футболу 8х8 в рамках Комплексной спартакиады КНИТУ-КАИ 2021/22.

Студенты ИАЭП посетили ФБУ «ЦСМ Татарстан»

20.05.2022

Вчера в преддверии Всемирного дня метрологии студенты КНИТУ-КАИ ознакомились с деятельностью и историей ФБУ «ЦСМ Татарстан».

Каким будет КАИ в 2030 году?

20.05.2022

На этот вопрос отвечали руководство и сотрудники КНИТУ-КАИ совместно с экспертами в рамках стратегической сессии.

Студенты КАИ посетили тренинги, мастер-классы и сессии Youth RIGF 2022

19.05.2022

Учащиеся ИИЭИП и ВШПИТ представили КНИТУ-КАИ на втором Молодёжном форуме по управлению Интернетом (Youth RIGF 2022).

Филиал КНИТУ-КАИ принял участие в Республиканской школе актива

19.05.2022

В Инжиниринговом центре НЧИ КФУ прошла Республиканская студенческая школа актива по качеству образования.

Эльмире Кремлёвой присвоена учёная степень кандидата технических наук

19.05.2022

Старшему преподавателю кафедры прикладной математики и информатики присвоена учёная степень кандидата технических наук.

КАИсты встретились с представителями студенческих отрядов проводников

19.05.2022

В 8 здании КНИТУ-КАИ прошла встреча студентов ИИЭиП и ИАНТЭ с представителями движения «Российские Студенческие Отряды».

КАИ принял участие в одном из крупнейших марафонов страны TIMERMAN

18.05.2022

При содействии руководства вуза и поддержке профкома 70 сотрудников и студентов КНИТУ-КАИ приняли участие на разных дистанциях.