Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

К.Фролов, П.Шиллинг, А.Теляковский – великие ученые, инженеры, юбиляры 2021 года.

08.02.2021

В рубрике «Год науки и технологий» мы продолжаем рассказывать об ученых, инженерах и изобретателях.

Неодинаков их творческий дар, различен и их вклад в развитие техники и технических наук, но каждому из них человечество благодарно за их богатейшее научное наследие.

 

Козьма Дмитриевич Фролов — замечательный русский гидротехник, строитель крупнейших в свое время гидротехнических сооружений.

Родился 29 июня (10 июля) 1726 года в Полевском заводе, на Урале, в семье мастерового.

У подножья Азов-горы и Думной начал Козьма Фролов свой жизненный путь. Полевской завод, где родился Козьма Дмитриевич, сооружен в 1724—1725 гг. Заводская плотина, завод с плавильными печами и кричным горном, вододействующие меха и молоты, печи для обжига руд были знакомы Козьме Фролову с самого раннего детства. Фролова окружали вододействующие механизмы и гидросиловые установки, развитию которых он посвятил впоследствии всю свою жизнь.

Полевской завод

В 1758 г. К.Д.Фролов уже имел унтер-офицерское звание (горного техника). Как выдающегося специалиста по добыче золота его послали в Олонецкий край «для установления горных работ и промывки золота» на Воицком руднике. В 1759 г. Он возвра­тился на Урал и был назначен руководителем горных заводов на Березовских золотых промыслах. Здесь он построил «по собственному изобретению промываленную машину, на которой выплавка производилась гораздо успешнее».  

Наивысшие успехи К.Д.Фролова связаны с созданными им гидросиловыми установками. Взамен обычной тяжелой и дорогой водоудержательной плотины К.Д. Фролов ввел легкую, дешевую водоподъемную плотину.

В предприятиях, созданных К.Д.Фроловым, все было новым, неожиданным. Ни русская, ни мировая практика того времени не знала ничего подобного тому, что выполнил замечательный новатор.

Создав в 1763—1765 гг. систему машин, приводимых в действие центральным мотором, он далеко превзошел современный ему уровень технического развития.

Творцом змеиногорского подземного машинного мира, подлинного торжества технической кинематики и динамики, был К. Д. Фролов. В 70—80-е годы XVIII в. он создал огромную подземную гидросиловую систему для откачки вод и выдачи на-гора руды и породы. 

Гидросиловая установка К.Д.Фролова безотказно работала долгие десятилетия, подвергаясь лишь несущественным перестройкам отдельных частных элементов.

Установка К. Д. Фролова, обслуживавшая рудник, непрерывно действовала отлично, без перебоев. Он построил первую в России чугунную дорогу длиной около двух километров с конной тягой, соединявшую Змеиногорский рудник и Корбалихинский сереброплавильный завод. Эта дорога составляла только малую часть его обширного проекта создания конных рельсовых дорог для заводских нужд общей протяженностью свыше 150 километров.

Подробнее об К.Д. Фролове

 

Павел Львович Шиллинг был физиком и востоковедом, криптографом и литографом, но известен главным образом как основоположник электромагнитной телеграфии и электро-минной техники.

Павел Львович Шиллинг родился в Ревеле (ныне Таллин) 16 апреля 1786 г. Однако детство до 11-летнего возраста он провел в Казани, где его отец командовал 23-м Низовским пехотным полком. После смерти отца, в 1797 г., Шиллинг был принят в кадетский корпус, по окончании которого в 1802 г. Получил назначение в Генеральный штаб.

В 1803 г. П. Л. Шиллинг оставил военную службу и поступил в Коллегию иностранных дел, после чего был направлен в распоряжение рус­ского посла в Мюнхене. В последующее десятилетие, в Мюнхене П. Л. Шиллинг сблизился с крупными представителями науки.

Два года непрерывной работы над совершенствованием изолированных проводников и химических источников электрического тока позволили П. Л. Шиллингу осуществить свое первое самостоятельное изобретение— в 1812 г. он успешно произвел на Неве взрыв подводной мины при помощи электрического запала.

С началом Отечественной войны 1812 г. П. Л. Шиллинг добился направления в действующую армию и за проявленный в боях героизм был награжден орденами и саблей «За храбрость»…

В конце 1828 г. П. Л. Шиллинг был избран в члены-корреспонденты Петербургской академии наук. Это была награда за 15 лет весьма деятельного изучения письменных памятников восточной культуры. За этот период он сумел собрать редкую по тем временам коллекцию тибетских, монгольских, китайских и японских сочинений. «…Эта коллекция послужит основой для создания восточноазиатской библиотеки».

Большинство современников видело в П. Л. Шиллинге только востоковеда, а к его элек­тротехническим опытам серьезно не относилось. В то время еще немногие, да и то из числа физиков, наиболее близко знавших работы П. Л. Шиллинга, умели оценить важность этих опытов, а главное, понять внутреннюю логическую связь, которая в действительности существовала между, казалось бы, совершенно разнохарактерными интересами изобретателя. Изобретение П. Л. Шиллингом «языка знаков», т. е. телеграфного кода, действительно явилось главной предпосылкой успешного разрешения всей задачи устройства электромагнитного телеграфа.

«Изобретение азбуки — пишет известный знаток телеграфных механизмов Г. Гаррисон, — логически предшествует изобретению аппарата, ибо тем самым, что установлена азбука, главные черты аппарата в сущности уже даны».

Заслуга П. Л. Шиллинга прежде всего в том и состоит, что он первым понял необходимость разработать и применить специальную телеграфную азбуку для электромагнитного телеграфа и первым провозгласил код основной телеграфии.

Разработанные Шиллингом образцы двоичного кода явились основой для развития телеграфии, а затем и ряда других важнейших отраслей техники.

Первая публичная демонстрация электромагнитного телеграфа состоялась 21 октября 1832 г. в квартире П. Л. Шиллинга на Царицыном лугу. Известный гейдельбергский физик Г. В. Мунке оценил электромагнитный теле­граф как изобретение, которому принадлежит будущее.

Таким образом, оказались совершенно справедливыми слова, написанные Б. С. Якоби по поводу смерти П. Л. Шиллинга: «...имя Шиллинга не может быть забыто в истории изобретений, да оно и не будет забыто, ибо распространение телеграфа послужит памятником его неутомимой деятельности».

Подробнее о П.Шиллинг

 

С именем Аркадия Захариевича Теляковского - военного инженера и генерал-лейтенанта связана целая эпоха в развитии как русской, так и западноевропейской фортификации — науки об устройстве и применении укреплений на полях сражений.

Аркадий Захарьевич Теляковский родился 6 ноября 1806 г. Девятнадцати лет он окончил курс Главного инженерного училища первым, с занесением имени на мраморную доску и был произведен в подпоручики.

С началом русско-турецкой войны 1828— 1829 гг. он был направлен на Балканы. За свои боевые заслуги он получил несколько орденов и в том числе высшие ордена того времени: Владимира и Георгия.

В 1832 г., находясь уже в столице в Строительном департаменте, он, начал читать лекции по фортификации в Павловском кадетском корпусе, где вскоре и занял кафедру фортификации.

В 1839 г. первая часть общего руководства «Фортификация» под названием «Фортификация полевая» А.З. Теляковского вышла из печати. В 1840 г. Академия наук присудила за нее А. 3. Теляковскому Демидовскую премию.

В 1846 г. выходит вторая часть «Фортификация долговременная».

«Фортификация» А.3.Теляковского была переведена почти на все европейские языки, в том числе на шведский, датский и испанский, и была принята в качестве руководства в некоторых военных школах западноевропейских стран. Работы А.3.Теляковского были построены на русском опыте, на примерах борьбы за русские укрепления.

Академия наук в своем постановлении о присуждении премии специально отмечает это обстоятельство, говоря, что в книгах А.3.Теляковского «раскрыта связь фортификации с тактикой и стратегией», которая до него отсутствовала.

А.3.Теляковский требовал инженерного обеспечения и активности обороны, как тактической, так и стратегической, составлявшей другую особенность русского военного искусства. Именно в этой области он сделал величайшее открытие в фортификации XIX в.

По его мнению, «удовлетворить требованиям теперешних больших армий могут одни большие крепости». «Большими крепостями» А.3.Теляковский называл фортовые крепости. Впоследствии Энгельс в своей статье «Фортификация» говорит, что фортовая крепость открывала «новую эру не только в фортификации, но также и в способах нападения на крепость, в ее обороне и даже в общей стратегии» т. е. он подтверждает выводы Теляковского.

Подробнее об А.Теляковском

 

Об этих и других юбилярах этого 2021 года вы можете прочитать в рубрике «Год науки и технологий», где представлены очередные материалы из фондов НТБ им. Н.Г. Четаева о великих учёных и открытиях по страницам многотомника «Люди русской науки».

Напомним, что в 2020 году мы представили книгу - «Люди русской науки» о юбилярах 2020 года.