Эксперты России обсудили специфику образовательных программ подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса.
Сегодня Федеральное учебно-методическое объединение по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки «Вооружение и военная техника» и «Авиационная и ракетно-космическая техника» провело выездное заседание в КНИТУ-КАИ.
В ходе встречи стороны обменялись подарками, а и.о. ректора КНИТУ-КАИ Тимур Алибаев принял поздравления с 90-летием вуза от представителей ФУМО, памятную медаль, книги, и стихотворение, посвящённое казанскому университету.
Руководитель университета провёл краткий экскурс в историю вуза и сообщил о предстоящих проектах КНИТУ-КАИ, отметив важность партнёрского взаимодействия с учёными и специалистами.
«Мы хотим вспомнить все традиции, которым славился КАИ в пределах всей нашей страны, сверить часы с нашими партнёрами в образовательной и научной сферах, чтобы уверенно смотреть в завтрашний день. В первую очередь, чтобы готовить тех специалистов, которые необходимы сегодня отрасли», - подчеркнул Тимур Алибаев.
Он сообщил, что КНИТУ-КАИ ведёт активную научно-исследовательскую работу в области авиационной и ракетно-космической техники – на полную мощность загружена аэродинамическая труба университета и испытательные лаборатории, создано несколько новых перспективных направлений в смежных областях.
Подводя к выступлениям коллег по ФГОС четвёртого поколения и новому перечню специальностей и направлений подготовки, профессор кафедры динамики и управления полётом ракет и космических аппаратов МГТУ им. Н.Э. Баумана Владимир Калугин обратил внимание на главную цель учебно-методической работы технических университетов.
«При теперешней обстановке мы задаём определённый ритм учебного процесса, создаём направления и специальности, магистерские и бакалаврские программы, чётко и ясно для себя понимая, что впереди у нас главная цель – инженер-разработчик, который будет производить нашу современную технику», - отметил он.
Участники обсудили ситуацию с образовательными стандартами, унификацией ФГОС, лицензированием закрытых специальностей, индикаторами, подушевым финансированием, процентом сохранности контингента студентов, вспомнили исторические аспекты укрупнения специальностей. Были затронуты возможности получения дополнительной квалификации в рамках образовательных программ, взаимодействие объединения с работодателями и повышение качества кадров для предприятий России.
Специалисты КНИТУ-КАИ поделились опытом решения актуальных задач в вузе.
Заведующий кафедрой реактивных двигателей и энергетических установок университета Алексей Лопатин рассказал о сотрудничестве КНИТУ-КАИ и Северо-Западного политехнического университета (Китая) на примере совместной образовательной программы бакалавриата «Двигатели летательных аппаратов». Заведующий кафедрой прочности конструкций Владимир Костин выступил с презентацией «О роли инвариантов в структурно-смысловом содержании специальных дисциплин (на примере магистерской программы «Авиастроение»)».
Сотрудники учебно-методического управления КНИТУ-КАИ привели примеры тематических проблем и их решений в вузе.
Начальник подразделения Екатерина Загребина рассказала об актуальных вопросах разработки рабочей программы воспитания, а замначальника Марина Никандрова представила практику внедрения цифровых сервисов в учебно-методическую работу КНИТУ-КАИ.
До заседания эксперты осмотрели Центр композитных технологий КНИТУ-КАИ и кафедру аэрогидродинамики университета.
После заседания члены делегации также посетили Казанский вертолётный завод, Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова – филиал ПАО «Туполев», завтра для гостей пройдёт экскурсия по Свияжску и Иннополису.
Для справки:
Учебно-методические объединения были созданы в СССР в 1987 году, им было поручена подготовка рекомендаций к образовательным программам, совершенствование их содержания и оптимизация структуры подготовки кадров.
Внедрение новых методик и технологий было возложено на научно-педагогическое сообщество. Среди ведущих вузов страны выбрали авторитетных в определённой области знаний – вокруг этих базовых вузов объединились университеты и институты, осуществляющие подготовку по выбранному направлению. Ректор базового вуза становился председателем УМО, а представители вуза входили в состав Совета УМО.
С 2015 года УМО стали создаваться по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки. Все эти специальности и направления подготовки занесены в перечень укрупнённых групп приказом министра образования.
Таким образом, сейчас в России 35 Федеральных учебно-методических объединений.
- Автор:
- КНИТУ-КАИ