Сегодня исполняется 25 лет авиационному побегу из афганского плена экипажа бывшего студента КАИ Владимира Шарпатова.
Владимир Шарпатов учился в Казанском авиационном институте и на третьем курсе поступил в Краснокутское летное училище, а затем окончил ленинградскую Академию гражданской авиации.
С середины шестидесятых годов работал в Тюмени, пилотировал Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ил-76, налетал более десяти тысяч часов, стал инспектором летно-штурманского отдела.
Во времена безработицы 90-х годов Владимиру Шарпатову предложили место в казанской авиакомпании «Аэростан», которая совершала полеты по миротворческой линии ООН в Саудовскую Аравию, Сомали, Сьерра-Леоне и другие страны. Летчик перевозил медикаменты, военную технику, амуницию, золото, народно-хозяйственные грузы: продукты, воду. По договоренности с компанией «Трансавиа» также поставляли боеприпасы для правительства Афганистана, боровшегося с исламским радикальным движением «Талибан» (движение запрещено в России как террористическое).
«В августе 1995 года на подлете к Кандагару в наушниках прозвучало: идите на посадку. На хвосте висел истребитель МиГ-21, под его крыльями ракеты. Под угрозой огня вынужден был произвести посадку», – рассказывает Владимир Шарпатов.
Так экипаж попал на 378 дней в плен к талибам, где они находились в очень тяжелых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи.
По словам летчика, российское правительство не очень активно действовало для освобождения экипажа. «Кто действительно пытался вызволить нас, так это президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Присылал разных переговорщиков, однажды почти условились об освобождении, но в последний момент все сорвалось. Предлагали обменять нас на «КАМАЗы», вертолеты, запчасти для самолетов, даже деньги на выкуп собрали — более двух миллионов долларов наличными… Но талибы цену набивали, мы для них служили козырной картой», – вспоминает Владимир Шарпатов.
Пилот вместе с экипажем разработали план побега, привели в рабочее состояние самолет, узнали пароли для пересечения границ – и 16 августа 1996 года дерзкий план побега воплотился в жизнь. Экипаж не повел самолет на север, где его в первую очередь стали бы искать талибы, а через Иран и ОАЭ вернулся в Россию. В Шардже их встречали представители авиакомпании «Трансавиа» и полиция.
ЮНЕСКО внес побег из талибского плена российского экипажа Ил-76 во главе с командиром Владимиром Шарпатовым в 10 важнейших событий, которые произошли на планете в 1996 году. Этот полет стал легендарным.
Пленники провели в Кандагаре 1 год и 13 дней. Летчику Владимиру Шарпатову 22 августа 1996 года указом президента Российской Федерации за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».
В марте летчику исполнился 81 год. Как говорит сам пилот, каждый год 16 августа он собирает друзей и отмечает дату «круче, чем день рождения».
«Теперь у меня два дня рождения», – говорит Владимир Шарпатов.
Сыновья героя также стали летчиками: окончили аэроклуб и еще в школе получили удостоверения пилотов-спортсменов.
- Автор:
- КНИТУ-КАИ