Рубрику продолжают первые преподаватели вуза: Болгарский А.В., Воробьев Г. Н., Григорьев Е.И.
Болгарский Андрей Владимирович (27.08.1886 - 27.11.1967)
Ученый в области теплотехники, доктор технических наук (1943), профессор (1944), Заслуженный деятель науки и техники ТАССР, РСФСР (1944,1967). Выпускник Петербургского технологического института (1914).
Родился 27 августа 1886 года в Казани в семье инженера-путейца. После окончания первой Казанской гимназии, учился на физико-математическом факультете КГУ, затем в Неаполитанском университете, продолжил образование в Петербургском технологическом институте, который окончил с отличием.
В КАИ Андрей Владимирович пришел в год его организации. До этого преподавал в техникумах и вузах г. Казани, работал в госплане ТАССР. Тридцать два года он был бессменным заведующем кафедры теплотехники (1932-1964), организатором ее лабораторий и исследовательских работ. Болгарский А.В. разработал и читал все основные теплотехнические курсы. Его лекции отличались научной строгостью, четкостью, глубиной и полнотой излагаемого материала. Основал Казанскую научную школу термодинамики.
В сфере его научных интересов – термодинамические процессы во влажных газах. Им опубликовано более 50 научных работ, в том числе несколько монографий. К наиболее значимым научным трудам относятся: «Влажный газ», «Рабочие процессы в жидкостно-реактивных двигателях» (совместно с В.К. Щукиным).
Андрей Владимирович олицетворял лучшие качества российской интеллигенции – порядочность, доброжелательность, чуткость. Все, кому довелось с ним работать или быть его учеником, это отмечали.
Им подготовлено 27 кандидатов, 6 докторов наук.
За плодотворную научную и педагогическую работу Болгарский А.В. награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Воробьев Герман Николаевич (21.03.1908 – 28.06.1991)
Конструктор и ученый в области проектирования летательных аппаратов. Профессор. Заслуженный деятель науки и техники ТАССР. Выпускник Новочеркасского авиационного института (1931).
С 1933 года жизнь и деятельность Г.Н. Воробьева неразрывно связана с КАИ, когда по решению Наркомата тяжелой промышленности, в числе четырех инженеров-конструкторов из Новочеркасска он был направлен в институт для организации опытного конструкторского бюро. Тогда же начинается и педагогическая деятельность Германа Николаевича – кафедра конструкций и проектирования самолетов и ОКБ работали в тесном содружестве. В ОКБ КАИ, руководителем которого стал заведующий кафедрой З.И. Ицкович, была начата работа по проектированию легких самолетов. В течение нескольких лет здесь были спроектированы и построены самолеты марки «КАИ».
При кафедре также был организован и планерный кружок, руководителем которого стал Герман Николаевич. На планере КАИ-1, спроектированном им, в 1936 году пилот-планерист И. Коротов установил всесоюзный рекорд дальности полета (377 км).
В 1937 году Г.Н. Воробьев в составе делегации ОКБ КАИ (З.И. Ицкович, И.Ф. Пархоменко, М.Н. Белоскурский) был командирован во Францию на авиационные заводы «Рено» для закупки лицензий и для ознакомления с авиационном производством. В 1938 году, после отъезда Ицковича из Казани, он возглавляет ОКБ.
В 1944 году Герман Николаевич был назначен заведующим кафедрой конструкций и проектирования самолетов (1944-1947, 1951-1978). Он много сделал для совершенствования конструкторской подготовки специалистов.
В 1948 году на кафедре под его руководством начинает работать студенческий кружок, на базе которого в 1956 году было создано первое студенческое конструкторское бюро (руководитель – М.П. Симонов). В 1959 году на базе СКБ-1 создается Государственное союзное опытно – конструкторское бюро спортивной авиации. Герман Николаевич с 1961 по 1967 гг. являлся главным конструктором ОКБ, продолжая оставаться заведующим кафедрой КиПЛА.
Под руководством Г.Н. Воробьева были спроектированы планеры семейства КАИ: от КАИ-1 до КАИ-19 включительно. Планеры КАИ-11 и КАИ-12 строились большими сериями и в 1950 – 1960-е годы были основными планерами в аэроклубах СССР.
Последние двадцать лет жизни он как конструктор много занимался подводными аппаратами.
Германом Николаевичем выполнены теоретические и экспериментальные исследования по механизации крыла, по проблемам взлета, посадки и буксировки крупногабаритных объектов. Под его руководством созданы подводные аппараты самолетной схемы для исследования Мирового океана.
Под его руководством подготовлено 6 кандидатов наук.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Григорьев Евгений Иванович (13.01.1876 – 05.09.1950)
Ученый в области математического анализа. Доктор физико-математических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Выпускник Казанского университета (1899).
В 1900 – 1908 гг. – преподаватель математики в 1-й Казанской гимназии, в 1908 – 1913 гг. – инспектор, учитель математики Саратовского реального училища и одновременно преподаватель математики педагогического училища и пехотных курсов. В КАИ с 1932 г. – первый зав. кафедрой высшей математики (1932 – 1950 гг.).
Направления научных исследований – элементарная математика и теория чисел.
Награжден орденом Ленина, медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
- Автор:
- Музей истории, Пресс-служба