Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»
Начнём с результатов анализа российского рынка онлайн-образования за 2020 год, проведенного исследовательским проектом Barometer по инициативе основательницы продюсерского центра онлайн-образования MyProduce. Александры Дорофеевой и венчурного инвестора, основателя A.Partners Алексея Соловьева (подробнее см. здесь).
В исследовании приняли участие: анкетирование – 1000 основателей, преподавателей и сотрудников онлайн-школ, курсов, организаторов марафонов; индивидуальное интервью – блогеры и публичные личности с количеством подписчиков до 150000 человек; комментарии - 12 экспертов, лидеров онлайн-образования.
Основные выводы: 48% основателей проектов в сфере онлайн-образования пришли из собственного бизнеса, а 42% - из работы по найму. При этом 29% респондентов создали проект в онлайн-образовании, не связанный с отраслью, в которой они работали ранее. В 2019 году таких ответов было почти в 2 раза больше. Интересно, что 44% респондентов в 2019 году ответили, что ранее работали в образовательных учреждениях, а в 2020 году-таких было 36%
«Образование – одна из самых доступных жизненно важных ниш и при этом больших по размеру рынков, которые создают пространство возможностей для людей с энергией, амбициями предпринимателей, экспертными знаниями (или мнимыми знаниями) и желаниями стать бенефициаром в этой области. Все эти процессы зрели и выходили на поверхность в последние годы. Но 2020 год с пандемией выступил мощным дополнительным катализатором».
Отраслевые эксперты и публичные личности (например, блогеры) больше остальных групп респондентов мотивированы на передачу знаний. Это единственные категории участников, для которых стремление обучать превалирует над целью заработать.
Показательна следующая иллюстрация ответов:
«На российском рынке онлайн-образования происходит настоящая революция. Ниша образования десятилетиями была монополизирована государством. А всё, что монополизировано, как правило, со временем становится неэффективным. EdTech входит в топ-10 самых привлекательных областей для венчурных инвестиций. По разным оценкам, его емкость составляет около 30 млрд рублей, а динамика ежегодного роста последние два года составляет около 25-30%. В этот сектор активно инвестируют крупные компании — свои проекты в этой сфере есть у «Сбербанка», Mail.ru, «Северстали». Like Центр в конце прошлого года также привлек в капитал стратегического инвестора, который выкупил долю в 10,5%. Это известный российский предприниматель, который управляет бизнесом стоимостью более 1 млрд долларов. Мы видим, что присматриваются к этому рынку и другие крупные игроки. Российскому рынку есть куда расти. Для сравнения: ведущая компания на рынке EdTech США Chegg имеет капитализацию $8,7 млрд (+92% с 11 марта 2020 года), а китайский рынок Education Tech, который по итогам 2018 года оценивался в 37 млрд долларов, к 2022 году может увеличиться вдвое».
(Подробнее см. EdTech 2020: как меняется образование при помощи онлайн-сервисов и VR, 35 крупнейших EdTech-компаний России: рейтинг РБК)
Тенденции онлайн-обучения в 2021 году
По некоторым оценкам специалистов, инвестиции в онлайн-обучение в мире за прошедший год составили более 18 млрд долларов. Прогноз на 2025 дает цифру в 350 млрд долларов. Это означает, что в ближайшее время область онлайн-образования будет активно расти и уже можно выделить некоторые тенденции сферы на ближайший год:
Один из самых заметных EdTech-трендов в мире за последнее время — смещение фокуса с массовых онлайн-курсов на персонализированное обучение. Популярность видеолекций объяснялась тем, что это самый доступный и недорогой формат, который проще всего реализовать, но по своей эффективности он мало чем отличается от стандартных университетских занятий. Постепенно такие курсы уступают место продуктам, позволяющим формировать индивидуальные образовательные траектории. Это программы, которые либо адаптируются под потребности каждого человека, либо дают возможность самостоятельно собирать свой процесс обучения.
О трендах цифрового образования с 25 по 29 января 2021 года шла речь и на традиционной «Зимней школе преподавателей», которую в этом году проводила Академия ЮРАЙТА для 10909 зарегистрированных участников из 1790 учебных заведений и 578 городов.
В первый день VIII Зимней школы преподавателя участники говорили о самых разных аспектах цифровой трансформации. Записи всех вебинаров доступны на YouTube-канале.
Руководители и эксперты из ведущих вузов России обсудили ситуацию, которая сложилась в нашей образовательной системе во время пандемии, и попытались ответить на вопрос, какая стратегия цифровой трансформации в итоге победит.
Модерировал дискуссию Дмитрий Земцов, проректор по развитию Дальневосточного федерального университета, лидер рабочей группы национальной технологической инициативы по развитию дополнительного и неформального образования «Кружковое движение», председатель Правления Ассоциации участников технологических кружков.
Кирилл Зиньковский, кандидат экономических наук, директор Центра финансово-экономических решений Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», поделился своим взглядом на образовательные тренды, которые определились во время пандемии, — в частности, эксперт выделил прозрачность системы образования: «Тренд разбора образовательных программ на составляющие и оценки этих составляющих рынком появился еще до пандемии, но сейчас проявился в полной мере. Образование становится все более транспарентным». Мнение эксперта поддержали многие коллеги, в том числе Ольга Назайкинская (СКОЛКОВО).
Спикер рассказал о системе образования с экономической точки зрения и поделился с коллегами важной идеей: «В цифровой трансформации высшего образования надо опасаться отставания в конкуренции и надеяться на нее, потому что это двигатель нашего развития».
Евгений Муханов, проректор по проектно-инновационной деятельности и международному сотрудничеству Южного федерального университета, поделился с коллегами своим видением новых принципов существования университета: «Университеты должны пересмотреть не только программы развития, но и принципы существования — переформатировать понимание науки, которая должна быть открытой и глобальной, основанной на маркетинге, понимание образования, которое должно быть основано на проектах и исследованиях, переформатировать понимание миссии университета. Только тогда вузы будут востребованы»; «Принципами существования университета сейчас становятся риск-менеджмент, оценка всех новых инициатив и постоянная диверсификация программ и проектов. Университеты — система, основанная на почитании традиций, а эти принципы уже не соответствуют ожиданиям мира, в котором мы живем».
Ольга Назайкинская, директор Центра трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО, начала свое выступление на дискуссии с оптимистичной ноты: «Я бы предложила ничего не опасаться, а считать риски. Если мы находимся в кризисной ситуации, то ее надо воспринимать как возможность экспериментировать, находить нестандартные решения и считать риски, тогда не придется ни на что надеяться и ничего опасаться». Эксперт уделила внимание «находкам» учебного процесса, которые набирают популярность вследствие пандемии, — в частности, такими находками стали подключение к занятиям практиков («Совместное ведение онлайн-занятий с практиками или вашими коллегами из другого вуза, города, страны настолько насыщает учебный процесс! Стоимость невелика или вообще не меняется, а студентам это очень интересно и важно») и работа в малых группах. Также эксперт подчеркнула важность правильной скорости подачи информации и ограниченности ее объемов, которую на дистанте многие переоценивают и дают студентам слишком много материала.
Андрей Лямин, доктор технических наук, начальник Департамента открытого образования Университета ИТМО, в ходе дискуссии обратил внимание на повышение сложности задач и повышение требований к администрации и преподавателям вузов: «Изменится организационная структура высшего образования, технологии. Надеемся, участвуя в процессе цифровой трансформации, мы будем отвечать современным требованиям, ведь сложность задач постоянно растет». К таким требованиям относятся, в частности, емкость, лаконичность образовательных программ: «Мы должны переходить на модульную структуру, быть готовыми к укорочению образовательных программ» — и более тщательная и трудоемкая подготовка к занятиям: «Увеличивается больше всего трудоемкость подготовительной фазы — до занятия, когда преподаватель продумывает сценарий занятия, увеличиваются требования к подготовке».
В онлайне этот вебинар смотрели почти 2000 зрителей!
Участники обсудили экономическую сторону образовательных программ онлайн, уроки пандемии для вузов, изменившуюся расстановку сил и ролей в образовании.
— На онлайн-классе «Сетевое взаимодействие учебных заведений и стратегическое партнерство с “Юрайтом”» Туяна Будаева и Александр Сафонов («Юрайт») обсудили стратегическое партнерство с образовательными организациями и новые возможности сетевого взаимодействия;
— Дмитрий Рогозин (РАНХиГС) поделился своим взглядом на будущее дистанционного образования;
— На дискуссии «Назад пути нет: чего опасаться и на что надеяться в ходе цифровой трансформации» эксперты и руководители учебных заведений обсудили, как готовить к изменениям преподавателей, студентов, сотрудников, какую ситуацию в российском образовании продемонстрировала пандемия и чего стоит ожидать на горизонте планирования 3—5 лет;
— Участники мероприятия «Время студентов» обсудили, что нужно делать университету, чтобы оставаться ключевым и не терять свой статус, может ли университет работать с неопределенным будущим и какие навыки и формы обучения актуальны для студентов;
— Ольга Зверева, руководитель направления развития стажерских программ OZON, рассказала, как правильно организовать диалог между работодателями и выпускниками, которые приходят на стажировки;
— На дискуссии «Нормативные рамки или нормативные оковы? Тренды регулирования ВО и СПО» эксперты и руководители из ведущих вузов России обсудили нормативно-правовое регулирование сферы образования, правовой статус преподавателя и специфику российского видения учебного процесса.
Второй день VIII Зимней школы преподавателя «ЦУМК и новое поколение образовательных сервисов» был посвящён самым разным аспектам цифрового учебного контента и сервисам для преподавания и обучения.
На онлайн-классе «Цифровая эволюция редакционной политики и взаимодействия с авторами» Владимир Ершов («Юрайт») рассказал про новые модели и принципы в выстраивании взаимодействия с авторами и в организации работы по изданию учебного контента. “Юрайт” - первое издательство, которое стало позиционировать себя, как образовательная платформа!
Ирина Карелина (НИУ ВШЭ) на онлайн-классе «Университет: какой он? Лучшие практики и как их использовать в управлении университетом» рассказала об опыте управленческих практик университетов — участников Проекта 5-100, а также на примере ИТ-платформы «Глобальная университетская лаборатория» показала, как можно использовать этот опыт в своем учебном заведении.
В рубрике “Зарубежный опыт” Андрей Старинец (Оксфордский университет, Великобритания) обозначил различия между российской и зарубежной системами высшего образования, рассказал о нагрузке преподавателя Оксфордского университета и буквально взорвал чат!
На дискуссии «Расширяющаяся вселенная: цифровые университеты и экосистема образования» эксперты и руководители учебных заведений обсудили, в чем миссия университета, а что можно передать на аутсорс, какие экономические модели экосистем наиболее жизненны в российской практике, применима ли к образованию модель государственно-частного партнерства и многое другое.
На онлайн-классе “Тренды корпоративного обучения” Мария Дмитриева («Газпром нефть») назвала интересные цифры внутри Корпоративного университета Газпром нефти: 120 000 циклов обучений сотрудников, 3000+ партнеров-подрядчиков, 1000+ внутренних тренеров, 40 профессиональных кафедр, 470+ очных программ, 431 онлайн-курс.
На дискуссии «Тихая революция: цифровая трансформация учебного контента, авторства и библиотек» обсудили, каким должен быть учебный контент будущего, как построить экосистему контента с учетом принципов открытого доступа, в чем состоит мотивация авторов и авторских коллективов и как библиотеке стать цифровым центром компетенций.
В ходе третьего дня VIII Зимней школы преподавателя прошло сразу несколько разноформатных мероприятий, посвященных теме «Проектное обучение и трудоустройство выпускников».
— Галина Никитина, заместитель проректора по учебной работе Московского Политеха, рассказала, как устроена проектная работа в рамках университета и как этот вопрос был решен при переходе на дистанционный формат;
— Иван Чернышев, IT-директор Образовательной платформы «Юрайт», провел онлайн-класс, посвященный наглядной демонстрации возможностей нового сервиса «Юрайт.Задания». Также эксперт рассказал о сервисе «Входное тестирование» и привел интересную статистику по результатам периода, когда инструмент был доступен на платформе бесплатно;
— В рубрике «Зарубежный опыт» Андрей Аграчев (SISSA, Международная школа передовых исследований, Италия) обозначил различия между российским и европейским подходами к образованию, высказал свое мнение о дистанционном формате обучения в аспирантуре;
— На дискуссии «Трудное трудоустройство: образование и рынок труда» эксперты и руководители учебных заведений обсудили, смогут ли выпускники эпохи пандемии найти работу, что более востребовано работодателем — hard или soft skills и кого готовить — универсала или профессионала. «Надо не просто улавливать тренды рынка труда, а создавать их самим»;
— Рубрика «Время студентов» стала возможностью для учащихся обсудить, можно ли считаться предпринимателем, если ты студент, как заработать первые деньги, работая на себя, и стоит ли считать предпринимательство профессией или призванием. После этого Камилла Стоянова рассказала обо всех элементах обучения внутри Корпоративного университета «Газпром нефть» и обозначила особенно ценные для современных компаний компетенции специалистов;
— Екатерина Барабанова, директор по развитию персонала «Ростелекома», рассказала, по каким критериям отбирают молодых сотрудников и на что обращают внимание в первую очередь;
— На дискуссии «Колледжи будущего» спикеры обсудили, каким должен быть учебный контент будущего, как построить экосистему контента с учетом принципов открытого доступа, в чем состоит мотивация авторов и авторских коллективов и как библиотеке стать цифровым центром компетенций.
Четвертый день был посвящен непростой, постоянно звучащей в последнее время в образовании теме. Спикеры говорили о сборе и анализе Big Data в вузах и колледжах, способах изучения цифровых следов студентами, использовании данных в образовательном процессе и многом другом.
— В рубрике «Зарубежный опыт» Юрий Поликанов (колледж свободных наук и искусств Департамента биологических наук Университета штата Иллинойс, США) рассказал о разнице образовательных методик в России и в США, о том, как осуществляют контроль над содержанием курсов в Америке, и о мотивации студентов.
— На дискуссии «Университетские исследования или исследовательские университеты?» эксперты и руководители учебных заведений обсудили, как коммерциализировать университетские научные разработки и налаживать связи с предприятиями, чем вовлекать молодежь в науку, где проходит грань между ролью преподавателя и исследователя.
— Онлайн-класс «Перспективы образовательных исследований» провел Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики», говоря о направлениях трансформации исследовательской повестки и методов исследования;
— В рубрике «Взгляд работодателей» Вадим Большунов («Мираторг») рассказал о программе «Поколение Мираторг», о взаимодействии компании с высшими и средними учебными заведениями, о том, на что обращает внимание компания при наборе команды и на чем стоит сфокусироваться самому студенту.
— Студенты собрались для дискуссии на тему «Как молодому ученому построить академическую карьеру», в ходе которой обсудили плюсы и минусы академической карьеры и поговорили о качествах, которыми должен обладать научный руководитель.
— На дискуссии «Закономерные неожиданности: чем живет доказательное образование в России» эксперты и руководители учебных заведений обсудили, каковы ближайшие горизонты исследований в доказательном образовании, на что имеет смысл обращать внимание в море данных, готово ли академическое сообщество к цифровой открытости и как доказательное образование ведет к экономическим результатам.
Пятый день VIII Зимней школы преподавателя «Новая академическая культура», завершил супермарафон, в котором было 10 900 участников из 1790 учебных заведений и 578 городов.
В заключении Школы речь шла о воспитании академических ценностей у молодого поколения, о цифровой этике и коммуникации преподавателя и учащегося в смешанном и дистанционном форматах обучения, о современных качествах педагога и многом другом.
Эксперты и руководители учебных заведений собрались на панельной дискуссии «Что такое хорошо и что такое плохо: академическая этика в эру открытости», чтобы обсудить академическую этику, плагиат, цифровую публичность и контроль соблюдения этических норм. Модерировала дискуссию Анна Кулешова — кандидат социологических наук, председатель Совета по этике научных публикаций Ассоциации научных редакторов и издателей, член Комиссии Российской академии наук по противодействию фальсификации научных исследований, руководитель Департамента издательских программ Всероссийского центра изучения общественного мнения.
Анна Кулешова (кандидат социологических наук, председатель Совета по этике научных публикаций Ассоциации научных редакторов и издателей, член Комиссии Российской академии наук по противодействию фальсификации научных исследований, руководитель Департамента издательских программ Всероссийского центра изучения общественного мнения) начала дискуссию с утверждения, что невозможно рассматривать тему академической этики сугубо с одной точки зрения: «Новые стандарты и ценности, которые появились в научной среде, не так однозначны. У черного и белого есть много оттенков серого». Модератор задала импульс к обсуждению вопросом «Как академический мир опережает изменения ценностей в обществе или сопутствует им, какая здесь есть динамика?».
На вечерней Zoom-встрече Иван Чернышев, IT-директор Образовательной платформы «Юрайт», и Александр Сафонов, директор партнерских и образовательных программ Образовательной платформы «Юрайт», рассказали, как пройти тест и получить Удостоверение о повышении квалификации, показали результаты «Ментиметра», где участники высказали мнение о нововведениях, которые были на школе. После этого участники выходили в эфир и рассказывали о своих впечатлениях об онлайн-интенсиве.
В следующий раз мы обсудим мировые тренды цифрового образования и расскажем об опыте ведущих инженерных вузов.
Приглашаем к обсуждению вопросов цифровизации обучения в нашем вузе.
Нам очень важно Ваше мнение и опыт в электронном обучении!
Пожалуйста, ответьте на вопросы:
Преподаватели – здесь
Студенты - здесь
Для связи с отделом ЭТвО можно использовать:
– электронную почту: iishakirov@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru; gvivshina@kai.ru
– телефон: +7 (843) 231 16 31, 86-31.
Ждём Ваших вопросов и предложений.
Берегите себя!